Мобильная связь на каждом километре

Мобильная связь на каждом километре

High Tech и связь 15 Май 2012, 17:11
Мобильная связь на каждом километре

Посчитав результат прошлогодней «телефонизации» федеральной трассы «Амур» от Читы до Хабаровска вполне показательным, Правительство РФ решило настойчиво попросить операторов «Большой тройки» покрыть сотовой связью все федеральные трассы страны до конца 2013 года. Провайдеры мобильной связи, внешне демонстрируя «заинтересованность в решении задачи такого уровня», не могут сдержать гнева — это грозит им новыми затратами с весьма призрачным сроком окупаемости.

Не смотря на весьма позитивное отношение к подобному проекту со стороны пользователей, у многих из которых есть только один номер мобильного телефона (а часто за пределами населенных пунктов связь от вашего «домашнего» оператора связи может и не работать), для операторов сотовой связи такие задачи практически убыточны. И это при том, что, по данным Роскомнадзора на март 2012 года, сетью «Мегафона» покрыто 75,6% автодорог, МТС — 82,1%, «Вымпелкома» — до 73,8%. Остальные «проценты» — самые сложные и дорогие.

Дело в том, что организовывать тотальное покрытие вдоль автомобильных трасс, даже при совместной работе всех трех крупных операторов сотовой связи, — дело достаточно затратное. Вместо трехсекторных антенн можно ставить всего два сектора с четкими диаграммами направленности вдоль трассы и включать оборудование на максимальную мощность (что уменьшит численность необходимых БС). Но значительная часть БС все равно получит средний доход на станцию в 5–10 раз меньше, чем в любом населенном пункте. Кроме того, возведение одного сайта (позиции) выше, чем по стране — нужна обязательно башня максимальной высоты (72–74 метра), конструкции для которой необходимо доставлять из крупных городов, где их возможно произвести. Кроме того, необходим вертолетный монтаж — при таком раскладе стоимость одной позиции составляет 60–80 тыс. долл.

Да, все эти затраты по возведению позиций можно разбить на трех операторов (на башне хватает место для размещения трех комплектов антенн, как и в вагончике — для размещения трех комплектов оборудования с системами электропитания, охраны и кондиционирования). Однако подведение к этим позициям дорог и коммуникаций (в основном, электричество) весьма затратно: значительная часть участков федеральных трасс в принципе не электрифицирована и никакие усилия Минэнерго или ФСК ЕЭС этому, в обозримом будущем и бесплатно, не помогут.

Да, правительство планирует компенсировать часть затрат операторам за счет целевых субсидий, однако сроки окупаемости таких участков сети с 2–3 лет для обычных сетей связи в городах или сельских населенных пунктах возрастают ровно в 10 раз. Операторы «Большой тройки» не прочь были бы получить дополнительное финансирование по этому направлению из фонда универсальной услуги, который был сформирован за счет ежегодных отчислений всех операторов связи, однако этого все-таки не случится. В принципе, провайдеры мобильной связи могут взять расходы на такое строительство из своих PR-бюджетов, которые у них направлены на трескуче-официальные социальные проекты, но вряд ли это случится: мелькать на обложках глянцевых журналов куда как приятнее.

Планируется, что проект будет реализован по принципу частно-государственного партнерства, но гораздо больше половины проекта заплатят операторы связи: такое странно-неравноценное партнерство. В частности, установку объектов связи компании будут осуществлять за свой счет, а финансирование из федерального бюджета пойдет на строительство подъездных путей. При этом компенсация со стороны правительства (2 млрд руб. «на все») недостаточна — столько было потрачено регулятором только на трассу «Амур». Отдельно надо отметить проекты операторов по «телефонизации» ЖД-путей федерального значения. Вот здесь все гораздо проще — оптические линии от ТТК уже присутствуют, а башни можно построить на землеотводах, которые принадлежат РЖД (чем и занимаются уже «Русские башни»). Аналогично и с электричеством — подвести его не так уж и дорого, если есть административное давление на российского монополиста.

Максим Букин

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться