Правительство одобрило бюджет

Расходы бюджета увеличены

ЦБ снизил ставку до 8,5%

Курс рубля не изменился

Инфляция будет низкой

Годовая инфляция опережает цель ЦБ

Рекордный долг США

Госдолг США достиг рекордных размеров

Физбанкрот

Потенциальных банкротов в России остается значительно больше, чем фактически

ЦБ снизил ставку до 8,5%

Курс рубля не изменился

Задорнов возглавит «Открытие»

Задорнов возглавит «Открытие»

Задорнов вступит в должности через несколько месяцев

На кампусе Московской школы управления СКОЛКОВО прошли дебаты Safety Leaders

Дебаты состояли из 4 секций: кибербезопасность, финансовая грамотность, безопасность на

Модерн токен

Капитализация криптовалют бьет рекорды, а государства пытаются встроить новые рынки в старое

Владимир Мау о Московском финансовом форуме и банковском кризисе

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши? Хлеб как товар повседневного спроса менее всего

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Сценарии и прогнозы   25.04.2012 09:06:34

Сколько стоит будущее?

Сколько стоит будущее?

Антон Силуанов говорит. Владимир Путин слушает. ИТАР-ТАСС

В апреле начался новый бюджетный цикл — это значит, что в ближайшее время будет определена финансовая стратегия развития страны на ближайшие три года. Так или иначе это коснется каждого из нас, так как все мы платим налоги, а именно сейчас закладывается уровень фискальной нагрузки на население и предприятия, работающие в различных отраслях промышленности. Сейчас правительство подводит финансовые итоги минувшего года и обсуждает основные параметры бюджета на будущее.

Нынешняя бюджетная система имеет много минусов. По мнению премьер-министра Владимира Путина, один из главных — бюджетные средства не концентрируются на отдельных направлениях. «Скажем, деньги на здравоохранение концентрируются далеко не только в министерстве здравоохранения, а фактически во всех отраслевых ведомствах, где есть учреждения здравоохранения, а таких у нас много, — пояснил он. — В конечном итоге мы не видим, что происходит в важнейших отраслях в целом».

По словам премьера, необходимо, чтобы государственные программы охватывали все отрасли вне зависимости от того, к какому ведомству относится то или иное учреждение: «Чтобы была общая картина и гораздо эффективнее расходовались государственные ресурсы. И в конечном итоге люди получали бы лучшие услуги по приемлемым ценам».

Поэтому федеральный бюджет начиная с 2014 года должен верстаться по программно-целевому принципу, и правительство должно приложить для этого все возможные усилия. «У нас из нужных 41 программы подготовлено 39, но далеко не все приняты: по-моему, только две госпрограммы. Нам нужно сделать все, чтобы бюджет 2014 года верстался уже по программно-целевому принципу. Это чрезвычайно важная задача с точки зрения эффективного использования и расходования государственных ресурсов, имеется в виду, конечно, расходная часть бюджета 2014 года», — заявил Путин на заседании президиума правительства.

«Контрциклическая бюджетная политика»

Предваряя обсуждение планов на будущее, глава правительства описал нынешнее состояние дел. По его словам, после преодоления кризиса у нас в стране минимальная за 20 лет инфляция — 6,1%. Наш совокупный госдолг составляет менее 10% ВВП, а это в разы меньше, чем в Европе и США, накоплены третьи в мире по величине золотовалютные резервы. Путин уверен, сейчас в России наступает новый этап: «Мы видим грядущие вызовы и прекрасно понимаем, что решать задачи национального развития нам предстоит в условиях достаточно турбулентной ситуации в мировой экономике и мировых финансах, поэтому нам жизненно важна макроэкономическая стабильность как фундамент всех наших планов и инициатив».

О каких угрозах может идти речь, в своем выступлении отметил на коллегии Министерства финансов глава этого ведомства Антон Силуанов. По его данным, если в 2006 году федеральный бюджет мог быть сведён без дефицита при цене на нефть $24,6 за баррель, то в 2011 году этот показатель составил $101 за баррель, а в 2012 году поднимется до $116 за баррель. Это свидетельствует о существенных рисках, которые возникли в результате реализации дополнительных расходных обязательств, которые необходимо было принять в кризисный период.

«До середины 2000-х годов ненефтегазовый дефицит не превышал 3,5% ВВП, в 2009 году он вырос практически до 14%, а в текущем году мы ожидаем 10,6%. Хочу сказать, что это очень существенный риск, ненефтегазовый дефицит необходимо сокращать из года в год. По нашим расчётам, снижение цены на нефть на 10 долларов за баррель приводит к сокращению доходов на 600 млрд рублей, что сопоставимо с расходами на образование. Поэтому в настоящее время мы видим необходимость реализации основной задачи — обеспечение устойчивости бюджетной системы. Для этого нам необходимо закрепить бюджетные правила, и суть этих правил заключается в том, чтобы осуществлять планирование расходов федерального бюджета из базовой, средней, цены на нефть, которая сложилась за последние 10 лет, и иметь возможный дефицит бюджета в пределах до 1% ВВП в такой конструкции. В случае если фактически цена оказывается выше базовой, дополнительные доходы будут направляться в Резервный фонд. Если цена падает, то соответственно Резервный фонд пополняет расходы за счёт накопленных средств. По сути дела, это контрциклическая бюджетная политика, проведение которой нам, в Российской Федерации, жизненно необходимо. Естественно, чем будет больше объём фонда, тем более продолжительное снижение цены на нефть мы сможем выдержать», — пояснил Антон Силуанов.

Если говорить о текущей макроэкономической ситуации в стране в целом, то, по словам Силуанова, основным результатом 2011 года стал выход показателей финансовой системы на докризисный уровень. Объём доходов бюджетной системы в 2011 году в реальном выражении практически вышел на уровень лучшего в российской финансовой истории с 2008 года: расходы в реальном выражении превысили его на 25,1%, доходы федерального бюджета как части бюджетной системы в 2011 году в реальном выражении оказались на 2,4% ниже, чем в 2008 году. Однако Минфин ожидает, что уже в текущем году этот показатель превысит уровень докризисного 2008 года на 2,6% в реальном выражении.

Что касается расходов федерального бюджета, то в 2011 году они на 15% в реальном выражении превысили уровень 2008 года. В 2009 году в целях реализации антикризисных мер Минфин был вынужден резко (на 17,3%) нарастить объём расходов федерального бюджета. А в 2011 и в 2010 году постепенно, но не намного этот объём снижался. По словам Силуанова, задача Минфина как раз и заключается в том, чтобы постепенно сокращать «этот антикризисный навес, который произошёл в период кризиса», доводя объём расходов до реальных возможностей федерального бюджета, которые не будут зависеть от рисков изменения внешнеэкономической конъюнктуры.

Силуанов рассказал, что в 2011 году проводилась политика сдерживания роста бюджетных расходов. Практически все нефтегазовые доходы, дополнительно полученные за счёт высокой цены на нефть, были направлены на пополнение Резервного фонда. Это позволило снизить инфляцию до самых минимальных размеров за последние годы и отказаться от внешних заимствований. «Мы в прошлом году не воспользовались правом выхода на внешние рынки и не осуществляли такие заимствования, потому что имели дополнительный резерв, дополнительные ресурсы бюджета», — подчеркнул министр финансов.

Рентабельность — 35,7%

Согласно официальным отчетам Минфина, в 2011 году рентабельность продаж в целом по экономике составила 11,5% (11,4% в 2010 году). Наибольшая рентабельность традиционно наблюдается по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» (35,7% против 35,5% в 2010 году), наименьший — по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (6,7% против 7,3% в 2010 году).

Промышленное производство росло в течение 2011 года неплохими темпами, хотя и показало замедление: с 5,9% в первом квартале (к первому кварталу 2010 года) до 4,7% за год. Это было связано главным образом со снижением темпов роста в секторах промышленности, ориентированных на экспорт. К концу года промышленное производство вышло на докризисный уровень. При этом вернулась на докризисный уровень и доля валовой добавленной стоимости промышленности в общем объеме валовой

добавленной стоимости, составив в 2011 году 30,6%. Прирост добычи полезных ископаемых в 2011 году составил 1,9%, прирост обрабатывающих производств — 6,5%, прирост производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 0,1%.

Среди ведущих отраслей обрабатывающих производств в 2011 году наибольший прирост показали производство транспортных средств и оборудования (+24,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (+13,1%), производство машин и оборудования (+9,5%), производство кожи, изделий из кожи и обуви (+8,6%). При этом на докризисный уровень среди ведущих отраслей обрабатывающих производств не вернулись металлургическое производство и производство машин и оборудования.

А еще руководители…

Руководители крупных и средних компаний промышленности в ходе опросов, проводившихся на протяжении 2011 года, в числе основных факторов, ограничивающих рост производства, называли в основном недостаточный уровень спроса на внутреннем рынке, высокое налогообложение и недостаток финансовых средств.

Зато, по данным Минфина, в 2011 году продолжился уверенный рост потребительского спроса: оборота розничной торговли и объема платных услуг населению. Потребительский спрос был одним из ключевых факторов развития экономики.

Прирост оборота розничной торговли в 2011 году составил 7,2%. На докризисный уровень данный показатель вышел еще в 2010 году. В большей степени данный рост опирался на возросший спрос по непродовольственным товарам (+10,7%), в то время как продовольственные товары внесли меньший вклад (+3,6%). По состоянию на декабрь 2011 года в организациях розничной торговли был зафиксирован наибольший стоимостный объем запасов за все годы. Росту оборота розничной торговли способствовали рост реальной заработной платы (4,2%), рост кредитования населения (+35,9%), уменьшение нормы сбережений (с 14,6% в 2010 году до 10,3% в 2011 году). Доля доходов, направленных на потребление, в 2011 году составила 74,1%, что является наибольшим значением за последние годы. Как и в прошлом году, в 2011 году подавляющая часть

розничных продаж пришлась на торгующие организации (88,5% от общего объема). Квартальная динамика оборота розничной торговли в 2011 году постоянно росла. В IV квартале 2011 года прирост оборота розничной торговли составил 9,1%, в то время как в I квартале 2011 года он был 5,2%.Ускорение динамики оборота розничной торговли наблюдалось во второй половине года, что во многом было связано со снижением уровня инфляции.

Темпы роста объема платных услуг населению в 2011 году хотя и превысили темпы роста 2010 года, однако значительно отстали от темпов роста оборота розничной торговли. По итогам 2011 года объем платных услуг населению вырос на 3% (+1,5% в 2010 году). Как и прежде, наибольший объем платных услуг приходится на бытовые, транспортные, коммунальные и услуги связи. Примечательно, что в 1 полугодии 2011 года рост платных услуг населению составил 3,4%, однако во 2 полугодии темпы роста замедлились. Важное отличие динамики платных услуг от оборота розничной торговли состоит в том, что по первому показателю российская экономика вышла на докризисный уровень в течение двух лет, по второму — в течение года.

В начале 2012 года потребительский спрос продолжает демонстрировать высокие темпы развития: за январь—февраль 2012 года прирост оборота розничной торговли составил 7,3%, объема платных услуг — 4,1%.

Наиболее медленно растущим показателем в 2011 году были реальные располагаемые доходы населения (прирост в 2011 году 0,8% против 5,1% годом ранее). В течение первого полугодия происходило снижение данного показателя, лишь во второй половине года реальные располагаемые доходы перешли в область положительных значений.

Данная динамика во многом связана с тем, что в прошедшем году прирост пенсий был ниже, чем в два предыдущих года, а также с тем, что увеличились расходы по возврату потребительских кредитов.

Импортное счастье

Но если потребление растет, то почему же руководители предприятий жалуются на низкий внутренний спрос? Ответ на этот вопрос можно найти в материалах, подготовленных для коллегии министерства. В них указано, что импорт товаров составил $323,2 млрд, что на 29,9% выше значения 2010 года. По физическому объему рост составил 22,2% относительно 2010 года. Средние контрактные цены выросли на 9,1% относительно 2010 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения, а также реальным укреплением рубля.

Увеличение импорта также связано с активизацией инвестиционной активности и восстановлением физических объемов ввоза, в то время как средние контрактные цены росли медленнее, говорится в материалах министерства финансов. Рост импорта наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Особенно заметно увеличился импорт инвестиционных товаров, что отражает идущую модернизацию производственного аппарата российских компаний.

Отсюда можно предположить, что внутренний спрос удовлетворяется за счет импортных товаров. А это значит, что пока ситуация не изменится перелома в развитии отечественной промышленности и ухода от сырьевой направленности развития экономики ожидать не приходится.

Другим сдерживающим фактором для развития руководители предприятий называли высокое налогообложение и недостаток финансовых средств. Но подобные сетования менеджмента становятся вполне очевидными. По данным Минфина, 2011 год стал успешным для налогового администрирования и позволил качественно изменить ситуацию по ключевым направлениям деятельности ФНС России.

Этому способствовали как позитивные тенденции в экономике, так и меры по повышению эффективности работы ФНС России. В 2011 году экономика России показала высокий тренд по основным макроэкономическим параметрам, заняв по ряду из них лидирующие позиции в мире. ВВП в реальном выражении вырос на 4,3%, государственный бюджет исполнен с профицитом 0,8% ВВП, уровень госдолга составил 9,8% ВВП, из него внешний долг — 2,1%. Поступления администрируемых Службой доходов в консолидированный бюджет составили 9,7 трлн руб. и выросли на 26%.

Кроме нефтегазовых доходов высокую динамику роста показал налог на прибыль — 128%, оставаясь лидером в структуре доходов консолидированного бюджета. НДС увеличился на 32%. Основными факторами существенного роста НДС стали улучшение ситуации в экономике и повышение эффективности контроля за вычетами и возмещением налога. Так, возмещение НДС в 2011 году в условиях действия заявительного порядка осталось практически на уровне 2010 года — рост всего на 1,5%.

В отраслевом разрезе кроме нефтегазового комплекса высокий рост отмечен также в металлургии — 179%, машиностроении — 142%, электроэнергетике — 128%. В федеральный бюджет в 2011 году поступило 4,5 трлн руб. — на 40% больше, чем в 2010 году.

Отмечается также рост налоговых доходов относительно ВВП. Доходы консолидированного бюджета выросли с 17,1 до 17,9%; федерального бюджета с 7,1 до 8,2%; налога на прибыль с 3,9 до 4,2%; НДС с 3,0 до 3,2%. Показатели, предусмотренные в законе о федеральном бюджете, в течение года дважды были увеличены — всего на 894 млрд руб., или на 25%.

В итоге бюджет исполнен Федеральной налоговой службой на 101% — дополнительно поступило 50 млрд руб. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации исполнены в целом на 102%. Дополнительно в региональные бюджеты поступило около 86 млрд руб.

Высокие показатели поступлений во многом являются результатом повышения эффективности по основным направлениям деятельности ФНС России — аналитической, контрольной работе, урегулированию задолженности, досудебному и судебному урегулированию споров.

Задолженность на начало 2012 года составила 1 трлн 126 млрд руб. и за год снизилась на 150 млрд руб., или на 12%. По отношению к ВВП задолженность составляет 2,1% — это самое низкое значение за весь период деятельности службы (в 2004 году -14%). При этом эффективность взыскания задолженности выросла с 50 до 57%.

Несмотря на то что ФНС России завершено списание задолженности по налогам граждан, образовавшейся до 1 января 2009 года, это лишь повлияло на спрос населения.

Всего по России списано порядка 31 млрд руб. Это избавило 31 млн наших граждан от получения некорректных и бессмысленных налоговых уведомлений и необходимости в очередной раз тратить время на разбирательства с налоговыми и регистрирующими органами.

Что впереди?

По сообщению Антона Силуанова, Минфин прогнозирует дефицит бюджета в 2012 году на уровне 0,3% ВВП (предыдущий прогноз был — 1,5%). При этом министр не исключил, что при сохранении высоких цен на нефть бюджет России в 2012 г. может быть и бездефицитным. По его словам, в этом году мы получим чуть больше 60 млрд руб. от нефтегазовой отрасли, а еще порядка 47 млрд руб. будут найдены за счет перераспределения средств внутри бюджета. При этом все нефтегазовые доходы пойдут либо в Резервный фонд, либо на сокращение объемов внутренних заимствований, а не на раздувание расходов. Премьер-министр Владимир Путин считает, что Россия должна выйти на бездефицитный бюджет к 2015 году, поскольку даже небольшой дефицит для России с учетом зависимости от мировой конъюнктуры — это риск, который необходимо минимизировать.

Что же касается налоговой политики, то согласно планам Минфина на 2013–2015 годы предлагается сохранить ставку страховых взносов в размере 30%, усилить налоговую нагрузку на «Газпром» и повышать акцизы на алкоголь и табак, хотя и меньшими темпами, чем ранее предполагалось. Однако это лишь только планы. Принятие основных решений еще впереди.

Алексей Земцов

соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов.jpg

Фактическое исполнение федерального бюджета.jpg

индекс потребительских  цен.jpg

Сценарии и прогнозы   25.04.2012 09:06:34   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.