RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

15 ноября 2017 года в Москве состоялся XI Ежегодный форум «Будущее страхового рынка»,

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Поиск новых механизмов экономического развития и новых финансовых инструментов, создание

Есть деньги на пенсии?

Госдума приняла поправки в бюджет ПФР

Автомобили вновь пользуются спросом

Сентябрь стал месяцем сбора урожая не только для сельских жителей, но и для дилерских

Сто лет одиночества

Исполнилось сто лет тому, что десятки лет называли Великой Октябрьской социалистической

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

14 ноября 2017 года состоялось выступление генерального директора ГК «Результат» Гончарова

OPPO выпустила смартфон F5 из серии  Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

OPPO выпустила смартфон F5 из серии Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

Ведущая глобальная технологическая компания OPPO представила в России свой первый

Российские компании знают, как построить "умные" города

В Барселоне проходит Международный форум Smart City Expo World Congress 2017. Это одно из

«Галс-Девелопмент»: вторая очередь ЖК «Наследие» введена в эксплуатацию

«Жилой квартал «Наследие» – один из самых успешных проектов компании «Галс-Девелопмент»,

Физлиц не пустят на криптобиржи

Возобладал подход ЦБ к регулированию крипторынка

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

Ценная старина

Рынок антиквариата – одно из самых закрытых и непубличных пространств в России. Далеко не все

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Налоги   19.04.2012 07:50:43

Сезон охоты на офшоры

Сезон охоты на офшоры

У гонителей офшоров решительно нет чувства прекрасного (на фото Каймановы острова)

Нынешний год с полной уверенностью можно назвать годом борьбы с офшорами. В середине апреля стало известно, что Федеральная налоговая служба предложила ввести новый корпоративный налог — на транзакции в офшоры, контролируемые из России. Налоговики предлагают взимать с каждой офшорной транзакции от 9 до 20%. Ожидается, что процентная ставка будет зависеть от того, насколько полно российская компания станет раскрывать информацию о своих конечных бенефициарах.

Третий пункт

Пик развития офшоров во всем мире пришелся на 80–90 годы прошлого столетия. Массовому открытию подобных компаний способствовало три основных фактора — три свойства, которыми обладают офшоры. Первое — низкое налогообложение. Второе — упрощенное ведение административно-хозяйственной деятельности. Владельцам и менеджменту компаний не нужно предоставлять огромное количество отчетной документации. Вся отчетность и взаимодействие с внешним миром сводятся к минимуму. Третье — возможность держать в тайне реальных собственников компании.

Именно третий пункт стал определяющим в экспансии офшоров. Но в 2001 году ситуация резко изменилась. После террористического акта в США, когда были уничтожены башни близнецы Всемирного торгового центра, Америка объявила настоящую войну офшорам. И главная причина — все та же анонимность бизнеса. Сегодня в мире уже никого особенно не смутишь низкими налогами в офшорных юрисдикциях, которые, к слову сказать, значительно выросли и иногда превышают планку в 10% по налогу на прибыль.

В последнее время давление на офшоры со стороны сначала «большой семерки», а потом и «двадцатки» стало постоянно нарастать, а их популярность соответственно снижаться. Компаниям, не раскрывающим своих реальных собственников, из года в год становится все сложнее вести бизнес в развитых странах. И вот теперь борьбу с офшорами объявила Россия. Впервые эту тему, как и все другие основные темы, оказывающие существенное влияние на жизнь в нашей стране, поднял Владимир Путин.

Сначала это произошло как-то вскользь, ненароком. Среди вопросов, озвученных в программе «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», был такой: «Как вы относитесь к лозунгу: «Хватит кормить офшоры?». На это премьер-министр дал развернутый ответ: «Абсолютно позитивно. Кстати, важная вещь. И дело не только в том, что кто-то прячет что-то в офшорах. Дело в том, что у нас многие компании регистрируются в офшорах и ведут открытую, легальную деятельность на территории страны как иностранные предприниматели. Да, в какой-то период многие уходили в офшоры, чтобы гарантировать свои интересы, но сегодня это становится реальным ограничителем экономической деятельности и активности не только для наших предпринимателей, но и для иностранных инвесторов. Многие из них мне прямо говорили: мы бы готовы с тем или другим предприятием работать совместно, и хотим этого, но мы не понимаем даже, кто конечный бенефициар, кто прячется за офшором. И это — уже очевидная вещь, которая требует законодательной корректировки».

Тогда на эту реплику Путина особенно не обратили внимания, но спустя короткое время эта тема получила продолжение.

Офшорное наследие

В конце прошлого года на юбилейном съезде «Деловой России» премьер заявил, что власти будут делать все, чтобы бизнес мог развивать свои предприятия и завоевывать новые рынки сбыта, но при этом и сам бизнес должен понимать свою ответственность перед страной и не прятать деньги и активы в офшорах и уходить от налогов. Он добавил, что считает необходимым скорректировать российское законодательство для предотвращения ухода бизнеса в офшоры и формирования нормального делового климата.

«Сегодня „офшорное наследие“ становится реальной преградой для формирования нормального делового климата в стране, снижает уровень доверия к экономике как со стороны нашего предпринимательского сообщества, так и иностранных партнеров и инвесторов, и здесь необходимы соответствующие корректировки на законодательном уровне», — заявил Путин. При этом глава правительства отметил, что он не против офшоров в целом.

«Это нормальная, в принципе, иногда экономически целесообразная форма ведения хозяйствования, но когда у нас за офшором вообще ничего не видно, не видно конечного бенефициара совсем — нам невозможно даже принимать решения по некоторым ключевым вопросам», — подчеркнул премьер.

На несовершенство системы, по его словам, жалуются и иностранцы, для которых непрозрачность российской экономики зачастую становится препятствием для капиталовложений.

«Мне стыдно об этом говорить, но приходится. Мне прямо говорят: „Слушайте, мы бы пришли в эту отрасль, пришли в это предприятие, но даже не понимаем, кто конечный бенефициар. Мы не пойдем туда“. Это избыточное, мягко говоря, применение офшорной практики», — сказал Путин.

«Ну и потом, нам нужно сюда заводить наши активы. Чего бояться-то? Нам нужно вместе с вами совершенствовать налоговую систему», — обратился премьер к представителям бизнеса.

В зале раздался смех. «Не смешно», — отреагировал Путин и сам засмеялся.

Кроме того, премьер подчеркнул, что общество должно знать, какие решения и почему принимаются в сфере законодательного регулирования офшорной практики и повышения прозрачности российской экономики, «с тем чтобы не было отторжения общественности и общества от того, что происходит в предпринимательской среде, чтобы людям было понятно и ясно, почему принимаются те или иные законы — не для того, чтобы кто-то карманы себе набил, а для того, чтобы создавались новые рабочие места, чтобы это были высокотехнологичные рабочие места, и тогда нас с вами люди будут поддерживать и тогда не нужно будет по офшорам ничего прятать». «Да, нужно будет платить налоги», — резюмировал он.

Офшоры, офшоры, кругом одни офшоры

Оценить объем рынка, о регулировании которого говорит Владимир Путин, достаточно сложно, но очевидно одно — он гигантский. Так, например, по данным на начало 2010 года, из общего объёма накопленных иностранных инвестиций в российской экономике на Кипр приходилось $52,2 млрд, Нидерланды — $43,3 млрд, Люксембург — $36,4 млрд, Великобританию — $20,5 млрд, Германию — $20,3 млрд, Британские Виргинские острова — $15,4 млрд, Китай — $10,2 млрд, Ирландию — $9,1 млрд, Японию — $8,5 млрд, Францию — $8,0 млрд. Понятно, что именно офшоры расставили «страны-доноры» по их местам.

Другой аспект этой темы — отмывание средств. По данным первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова, объем финансовых средств, выведенных из России в 2011 году с признаками отмывания, оценивается не менее чем в 1 триллион рублей. При этом, по его словам, в эту сумму входят сомнительные операции, о которых сообщили в Росфинмониторинг сами банки. «А общий объем денег, которые не только уходят за рубеж, но и крутятся в стране, может и превысить эту сумму», — добавил первый вице-премьер.

Незаконный вывод капитала из России, по словам Зубкова, идет прежде всего в Латвию, Кипр, Великобританию, Швейцарию, Францию и Гонконг. С властями этих стран ведется взаимодействие с целью пресечения незаконных операций.

Кроме того, в последние годы возрос объем приобретения зарубежной недвижимости на пришедшие из России деньги. «Причем часто это тоже деньги не совсем прозрачные и законные, поэтому они тоже требуют соответствующего исследования», — сказал он.

По словам Зубкова, начавшая работать под его руководством межведомственная рабочая группа по пресечению незаконных финансовых операций проанализировала основные виды таких операций и методы борьбы с ними и наметила план работы на ближайшие полгода. В первую очередь эксперты намерены заняться борьбой с «фирмами-однодневками». Кроме того, они определили ряд компаний и финансовых учреждений, которые будут внимательно изучаться на предмет использования незаконных схем. По словам Зубкова, в их число входят и крупные компании, и компании с госучастием, многие из которых обросли «фирмами-оболочками», сосредотачивающими значительную часть прибыли и затем обналичивающими эти средства или переводящими их в офшоры. «Эти схемы нам видны, и, как правило, здесь участвуют активно финансовые учреждения», — сказал первый вице-премьер.

Война на два фронта

Борьба с офшорами стала разворачиваться по двум направлениям — фискальному и административно-хозяйственному. В середине апреля текущего года на заседании президиума Ассоциации юристов России (АЮР) выступил сопредседатель этого объединения, председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Он напомнил, что в ходе подготовки и обсуждения президентского законопроекта предлагалось предусмотреть норму, которая обязывала бы офшорные компании, действующие на территории Российской Федерации, раскрывать информацию о своих конечных бенефициарах и депонировать ее в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Неисполнение этой обязанности, как предполагалось, должно было повлечь за собой солидарную ответственность лиц, контролирующих данную компанию, по ее обязательствам. Однако в итоговую редакцию проекта поправок в Гражданский кодекс эта норма не вошла.

По мнению Степашина, она обязательно должна быть включена в Гражданский кодекс. Аналогичные правила действуют в ряде стран, в том числе в Нидерландах и Швейцарии. Это существенно упрощает налогообложение и валютное регулирование офшорных компаний, позволяет более эффективно противодействовать коррупции и легализации незаконно полученных доходов. Кроме того, предложенные правила об обязательном раскрытии офшорными компаниями информации о своих бенефициарах помогают решить проблемы частноправового характера, касающиеся защиты прав и интересов российских организаций, в том числе с участием публичного собственника, вступающих в договорные отношения с офшорными компаниями.

Еще один способ борьбы с офшорами Сергей Степашин озвучил ранее в интервью «Российской газете». По его мнению, наиболее эффективным было бы вообще их закрыть: «Всем вместе договориться — с крупными странами, с крупными экономиками, с крупными предпринимателями в мире, чтобы они не играли в офшоры. По Кипру сейчас почти договорились. Я понимаю, что это трудновыполнимое предложение, потому что деньги не пахнут: любой предприниматель в первую очередь думает о прибыли, а потом уже обо всем остальном».

Степашин, считает, что необходимо лишить по закону налоговых преференций всех, кто работает по таким схемам. «Пускай подумают, где выгоднее — в России регистрироваться или в другой стране. При этом нужно создавать условия, чтобы было выгодно держать деньги у нас, создавать благоприятный инвестиционный климат… Чтобы тебя не „крышевали“, чтобы законы были понятны, не было в них отсылочных норм, чтобы правила не менялись по ходу пьесы. Тогда не надо будет и в офшор вкладываться», — уверен глава Счетной палаты.

Все под контролем

Что же касается изменения законодательства в части налогов, то для борьбы с офшорами предлагается запретить списывать на расходы выплаты в адрес компаний, зарегистрированных в подобных зонах. К таким выплатам ФНС предлагает отнести стоимость работ, услуг (к ним относятся и проценты по займам), имущественных прав и ценных бумаг.

Налоговики решили разделить все российские физические и юридические лица на две категории. С одной стороны, это будут те, кто раскроет себя в качестве бенефициара и честно обозначит свою причастность к офшору. Таким субъектам разрешат вычесть из доналоговой прибыли платежи, совершаемые в пользу офшоров, и тем самым уменьшить свои платежи по налогу на прибыль. А физлица, открывшиеся властям, будут платить 9%-ный налог с сумм, перечисляемых на счета офшорных компаний.

Те же, кто не захочет открывать свое физическое или юридическое лицо самостоятельно, будут платить с перечисляемых в офшоры средств налог по ставке 20%. Вполне возможно, что за основу этих нововведений был взят опыт налоговых амнистий, проводимых в США, Германии, Франции и Великобритании, общий смысл которых сводился к тому, что «явка с повинной» влечет за собой меньшие налоговые начисления, чем поимка за руку.

В ряде стран ЕС, например в Германии, действует механизм, по которому все иностранные холдинги, работающие на территории страны, должны подтвердить свою деловую активность — доказать, что они организованы с целью реальной работы, а не для налоговой оптимизации. Реальность предоставленных доказательств контролируется относительно просто — с помощью официальных писем, телефонных звонков, вплоть до выездов налоговиков на место. И если, скажем, на Кипре материнская компания немецкого акционерного общества располагается не в реальном офисе, а по адресу регистратора, это может стать основанием для доначисления налогов.

Полный перечень офшорных зон, платежи в которые в случае принятия изменений в Налоговый кодекс подпадут под налогообложение, содержится в приказе Минфина «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)». В числе наиболее популярных можно назвать Кипр, Британские Виргинские острова, Бермуды, Мальту, Гонконг, Мальдивы, Каймановы острова, Сейшелы и пр. — всего 42 региона.

Эксперты считают, что на данный момент российские компании по большей части работают с офшорами крайне осторожно, и редко их связь с офшорами может быть легко обнаружена налоговиками. Такое позволяют себе разве что отдельные фирмы, связанные с госструктурами, которые имеют большие возможности для лоббирования и защиты своих интересов всеми правдами и неправдами. Но в любом случае, чтобы не создавать почву для возникновения каких-либо коррупционных злоупотреблений со стороны налоговиков, требуется прежде всего создать четкую процедуру проверки компаний на связь с офшорами.

Однако пока вообще непонятно, как налоговики смогут доказать связь офшора с компанией и установить конечного бенефициара. Известно, что многие офшоры имеют в числе собственников так называемых номинальных держателей. Кроме того, законодательства разных стран по-разному трактуют само понятие бенефициарного собственника, а иногда и вовсе его не имеют. А ведь именно правовая неопределенность и неоднозначность толкований являются главными причинами возникновения злоупотреблений.

Избежать уплаты налога в России фирма также сможет, если докажет, что в офшоре уплачиваются высокие налоги — не менее половины аналогичного российского (другими словами, не менее 10%). Но у большинства «цивилизованных» офшоров как раз и установлена именно такая планка. А это значит, что поправки направлены в первую очередь на госкомпании и уж совсем маргинальный частный бизнес.

В итоге можно сделать вывод, что цель поправок — установить еще больший контроль над государственными элитами. Поэтому вероятнее всего инициатива ФНС направлена на решение конфликтов интересов в госкомпаниях и является следствием требования Владимира Путина «проработать вопрос повышения прозрачности финансовой деятельности хозяйствующих обществ».

Алексей Земцов

Налоги   19.04.2012 07:50:43   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.