Большие налоговые маневры

Налоги нам обещают до президентских выборов не менять. Но 2018 г. все ближе, а значит,

Рубль против барреля

Рубль против барреля

Рубль проявил удивительную стойкость к падению цен на нефть, потеряв к «американцу» менее

Когда слова оказываются важнее цифр

Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) США по итогам

Инфляция выросла на 0,2%

Росстат сообщил об инфляции в РФ и ЕС

Отток капитала будет $12–13 млрд в 2017—2019 гг.

ЦБ дал новый прогноз по оттоку капитала

Рынок потребителей-индивидуалов

Согласно международной базе данных Бюро переписи населения США, в мире сейчас проживают более

На голубом огне

На голубом огне

В «Газпроме» опять жарко. В Европе он ведет баталии за газопровод «Северный поток-2». Очень

Шопинг прямо за рулем

Совсем недавно автомобильный бренд Jaguar представил систему, позволяющую оплачивать покупку

Черный день 8 марта

Международный женский день 8 марта принес сюрприз. Когда в России был выходной, на мировых

Россияне не знают про ОФЗ для населения

Населению не рассказали про ОФЗ

Трудотень

Вице-премьер Ольга Голо­дец назвала тип бедности, распространенный в России, «уникальным».

Помогут с резервами

Помогут с резервами

Госбанки готовы уйти из Украины

Чиновников премируют за экономию

У чиновников появляются новые источники легального дохода

Назван самый богатый россиянин

Forbes опубликовал список миллиардеров

Инвестиции в роскошь

Темпы роста цен на коллекционные предметы роскоши серьезно замедлились, свидетельствует

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Налоги   12.01.2012 11:46:17

Самый политический налог

Самый политический налог

Низкие темпы экономического развития и роста уровня жизни населения, а также неэффективность институтов власти делают очевидной необходимость проведения реформ,  прежде всего реформы системы управления. Лейтмотивом может стать делегирование решения проблем на региональный уровень. Но для этого необходимо соответствующее перераспределение финансовых потоков. Если проблемы должны решать регионы, то прежде всего за счет собственных средств, а не трансфертов. Одним из таких перераспределений может стать введение в стране хорошо забытого старого налога – налога с продаж, который платится покупателями товаров и услуг с каждого пробитого чека.

Не так давно в нашей стране уже был налог с продаж. Он был описан в главе 27 «Налог с продаж» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая утратила силу с 1 января 2004 года. Согласно ст.14 Налогового кодекса Российской Федерации налог с продаж относится к региональным налогам. Раньше уплаченные налогоплательщиками суммы налога с продаж зачислялись в региональный (40%) и местный (60%) бюджеты. Как это соотношение может складываться в перспективе, пока непонятно.

В самом деле, было очевидно, что в условиях непрекращающегося экономического (а теперь еще и признаков политического) кризиса в России власти будут изыскивать новые резервы для пополнения бюджетов. И более удобного и простого варианта, чем залезть в карман потребителю, у них нет. Однако официально о введении нового сбора еще не объявлено. Пока что такая перспектива является предметом активного обсуждения чиновников и экспертов.

«В целом, конечно, нужно возвращаться к тому, о чем в свое время неоднократно говорила Счетная палата — 50% на 50%», — сообщил Сергей Степашин 1 декабря 2011 года в кулуарах Международного юридического конгресса «Право и модернизация: опыт, перспективы, тенденции».

«Пятьдесят процентов налогов должно оставаться непосредственно в регионах, если мы федеративное государство, а по Конституции мы являемся таковым, и 50% — непосредственно в федеральном центре», — приводит РИА Новости мнение главы Счетной палаты РФ.

Лекарство от децентрализации

Впервые такая идея была озвучена еще летом 2006 года — спустя примерно два года после его отмены. Тогда группа экспертов из Центра исследования проблем налогообложения при Финансовой академии во главе с Максимом Куликовым представила доклад, в котором были детально описаны все последствия замены НДС налогом с продаж.

В докладе эксперты называли налог с продаж «универсальным лекарством», которое позволит излечить большинство болезней российской налоговой системы. Но в то же время они признавали: налоговая рокировка может создать массу проблем предпринимателям. В частности, введение налога с продаж почти наверняка повлечет за собой упразднение упрощенной системы налогообложения, повышение цен, сокращение доходов бюджета и рост издержек для экспортно-ориентированных предприятий.

«Это материал для обсуждения, а не законченная работа. Мы еще не готовы заменить НДС на налог с продаж, этот вопрос требует длительной дискуссии», — ответил им тогдашний начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович.

И вот теперь это лекарство предлагают использовать для лечения другой российской болезни — децентрализации системы управления страной. Сейчас помощник президента РФ Аркадий Дворкович считает возможной и эффективной децентрализацию полномочий при замене НДС на налог с продаж.

«С моей точки зрения, речь идет о необходимости передачи полномочий регионам и муниципалитетам до 1 триллиона рублей, чтобы полномочия исполнялись эффективно», — заявил он на Международной научно-практической конференции «Налогообложение — современный взгляд». По его словам, на это потребуется от 3 до 5 лет, и такая масштабная передача возможна при появлении нового местного налога, то есть замене НДС на налог с продаж. Дворкович считает, что эта замена должна проходить постепенно, «в течение нескольких лет, но не как одномоментное действие». По его мнению, нынешняя структура налоговой системы не способствует задаче децентрализации.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в свою очередь заявила, что сделает все, чтобы не было одновременного действия налога с продаж и НДС: «Я буду делать всё, чтобы не было одновременно обоих налогов». По словам министра, говоря о невозможности дальнейшего увеличения налоговой нагрузки в целом, нет речи о том, что внутри налоговой системы не будет перераспределения. «У нас должно быть меньше налогов на деятельность, а больше налогов на имущество, недвижимость, потребление. А они в свою очередь должны быть субъектовые и муниципальные», — сказала Набиуллина.

Позиция Министерства финансов в этом вопросе несколько иная. Отмена региональных льгот по налогам, а не введение налога с продаж, является самым правильным решением для наполнения региональных бюджетов, считает министр финансов РФ Антон Силуанов. Напомним, что ранее Министерство экономического развития РФ предлагало рассмотреть возможность использования налога с продаж в качестве нового источника для пополнения региональной казны. Однако, по мнению Силуанова, бюджеты регионов можно наполнить за счет отмены льгот по региональным и местным налогам, и «это было бы более правильным решением».

Министра финансов согласен с главой Минэкономразвития в том, что одновременное существование налога с продажи и НДС — не самое эффективное решение. «Мы считали, что наличие одного косвенного источника, как налог на добавленную стоимость, может решить все проблемы», — подчеркнул Силуанов.

Удар по льготам

По мнению Сергея Борисова, президента общественной организации представителей малого и среднего бизнеса «Опора России», «при введении налога с продаж и при условии, что казна здесь ничего не потеряет, статус-кво с выпадающими доходами и расходами сохранится. Одна из главных перспектив здесь в том, что у нас есть шанс избавиться от большого количества фирм-однодневок, которые делают бизнес на НДС. И это только при условии, если налог с продаж заменит НДС. Если налог с продаж будет установлен в дополнение к НДС, то ничего хорошего здесь я не вижу».

Главный экономист инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков скептически относится к перспективам ввода нового налога. «Я не думаю, что будет принято такое решение, большого смысла я в этом не вижу», — считает он.

Выступая на налоговом форуме 6 декабря нынешнего года, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Сергей Разгулин сообщил, что Минфин в перспективе планирует отменить ряд федеральных налоговых льгот. Дополнительные доходы бюджета от их отмены могут использоваться для введения новых льгот, усиления действующих либо как резерв на случай неблагоприятной макроэкономической ситуации.

По его словам, Минфин проанализировал практику применения федеральных налоговых льгот за 2010 год. По оценке министерства, их общая стоимость составляет порядка 700 миллиардов рублей. В частности, сообщил Разгулин, более 100 миллиардов рублей федеральный бюджет теряет от льготы по налогу на имущество для естественных монополий, еще около 100 миллиардов рублей стоят бюджету амортизационные премии, около 170 миллиардов рублей — налоговые каникулы по НДПИ, 50 миллиардов рублей — пониженная ставка налога на прибыль.

В настоящее время, по словам Разгулина, Минфин готовит предложения по изменению перечня этих льгот — часть из них будет сохранена, а часть планируется постепенно отменять. «Сейчас собрали отчетность за 2010 год, будем собирать за 2011 год, где-то в середине 2012 года у нас будут уточненные цифры, и мы будем смотреть», — сказал он.

По словам чиновника, высвобождаемые средства будут направляться либо на предоставление новых льгот, либо на усиление действующих, а могут выступить такой «подушкой», при наличии которой не потребуется более значительное повышение акцизов и других налогов на потребление, если будет неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура.

Впрочем, не исключено, что никакой налоговой реформы и не будет. В нынешних условиях правительство может ограничиться только лишь сокращением льгот, проведя тем самым косметический ремонт налоговой системы и властной вертикали.

Однако не стоит забывать и   одном факторе налоговой системы — политическом. Помимо экономической составляющей налог с продаж носит еще и эмоциональный характер. Граждане будут ясно видеть в чеке, насколько удорожается товар под действием дополнительных сборов, и уж точно не забудут, что постоянно платят налоги. Обычно, осознавая это в полной мере, люди начинают требовать от парламента, президента и правительства эффективной работы, от правоохранительных органов — соблюдения своих прав, а от судебной системы — справедливости. И власти им не могут отказать.

Так что у экономических, а не только налоговых реформ появятся новые лоббисты.

Алексей Земцов

Налоги   12.01.2012 11:46:17   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.