ВВП РФ в марте вырос

ВЭБ говорит о выходе экономики РФ из рецессии

Как реформировать государство

Как реформировать государство

В Высшей школе экономики прошла ежегодная апрельская конференция, в которой традиционно

Новое удвоение

Несырьевой экспорт тормозит засилье государства в экономике

Декриминализация УК

В России за решеткой более 600 тысяч человек, их охраняют 200 тысяч

Хочешь господдержку — иди на экспорт

Расширение несырьевого экспорта — ключ диверсификации экономики

Дивиденды «Алроса»

Дивиденды «Алроса» могут составить 8,93 рубля на акцию

Треть сгущенки поддельная

Треть сгущенки поддельная

Пальмового масла в сгущенке не обнаружено

Минфин начинает продажу ОФЗ для населения

ВТБ и Сбербанк завтра начнут продавать ОФЗ для населения

Продажи смартфонов растут

Население стало покупать более дорогие смартфоны

Чай? Элементарно!

Зов кресла

Серьезные изменения в кабинете министров не за горами, в один голос утверждают источники,

Кудрин: все продать

Кудрин: все продать

400 млрд рублей от приватизации дополнительно

Прожиточный минимум увеличат

Документы уже поступили в правительство

Финансовый фестиваль пройдет 22 апреля

Финансовый фестиваль завершит Всероссийскую неделю финансовой грамотности

Сбербанк самый дорогой российский бренд

Бренд Сбербанка вырос за год

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Налоги   15.01.2013 03:08:26

Горе-реформаторы

Как правительство само себя высекло

Горе-реформаторы

4 декабря как гром среди зимы прозвучали заявления сначала первого вице-премьера Игоря Шувалова, а потом и премьера Дмитрия Медведева о том, что правительство собирается провести сравнительный анализ двух налогов — НДС и налога с продаж. 26 декабря налоговое совещание состоялось, на нем было решено ничего не менять.

Что это было?

Чем плох НДС

Начнем с того, что хотя все случившееся выглядит как анекдот, которым опять же по традиции полны новогодние дни, тема замены НДС налогом с продаж достаточно серьезная и глубокая. Иначе бы она ни поднималась с регулярностью смены времен года с момента отмены налога с продаж с 2004 года. Стоит с самого начала оговориться, что налог с продаж в 1998 — 2003 годах существовал параллельно с НДС. Что в конце концов было признано неконституционным, но дело даже не в этом, параллельное существование двух однотипных налогов искажало результаты обоих.

Но почему же все-таки идея замены НДС на налог с продаж не оставляет умы части политиков, экономистов и предпринимателей? Основных причин три.

Первая — НДС консервирует модель экспортно-сырьевой экономики, которая должна остаться в прошлом российской экономики, потому что никак не соответствует сегодняшним потребностям. В Европе, откуда пошел по миру НДС, он был задуман не только в фискальных целях. Неотъемлемая часть — возврат НДС при экспорте, по мысли создателей этой системы должна была стимулировать экспорт тех видов продукции, в которых больше добавленной стоимости, то есть стимулировать технологический прогресс и рост конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Перенос НДС на российскую почву продемонстрировал, что не всякая пересадка оказывается полезной. НДС и его возврат оказался выгоден не обрабатывающей промышленности России, которая за очень редкими исключениями оказалась неконкурентной на мировых рынках, а экспортерам сырья. Для остальных видов производств главным в этом налоге оказалась не его стимулирующая сторона, а фискальная. Этот перекос в значительной мере привел к тому, что потенциальные российские экспортеры продукции с повышенной долей добавленной стоимости так и не смогли свои потенции реализовать, задавленные фискальным прессом НДС. Поэтому позорная для страны, входящей в «большую восьмерку», статистика доли собственно промышленного экспорта в общем объеме экспорта, как и место России в международном разделении труда, которое чем дальше, тем больше ассоциируется с гетто, — в значительной мере «заслуга» НДС. Неслучайно в нефтедобывающих странах, которые, как и Россия, ставят перед собой цели диверсификации экономики, НДС нет. Исключение — Норвегия, но это то исключение, которое подтверждает правило. От Норвегии и ее системы использования нефтяных доходов Россия очень далека. Мы знаем и стремимся использовать норвежский опыт, но приближаемся к нему в лучшем случае лишь ассимптотически.

Вторая причина состоит в том, что возврат НДС — хрустальная мечта каждого предпринимателя. Если же учесть еще одну российскую историческую традицию — коррупцию, то возникает поле для самых разных злоупотреблений, нарушений и преступлений. Известно, например, что существовали (а может быть, и продолжают существовать) откровенно специализировавшиеся на оформлении и возврате НДС инспекции, долгое существование которых не может иметь иного, кроме высокого покровительства объяснения.

Третья причина — сложность и обременительность взимания НДС. Налог взимается независимо от того, будет ли реализована продукция — НДС взимается авансом. Это дополнительные затраты на производителя, к которым добавляются несоразмерные затраты на ведение бухгалтерского и налогового учета НДС у налогоплательщиков, за которыми должны следить, соответственно наращивая кадры и затраты, налоговики.

Вторая и третья причина приводят к самым большим на фоне остальных налогов затратам на судебные разбирательства, непроизводительную потерю времени и средств, в том числе и бюджетных.

Чем плох налог с продаж

Налог с продаж тоже не ангел. Его негатив с удовольствием раскрывает Минфин, который до последней возможности будет отстаивать НДС, видя в нем одну из главных опор бюджета. Среди его достоинств Минфин числит и независимость сбора НДС от фаз экономического цикла. НДС исправно пополняет бюджет и тогда, когда налогоплательщик в кризисе. Стоит ли говорить, что для налогоплательщика эта всепогодность НДС предстает негативом.

Но вернемся к тому, чем плох налог с продаж. При сборе этого налога возникают фактически непреодолимые трудности — продавцы товаров должны определять статус покупателя и причину покупки товаров. Речь идет о том, что плательщиком налога с продаж является конечный покупатель. Такая ситуация увеличивает возможность уклонения от уплаты налога и увеличит нагрузку на сектор розничных продаж, заключают в Минфине.

Еще один контраргумент — низкая бюджетная эффективность. В 2000 — 2002 годах доходы от этого налога составляли 0,5% ВВП, а облагаемая налогом доля ВВП — 10% при том, что оборот торговли составлял 32 — 34% ВВП, свидетельствуют расчеты Минфина.

Получить реальные доходы с налога с продаж удалось лишь небольшому числу регионов. В 2002 году 36% поступлений от налога с продаж пришлось на Москву, 8% — на Санкт-Петербург, указывают в Минфине. «Максимальные поступления налога с продаж в расчете на душу населения превышали минимальные более чем в 80 раз», — подчеркивают в ведомстве.

«При этом отмена налога с продаж была связана с чрезвычайно высокими политическими и экономическими издержками», — говорится в материалах Минфина.

Введение налога с продаж сейчас увеличило бы нагрузку на малый бизнес (более половины розничного оборота). Сейчас этот сектор может применять упрощенную систему налогообложения или платить единый налог на вмененный доход и не использовать кассовые аппараты. Налог с продаж потребовал бы реформы системы.

Это заставило бы и налоговую службу полностью перестраивать работу: пришлось бы контролировать сотни тысяч торговых точек, указывается в материалах ведомства. Затраты на налоговое администрирование будут внушительными, считают в Минфине: в России налоги собирает единая служба. Выход есть — обязать регионы оплачивать эту работу или собирать налог самим.

В противном случае могут пострадать федеральные поступления налога на добавленную стоимость, указывается в материалах ведомства.

Пострадать могут и неимущие граждане, считают в Минфине: налог с продаж может привести к росту цен в низкоконкурентных секторах потребительского рынка.

Главным с точки зрения Минфина риском налога с продаж является ожидаемое снижение поступлений в федеральный бюджет, которому необходимо выполнять возросшие плановые социальные обязательства, из-за проблем с собираемостью. Но положительная сторона этого налога — повышение доходной базы муниципалитетов, на которые тоже возложены дополнительные расходы.

Минэкономразвития готово рассчитать эффекты для экономики при разных ставках налога с продаж. «Ранее говорили о 5 — 10% ставки, пока исходим из этой гипотезы», — пояснил замглавы ведомства Сергей Беляков. По его словам, у процесса могут быть скрытые эффекты, которые просчитать невозможно. В частности, когда в 2004 году отменили налог с продаж, розничные цены не снизились.

Еще одно последствие введения налога с продаж — уход бизнеса из одних регионов в другие, с более мягкой налоговой нагрузкой, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пинухина.

«Налог с продаж — это дополнительная нагрузка на бизнес, однозначное снижение деловой активности», — считает эксперт.

Два часа

«Я только что провел двухчасовое налоговое совещание, коллективное мнение — нет», — сказал премьер Дмитрий Медведев журналистам 26 декабря, отвечая на вопрос о возможной замене НДС налогом с продаж.

Итак, вердикт был вынесен за два часа. Возникает два вопроса.

Первый вопрос. А был ли мальчик? Стоило ли вообще на уровне правительства проводить подобное совещание?

С основным докладом на налоговом совещании выступал Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли и научный руководитель Института Гайдара. При этом еще до совещания Институт Гайдара опубликовал свою негативную позицию по поводу замены НДС налогом с продаж, по подсчетам Института, возместить потери бюджета можно было бы, лишь введя налог с продаж со ставкой, приближающейся к 50%, что неприемлемо прежде всего с социально-политической точки зрения. Другими словами, сам выбор основного докладчика предрешал исход совещания. Основной тезис доклада Синельникова-Мурылева — «механический» переход от НДС к НСП нерационален, так как приведет к значительному выпадению доходов, следует из презентации: придется повышать другие налоги. А одновременное взимание обоих налогов — снижение ставки НДС и введение небольшого НСП — «вряд ли целесообразно», так как рост издержек на администрирование не будет компенсирован заметным ростом доходов.

При всем уважении к докладчику непонятно, почему выбор пал именно на него, почему на правительственном совещании, явно иницированном не без участия вице-премьеров Аркадия Дворковича и Игоря Шувалова, давними сторонниками замены НДС на налог с продаж, не они были в центре событий.

Возможный ответ далек и от НДС, и от налога с продаж, и от любой их комбинации. Это была слегка завуалированная порка этих вице-премьеров. Они потерпели если не аппаратное, то уж точно интеллектуальное поражение, им было сказано: не зарывайтесь.

Но даже если этот ответ хотя бы отчасти верен, никуда не деться от того, что пострадал и престиж премьера. Проводить широко разрекламированное совещание в правительстве, а не в экспертном сообществе по одному из острейших вопросов экономической, а не только бюджетно-налоговой политики только для того, чтобы прийти к выводу, что ничего делать не надо, по меньшей мере странно. Медведеву показали, что совещания проводить не стоило — с НДС и налогом с продаж все и так ясно. А это все равно что выставить премьера на посмешище.

Второй вопрос. А так ли все ясно с НДС и налогом с продаж? Цифры убеждают лучше слов, а именно в цифрах при сравнении НДС с налогом с продаж и ощущается наибольший дефицит. На совещании возобладал подход Минфина, а в этом ведомстве считают лишь поступления от НДС, сравнивая их со статистикой налога с продаж образца 2003 года. Это не все необходимые для принятия решения цифры. НДС не только приносит деньги в бюджет, он же и выносит их оттуда.

Когда «Финансовая газета» задолго до правительства проводила широкую дискуссию о возможности и целесообразности замены НДС на налог с продаж, мы попытались всесторонне взвесить плюсы и минусы НДС в цифрах. Были направлены запросы в 13 ведомств, начиная от ФНС и Минфина и заканчивая Высшим арбитражным и Верховным судами, включая объединения предпринимателей. Мы просили предоставить информацию в том числе и о потерях, связанных с НДС: затраты на его администрирование, затраты добросовестных плательщиков, объем возврата НДС экспортерам, оценка объема ухода от НДС, лжевозврат НДС, судебные издержки по делам, связанным с НДС. К сожалению, полной картины нам получить не удалось, мы убедились, что в подобном ключе сбор информации вообще не производится. Похоже, правительство и не стремилось изменить ситуацию.

Хотя есть призрачная надежда, что полностью оценить НДС все же удастся. Премьер дал поручение экспертной группе продолжить работу по вопросу о том, «во что может вылиться смена НДС, сможем ли мы это администрировать — не сейчас, а через 2–5 лет, и какой он должен быть (ставка налога с продаж — ред.)».

Правительство, пойдя на проведение налогового совещания, признало, что проблемы с НДС существуют, но отказалось что-либо менять. Это страусинова позиция.

«Финансовая газета» предлагает решение: отказаться от возврата НДС при экспорте сырья и за счет этого снизить ставку НДС. Оно разом снимет многие минусы НДС: его «коррупциогенность» и стимулирование сохранения отсталой экономическвой модели, в значительной мере базирующейся на экспорте сырья.

Но, для того чтобы сделать этот шаг, нужно преодолеть сопротивление сырьевых госмонополий. Итоги прошедшего в правительстве совещания свидетельствуют: к такой борьбе кабинет министров явно не готов, правительство проиграло, даже по существу так и не вступив в бой.


Николай Вардуль

Налоги   15.01.2013 03:08:26   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.