Как расширить «территорию финансовой безопасности»

11 октября 2017 года в Москве прошла II Международная конференция по защите прав потребителей

ОСТРАЯ КРЕДИТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В общем финансировании инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов по экспертным

Сбербанк развивает деловые связи России и Китая

Семь российских и китайских компаний провели переговоры о сотрудничестве на площадке

МВФ повысил прогноз ВВП

Рост ВВП РФ будет значительно отставать от роста мировой экономики

КАК ОБАНКРОТИТЬ САМЫХ НУЖДАЮЩИХСЯ?

Институт банкротства не стал общедоступным способом уйти от долгов. Практика показала, что не

Роуминг будет до нового года

ФАС пригрозил операторам мерами воздействия

Либерализация ОСАГО

Госрегулирование планируется отменить в 2020 г

Митио Каку: «Мы сможем пересылать свои эмоции и чувства через сети»

Такое заявление профессор Городского университета Нью-Йорка, специалист в области

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

О федеральном бюджете писать непросто. Документ этот огромный, выделить главное,

«Галс-Девелопмент» вдвое увеличила денежные поступления от продажи и аренды в 2017 году

Общая сумма поступлений от продажи недвижимости и арендной деятельности составила около 24,5

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

Компания Aser объявила о старте продаж этой флагманской модели, которая не имеет себе равных

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Сценарии и прогнозы   18.12.2012 11:36:44

В чем Путин согласился с Бернанке

Что общего в Послании президента Федеральному Собранию и в решениях ФРС?



В чем Путин согласился с Бернанке

Владимир Путин, в частности, заявил: «Нам нужны „дешевые“ и „длинные“ деньги для кредитования экономики, дальнейшее снижение инфляции, конкурентные банковские ставки».

Это ключевой набор задач, которые призваны решать правительство и ЦБ любой страны. Они их и решают. Но в разных странах разные продвижения в их решении. Как ФРС борется с кризисом

Вот что решил Комитет по открытым рынкам ФРС США по итогам двухдневного заседания.

1. Базовая процентная ставка сохраняется на рекордно низком уровне в 0–0,25% годовых.

2. Продолжится выкуп долгосрочных облигаций на сумму 45 миллиардов долларов ежемесячно после истечения срока «Операции Твист» в конце текущего года.

3. Регулятор сохранил объем ежемесячного выкупа ипотечных облигаций в рамках QEIII в. 40 миллиардов долларов.

Все это ожидавшиеся решения, по которым с начала будущего года на рынок будет выбрасываться каждый месяц не меньше 100 миллиардов свежехрустящих долларов.

Зато четвертое решение ФРС сенсационно. Вот оно: ФРС установила пороги по безработице и инфляции, без достижения которых базовая ставка меняться не будет. Необходимо сокращение безработицы до отметки 6,5% и ниже, а инфляция должна быть не менее 2,5%, для того чтобы ставка была повышена.

До сих пор ФРС предпочитала не раскрывать свои карты. ФРС не меняет своей политики подъема экономики путем наращивания долларовой массы. Собственно, других инструментов в распоряжении ФРС и нет. Расчет в целом, как сходится большинство американских комментаторов этого решения, в принципе верный. Так что цели ясны, задачи определены. Никаких управленческих потрясений не ожидается.

Американской экономике предсказывают неторопливое оживление, которое произойдет, если не случится падения с «фискального обрыва», то есть если демократы и республиканцы все-таки сумеют сторговаться по поводу мер сокращения бюджетного дефицита. Если не сумеют, это уже не к ФРС, о чем специально, хотя и в более мягкой форме, уже предупредил Бен Бернанке.

Перенимаем опыт

У России картина иная. С точки зрения макроэкономики и прежде всего состояния госфинансов она выглядит много лучше и США с их множественными дефицитами, и ЕС, и Японии. Китай, правда, впереди.

Но вот на уровне управления картина не столь блестящая. Продолжим начатую выше цитату из Послания президента Владимира Путина: «Я прошу Правительство и Центробанк подумать над механизмами решения таких задач». Речь, напомним, прежде всего идет о «дешевых» и «длинных» деньгах. Путин продолжает: «Знаю хорошо, что мне возразят и скажут некоторые эксперты, что обеспечение „длинных“ денег — это не задача Центрального банка, что „длинные“ деньги — это накопления граждан, предприятий, пенсионные деньги и так далее. Да, все это хорошо известно. Но также известно, что в ФРС Соединенных Штатов, в Евроцентробанке, в других некоторых центральных банках прямо в уставах записана обязанность этих структур думать о рабочих местах и обеспечении темпа роста экономики. Сейчас не призываю ничего пересматривать в нашем законодательстве, просто обращаю внимание на то, что все мы должны быть озабочены ключевыми вопросами развития страны».

Путин призывает ЦБ равняться на ФРС и ЕЦБ. В том смысле, что Банк России должен взять на себя большую ответственность за развитие экономики. В ЦБ громко или негромко, но точно будут возражать: если ЦБ будет отвечать за экономику, зачем тогда нужно правительство? Вопрос не праздный. Я не к тому, что перед правительством стоит мало задач и люди там работают в санаторном режиме. Ничуть не бывало. Но вот некоторые цифры.

3 декабря на сайте МВФ появился доклад «Либерализация и управление потоками капиталов: институциональный подход». В преамбуле указывается, что, если в 1980-е годы отношение финансовых потоков (прямых и портфельных инвестиций и банковских займов) к мировому ВВП составляло 5%, то в 2007 году, то есть перед началом мирового кризиса оно выросло до 20%. Стоит добавить, что за это же время отношение мировой торговли товарами и услугами к мировому ВВП поднялось с 23 до 33%, то есть прирост был гораздо меньшим.

Другими словами, само развитие мировой экономики диктует усиление роли финансового регулятора, которым ЦБ уже является и чем он станет в еще большей мере, когда наконец произойдет создание финансового мегарегулятора, который, как ожидается, врастет в ЦБ.

Реформа управления экономикой

Придание новых функций и увеличение ответственности — всегда болезненно. Особенно если учесть опыт ЦБ, который к росту ответственности никогда не стремился, скорее наоборот. Он с радостью и с пользой для экономики отказался от ответственности за курс рубля, выбрав таргетирование инфляции, но саму инфляцию он еще недавно делил на поддающуюся монетарным факторам и соответственно попадающую в зону ответственности ЦБ и не поддающуюся, которая подчинялась прежде всего естественным и прочим монополиям, а также Федеральной службе по тарифам — правительственному ведомству. Как именно будет происходит метаморфоза ЦБ, предсказать трудно, многое будет зависеть от фигуры сменщика Сергея Игнатьева.

Но Путин предсказал изменения не одному ЦБ. Продолжаем все ту же цитату: «Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну, однако пока средства Фонда национального благосостояния практически не вкладываются в развитие. Мы договорились — помню об этом хорошо и с этим согласен, — что после того, как Резервный фонд превысит 7 процентов ВВП, мы можем направлять половину доходов сверх этого уровня в российскую экономику, главным образом в инфраструктурные проекты. А вот теперь о возможных корректировках наших прежних договоренностей, о которых я сказал в самом начале. По итогам текущего года Резервный фонд и Фонд национального благосостояния вместе составят уже около 9 процентов ВВП, а значит, определенная подушка безопасности у нас есть, сформирована. Поэтому уже с 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния — для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, — нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов. С этим сегодня уже согласны и правительственные эксперты. Поэтому прошу Минфин проработать такую схему. Важно, чтобы такие проекты были окупаемы сами по себе. Чрезвычайно важное условие — и обращаю на это особое внимание — важно, чтобы они были окупаемыми и давали устойчивый гарантированный доход, а не требовали постоянной подпитки из ФНБ или из федерального бюджета».

«Финансовая газета» в прошлом номере писала об острой дискуссии по поводу бюджетного правила, которая велась Минфином, защищавшим неприкосновенность этого правила, и Минэкономразвития, которое предлагало его сразу же подкорректировать и, в частности, не дожидаться, пока Резервный фонд дорастет до 7% ВВП, после чего половину доходов бюджета от превышения фактической цены на нефть от заложенной в бюджете, которая, в свою очередь, является средней за определенный период времени, можно тратить на инфраструктурные объекты. Путин бюджетное правило в минфиновской редакции поддерживал.

И вот — сдвиг. Президент считает, что нефтедоходы пора пустить на объекты внутри страны уже в 2013 году (сейчас в Резервном фонде не 7, а всего 3% ВВП).

Другими словами, если нефть-кормилица не подкачает, то доходы от нее уже в будущем году будут выполнять роль ФРС в США, то есть именно из них будут черпаться «длинные» и «дешевые» деньги. О судьбе накопительных пенсий президент не сказал ничего, хотя демографической ситуации, которая кричит о том, что без них не решить проблем даже Пенсионного фонда, не говоря уже ни о «длинных» деньгах, ни об уровне жизни будущих пенсионеров, посвятил много внимания.

Вернемся к ФРС. Мировой регулятор пошел на беспрецедентный шаг, бросив игрокам даже не кость, а шмат сала. Играть за или против доллара теперь будут, оглядываясь на четко обозначенные пороговые значения, за которыми должна последовать смена курса денежной политики. Это можно интерпретировать в том числе и как уверенность ФРС в механизме управления. За океаном не принято менять правила по ходу игры, как это происходит у нас с бюджетным правилом. В России же еще предстоит отлаживать новый центр экономической власти, у которого, как у сказочного дракона, будет три головы: ЦБ, финансовый мегарегулятор и управляющая структура резервных нефтяных фондов, которая, напомню, должна быть «соответствующей», и в данном случае это не бюрократический штамп, а соответствие задачам вкладывать резервные деньги так, чтобы они «давали устойчивый гарантированный доход, а не требовали постоянной подпитки из ФНБ или из федерального бюджета». И, хотя ясно, что голова ЦБ — главная, остальные фактически оказываются на той же шее, как будут складываться отношения в этом трехголовье, сегодня никто предсказать не сможет.

Реформа управления может оказаться самой неуправляемой.

Николай Вардуль

Сценарии и прогнозы   18.12.2012 11:36:44   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.