Бесплатный Wi-Fi поможет с доступом

Бесплатный Wi-Fi поможет с доступом

Бесплатный Wi-Fi поможет с доступом

Многочисленные проекты по обеспечению бесплатного Wi-Fi доступа для выхода в Интернет в вагонах пригородных электропоездов — это ограниченно социальный проект. На самом деле, с его помощью операторы сотовой связи смогут зайти на инфраструктуру РЖД и, кроме того, попробовать окупить свои вложения еще быстрее.

Услуга бесплатного Wi-Fi для пассажиров пригородных пассажирских поездов — известный и «старый», с технологической точки зрения, проект. Впервые он был реализован «Скартелом» на столичных аэроэкспрессах, но фрагментарно из-за отсутствия сигнала оператора за МКАД. Кроме того, подобные проекты есть в поездах «Сапсан». Стоимость оснащения одного состава необходимым оборудованием редко превышает 50–60 тыс. руб. за состав (мобильные роутеры и дополнительные силовые кабели для их питания, короба для монтажа, направленные антенны для улучшения качества сигнала), а монтаж длится несколько часов. Причем, подобные проекты интересны для всех участников. Транспортная компания может заявить о повышении качества обслуживания своих пассажиров, а оператор сотовой связи заработать на этом денег.

Финансирование подобных проектов складывается из постоянных и переменных затрат. С одной стороны, потребление на каждый роутер редко превышает 1–2 Гб трафика, что в сумме составляет 10–20 Гб в месяц на состав. Стоимость такого сервиса не превышает 15 тыс. руб. в месяц (с учетом различных скидок). Однако, для пользователей такой сервис бесплатен — финансировать его будут транспортные компании. Причем, цена на билеты поднимать нет никакой необходимости — рентабельность этого проекта вторична. Учитывая заинтересованность операторов связи M2M проектами они вполне могут установить минимальную стоимость «беспроводки».

Однако, при массовом обслуживании деньги будут серьезными. Ведь судя по словам начальника центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максима Шнейдера, «планируется организовать Wi-Fi во всех российских электричках до конца 2012 года». Таким образом, тысячи составов получат оборудование для доступа в Сеть, а операторы — загрузку своих базовых станций. Причем, речь про пригородные электрички, а не про поезда дальнего следования, зашла явно не спроста — плотность застройки базовых станций выше рядом с крупными городами, по магистральным ЖД-трассам даже голосовая связь, не говоря уж о интернет-доступе, представлена весьма фрагментарно.

Правда, речи о загрузке торрентов или просмотре видео на высокой скорости не идет — в сетях 3G это маловероятно, а LTE в регионах ожидается не ранее 2016 года. Скорее всего, пользователи получат доступ как в столичном метрополитене — канал около мегабита в режиме download и 512 Кбит/с на upload, средний по скорости пинг и отсутствие какого-либо лимита на загрузку информации (ну или что-то типа 50 Мб в час, не больше). То есть — хватит для веб-серфинга и чтения почты, не более того.

С помощью подобных социальных проектов, где стоимость доступа будет лишь немного превышать рентабельность, операторы сотовой связи «Большой тройки» реализуют свою основную цель — «зайти» на инфраструктуру ОАО «РЖД», используя для строительства полосу отчуждения рядом с железнодорожным полотном. До сих пор сделать это было чрезвычайно сложно из-за позиции агрессивного неприятия со стороны железнодорожного монополиста. Но, видимо, ситуация меняется. В немалой степени содействуют этому и местные власти, для которых «локальная беспроводка» — вполне реальный шанс заработать политический очки на ниве «ИТ-строительства» в регионе. Кроме того, гарантированная абонентская плата со стороны транспортных компаний, позволит операторам связи уменьшить срок окупаемости своих БС, которые находятся рядом с ЖД-полотном — в отличие от станций в населенных пунктах, где срок окупаемости редко превышает 2–2,5 года, здесь он может составлять 5–7 лет.

Наличие Wi-Fi в электричке — совсем не конкурент доступу по 3G, уверены операторы связи. Главное, чтобы у пользователей появилось понимание того, что выходить в Сеть можно со своего смартфона или мобильного ПК. А там уж за подключением нужной опции в «условно-безлимитном» тарифе «для телефона» или покупке USB-модема или 3G-роутера дело не станет. Ведь это дело привычки, которую пока что необходимо творчески развивать для увеличения рынка сбыта.

Максим Букин

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться