Дональд Трамп нашел формулу сотрудничества с Россией

Трамп не оговорил снятие санкций Крымом или

Адресная поддержка вместо льготного НДС

Адресная поддержка вместо льготного НДС

Минфину нужен полновесный НДС

Цель номер один: финансовая грамотность

Финансовой грамотность сейчас нужна так же, как

Маски-шоу на Гайдаровском форуме

Почему Орешкин выступил за Минфин, Юдаева — за

Силуанов нашел «таблетку» от всех российских кризисов

Доля нефтегазовых доходов в бюджете зависит от

ЦБ трясет частные пенсионные фонды

ЦБ заглядывает в инвестиционный портфель

Московская «вторичка» дешевеет

Московская «вторичка» дешевеет

Метр «вторички» в Москве дешевле 200 тысяч рублей

Господдержка промышленности

Больше других от государства получит автопром

Александр Мамут стал 100%-м собственником Rambler&Co

Мамут приобрел медиа-активы Потанина

Пьедестал роста промышленности: химия, текстиль, машиностроение

Минпромторг вызвал Минэкономики на соревнование

Зарплату гостопменеджеров регулировать не будут

В России гостопменеджеры получают в разы больше,

Безусловный базовый доход для европейцев

Безусловный базовый доход для европейцев

Финляндия уже экспериментирует с безусловным

Пенсия подрастет

На 2017-й год обещано две индексации пенсий

Взгляд на пенсионеров как на пионеров

Население России стремительно стареет, и в

Стихийные расходы

Мы уже почти забыли те времена, когда розничная

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

High Tech и связь   05.01.2012 15:06:38

Мобильные платежи – тренд сезона

Мобильные платежи – тренд сезона

visa.com

Одна из самых значимых тенденций на телекоммуникационном рынке России в 2012 году — отчаянное стремление операторов сотовой связи не просто активировать, но и запустить разнообразные сервисы мобильной коммерции, поскольку банальных денежных переводов между мобильными счетами своих пользователей им уже не хватает. Все подобные проекты нацелены на продвинутых пользователей смартфонов и осуществляются не столько для развития рынка или удобства пользователей, сколько для увеличения среднего остатка по счету и резкого роста объемов «прокаченной» через такой канал «цифровой наличности». Все-таки по итогам 2011 года рынок российских электронных платежей должен составить 250 млрд. руб.: ради таких объемов и значительных комиссионных все-таки можно постараться.

В настоящий момент у операторов связи есть три основных группы сервисов, с помощью которых они постепенно занимают рынок мобильной коммерции, отнимая рынок у других участников подобных взаиморасчетов. Цель провайдеров сотовой телефонии достаточно разумна и вполне достижима. Они хотят перехватить у банковских карт, интернет-банков и информационных терминалов самообслуживания возможность осуществления как мини-транзакций (за контент, доступ), так и полноценных электронных платежей (ЖКХ, операторы связи и т. д.).

Первый вариант — оплата премиальными SMS. Сегодня все операторы сотовой связи без каких-либо исключений торгуют как четырехзначными номерами, так и позволяют контент-провайдерам подключать множество субпартнеров для приема оплаты за товару и услуги — от электронных книг и доступа на сайт до билетов в кино. Не смотря на вполне успешную бизнес-модель подобных спонтанных приобретений (лимит одного SMS составляет, обычно, около 300 руб.), что объясняется простотой такой оплаты, этот сегмент рынка переживает свое наихудшее время за все последние годы. Виной тому жадность всех участников схемы, что выражается в завышенной комиссии «за проведение платежа». В результате, принимать оплату с помощью этого способа можно только за те товары и услуги, себестоимость которых предельно низка (к примеру, за доступ к кинотеатру ворованных фильмов).

Вариант второй, который педалируют, в основном, «МегаФон» и «ВымпелКом», связан с выпуском виртуальных карт, которые пользователь может запросить по SMS и получить практически немедленно. За счет того, что его паспортные данные известны (при продаже SIM-карты в нормальных торговых точках фиксируется номер удостоверения личности), дебетная банковская карта вполне легко может быть «Привязана» к его счету. Причем, идея у этих продуктов хорошая — постоянно изменяемый CVV2-код для интернет-платежей. Плохо только то, что за проведение платежей абоненту придется платить дополнительную комиссию в размере пары процентов за «удобство» использования этого сервиса. Операторы связи отлично понимают, что своими локальными сервисам перевода денежных средств они массовости использования не добьются — поэтому у них есть большое желание встроится и в процесс покупки через Сеть товаров на интернет-аукционах, а также «помочь» пользователям в оплате туристических услуг (бронь отеля, билеты на недорогие перелеты и т. д.). Причем, основной поставщик электронной наличности для разнообразных сервисов мобильной коммерции в настоящий момент — это электронные терминалы самообслуживания, с помощью которых, конечно, куда как выгоднее переводить деньги на счета мобильного телефона, чем превращать из в «фантики» сторонних служб электронной наличности (к примеру, Яндекс. Деньги). Дело в том, что комиссия на такие пополнения может различаться в 2–3 раза.

Третий вариант реализуется вяло из-за отсутствия должного аппаратного обеспечения для обычных пользователей (продукция Apple или Google с поддержкой сканирования радиочастотных меток ближнего радиуса действия нам только снится) — это оплата с помощью NFC. С помощью этой технологии смартфон имеет возможность взаимодействовать со специальными ридерами в торговых точках и на транспорте остаточно поднести телефон с NFC-чипом к считывателю, подтвердить оплату и — деньги списаны, а услуга оказана. Но кроме того, что эти чипы надо физически раздавать пользователям, и далеко не все абоненты готовы устанавливать это дополнительное оборудование в свои устройства, операторам необходимо учить работать с такими приложениями в том числе и продавцов, «напрягая» банки для раздачи POS-терминалов с NFC-функционалом. Хотя, светлое будущее просматривается  и здесь — если деньги списываются не со счета банковской карты, как во многих NFC-проектах в мире, а именно со счета мобильного телефона, постоянный приток средств операторам связи обеспечен.

Для России же третий вариант, в сочетании со вторым, кажется мне наиболее реальной перспективой. В качестве примера я предлагаю посмотреть на Google Wallet в США, где основой послужило решение MasterCard. Именно эта платежная система взяла на себя работу с торговыми точками и банками — необходимо было поставить везде терминалы MasterCard PayPass с поддержкой NFC. И вот сейчас устройств, потенциально и реально готовых с оплате «в одно касание» в США уже больше 150 тыс. (среди них — рестораны Subway, универмаги Macy’s и аптеки Walgreen). Операторам сотовой связи остается только встроится в эту инфраструктуру с помощью своих брендированных приложений и получать небольшую часть от денежной реки повседневных транзакций.

Для пользователя же Google Wallet — это мобильное приложение, с помощью которого можно оплачивать покупки в магазинах при помощи смартфона с поддержкой NFC. Правда, счет, с которого осуществляются транзакции — это счет обычной пластиковой карты, там нет никакого варианта взаимодействия с электронной наличностью других систем. По сути, Google Wallet — это просто приложение-посредник, которое делает покупки быстрыми, защищенными и дает возможность платить как в обычных магазинах, так и через Сеть. Скорее всего, творческим расширением этой системы будет возможность оплачивать счета значительному большинству провайдеров товаров и услуг — от телефона и интернета до доставки продуктов из магазина. Сейчас все это происходит с помощью разношерстных интерфейсов платежных систем, в будущем — «свернется» только в одну «точку входа».

Пока что программа может работать только на смартфонах Nexus S 4G на основе операционной системы Android, подключенных к сотовому оператору Sprint — конкуренты злорадствуют в том плане, что у Google Wallet «пока большего числа счетов, в отличие от PayPal»: но это все пройдет. Кстати, Google Wallet совсем не закрытая технология — в блоге Visa уже есть сообщение о том, что и эта платежная система сертифицировала PayWave в Google: значит поддерживаться будет весь спектр банковских карт двух платежных систем. На очереди, видимо, American Express и Discover, а также Diners Club.

Для России прогноз по срокам и функциональности таких решений пока более пессимистичен. Скорее всего, продвижением NFC в России займутся не операторы сотовой связи, как сейчас (вспомним наполеоновские планы «Большой тройки» по NFC-оплате проезда в столичном и питерском метрополитене), а крупные банки, у которых хватит сил и возможностей убедить пользователей (хотя бы «зарплатников») установить себе на устройства необходимые приложения и использовать их. Смогли же тот же «Сбербанк» и ВТБ24 «продавить» сервис SMS-информирования.  С NFC будет чуть посложнее, но ненамного.

Максим Букин

High Tech и связь   05.01.2012 15:06:38   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.