Нефть дороже $55

Нефть вряд ли продолжит восхождение

Кипящий градус расслоения

Кипящий градус расслоения

Что главное в развитии экономики? Те или иные, положительные или отрицательные темпы роста,

AFP: глава Starbucks подал в отставку

Starbucks является самым крупным владельцем кофеен в мире

Настройка налоговой системы

Необходимо в 2017 году принять все соответствующие поправки к законодательству

Объединение идеологий

Разногласий у Минфина и МЭР по прогнозам социально-экономического развития не будет

Гонконг и Шэньчжэнь: перекрестные торги

Гонконг стал ближе континентальному Китаю

Google с российским юрлицом

Google с российским юрлицом

Роскомнадзор требует от Google создания российского юрлица

Самая дорогая валюта в мире

В начале ноября в мире оборачивалось 47 млн биткоинов. Это самый высокий показатель с 2011 г.

Красота сильнее кризиса

Российский рынок косметических препаратов стал восстанавливаться одним из первых. Компания

Фонд развития IT

По замыслу министерства фонд будет являться некоммерческой организацией

Космический корабль для туристов

Космос становится все доступнее

Деньги — двигатель производительности

Деньги — двигатель производительности

Самым лучшим мотиватором, способным подвигнуть сотрудников компании на совершение трудовых

Микрофинансирование. Революция

16—18 ноября 2016 в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная XV Национальная конференция по

Награды предпринимателям

16 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялась торжественная Церемония награждения

Инфляция по-венесуэльски

100 венесуэльских боливаров на черном рынке стоят меньше 10 центов США

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Налоги  

Идеальный плательщик - сырьевик-инноватор

Идеальный плательщик - сырьевик-инноватор

фото: flickr.ru alancleaver_2000

В преамбуле Основных направлений налоговой политики авторы документа пытаются дать ответ, так высоки налоги в России по сравнению с другими странами или низки. Пассаж настолько хорош, что заслуживает цитирования: «Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее – ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР… Вместе с тем, поскольку доходы бюджетной системы Российской Федерации в значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую… Если уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в 2007 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная компонента нагрузки… составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) – 28,5% ВВП. Иными словами, уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации без учета ее конъюнктурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР». Если перевести это на нормальный язык, то можно выразиться предельно кратко. В России уровень налогообложения выше, чем в развитых странах. Однако, поскольку налоги платят в основном сырьевые компании, для остальной экономики налоговая «ненефтяная» нагрузка, напротив, низкая. Ее-то, оказывается, и нужно поднимать, чтобы «слезть с нефтяной иглы», делают вывод авторы документа. Сохранение высоких социальных расходов бюджета объявлено приоритетом и на 2012-2013 годы (после, стало быть, выборов), поскольку в этих расходах заложен некий модернизационный потенциал. И это – тоже причина поднимать налоги. А вот обещанного (на встрече премьера Владимира Путина с представителями РСПП) снижения страховых выплат не предвидится. Значит, не последует и улучшения инвестиционного климата -- этот климат образца 2010 года отличается от предшествующего в первую очередь ростом социальных платежей. Мифом, как показывает документ, оказались и некие расчеты, которые якобы провел Минфин, доказывающие, что можно без ущерба для бюджета вернуться к ставке 28% (ранее 26%, теперь 34%). Вместо этого Минфин предлагает изящный сценарий: снизить ставку до 14% для так называемых инновационных предприятий (кто это, из законодательства так и остается непонятным), оставив ее прежней для остальных. Единственное исключение могут сделать для СМИ (пропаганда всегда в цене): ставку вменят сначала 26%, через год 27%. СМИ, таким образом, не то, чтобы инноваторы, но и не тягловое сословие в полной мере. Налоги на прибыль точно вырастут: «Должны быть внесены изменения в Кодекс, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития». Далее авторы документа приводят ряд мер, направленных на борьбу с трансфертным ценообразованием. Из текста следует, что оно трактуется исключительно широко (в духе последних заявлений премьера России) и, вероятно, создаст проблемы многим сложносоставным хозяйствующим субъектам. Причем Минфин оставляет себе полную свободу в этой борьбе. Так, справедливо заметив, что ставка рефинансирования в России не является хорошим индикатором для исчисления «нормативного» процента по займам, Минфин заявляет, что выработает «иной индикатор», однако не говорит, какой. Впрочем, послабления все-таки будут. И коснутся они сырьевых компаний. Возможно, Минфин замечает некоторое противоречие с преамбулой к документу (все-таки с сырьевой иглы собрались слезать), однако не исключено, что для властей сырьевики – они же и инноваторы, так что все логично: «Необходимо разрешить налогоплательщикам относить на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций затраты на освоение природных ресурсов, связанные с подготовкой территории к ведению горных работ; по устройству временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, а также расходов по возмещению комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений в том периоде, в котором данные расходы были осуществлены». Есть и другие приятные мелочи. Например, если ты участвовал в тендере на освоение природных ресурсов, но не выиграл, эти расходы можно вычесть из налогооблагаемой базы. Вероятно, в иных случаях лучше даже не выиграть. Скажем, если твой противник Газпромнефть. Тогда отступные плюс налоговые льготы дадут больше неких прибылей в будущем. Тем более, что налоговые каникулы для ряда месторождений, столь нелюбимые Минфином изначально, ведомство намерено отменить. Ситуация, при которой просто вращаться вокруг этого бизнеса выгоднее, чем тащить на Север «рельсы, трубы, провода», очевидна. Касаясь НДС, Минфин затрагивает лишь тему возмещения этого налога (что понятно в свете недавних скандалов вокруг ряда налоговых инспекций столицы). Странно, но скупо прописана глава про акцизы, сказано лишь, что они будут «поэтапно повышаться»; можно предположить, что вопрос станет предметом будущих дискуссий. Не будет до 2013 года и налога на недвижимость – нет кадастра (но к нему Минфин намерен неуклонно двигаться). Таковы фискальные планы на эпоху «после выборов». Главный бюджетный риск – высокие социальные обязательства. Имея перед собой горизонт в пять лет, власти, столкнувшись, например, с обвалом сырьевых цен, могут оказаться вынужденными скорректировать расходы. Невзирая на их модернизационный потенциал.
Налоги     

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.