Назад в стагнацию

Оживление экономики перечеркнул крепкий рубль

Биржи Европы рухнули

Биржи Европы рухнули

Трамп опубликовал налоговую инициативу

Японский премьер едет с проектами

Японцы покажут жителям Курил цивилизацию

Нефть дешевеет

США снова могут уронить рубль

ВВП РФ в марте вырос

ВЭБ говорит о выходе экономики РФ из рецессии

На первый-второй рассчитайсь!

На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект, предполагающий разделение

ЦБ припустил от рубля

ЦБ припустил от рубля

Как поддержать рубль в новых условиях?

Банк России перешел на бег трусцой

ЦБ указал рублю на спуск

ЦБ может снизить ставку до 9,25%

Рубль надо снижать

ЦБ снизит ставку до 9,5%

Банки должны выполнить требования по обязательным резервам

Силуанов зашел в ВТБ

Министр финансов сменил в набсовете своего зама Моисеева

Медведев поручил лечиться отечественным

Медведев поручил лечиться отечественным

Новый законопроект поддержит российскую фарму

Зов кресла

Серьезные изменения в кабинете министров не за горами, в один голос утверждают источники,

Кудрин: все продать

400 млрд рублей от приватизации дополнительно

Прожиточный минимум увеличат

Документы уже поступили в правительство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

High Tech и связь   26.12.2011 13:24:23

Операторская розница по модели супермаркета

Операторская розница по модели супермаркета

megafon.ru

Развитие собственных сетей продаж крупных операторов связи получило мощный импульс всего несколько лет назад вместе с насыщением рынка и проникновением сотовой связи свыше 100% в отдельных регионах страны. Но только в 2011 год, как только все компании «Большой тройки» стали «интегрированными» операторами, реализующими весь спектр услуг связи от фиксированного ШПД до мобильной «беспроводки» и различных видов голосового общения, строительство своих точек продаж стало и вовсе безальтернативным. Сотрудничество с торговыми сетями отошло на второй план — основным стало строительство своих точек продаж.

Разумеется, маржинальность, окупаемость и расположение собственных розничных сетей операторов гораздо хуже, чем у «Евросети» или «Связного», но руководство провайдеров связи это не интересует. Поскольку к ним подходят совсем с другой меркой — по сути это инвестиции в свою абонентскую базу, а не «продажи в лоб». К строительству, эксплуатации таких проектов привлекают компании с опытом работы (к примеру, «Евросеть» строит и поддерживает более 400 магазинов для «ВымпелКома»), а некоторые операторы связи заявляют и вовсе космические объемы строительства таких павильонов: к примеру, «Ростелеком» опрометчиво заявляет о строительстве тысяч салонов продаж на базе своих абонентских пунктов продаж.

Один из наиболее динамичных операторов связи на российском рынке, компания «Скартел», изначально сделала ставку только на свои точки продаж. Правда, до огромного числа салонов дело не дошло — скорее это был «рой» миниатюрных стоек, где продавали услуги и брендированное оборудование по принципу «все-в-одном». Там же можно было заплатить деньги на счет своего электронного счета. Но, как говорят в компании, это было эффективно — в сочетании с интернет-магазином продаж, разумеется.

Операторы «Большой тройки» подошли к делу более глобально — сначала магазины строились на базе офисов продаж, дальше — флагманские точки в городах и небольшие «будки» приема платежей. Сейчас у крупных компаний есть все возможные форматы — от стоек, где продают SIM-карты и интернет-магазинов (контракты доставляют даже мотокурьеры, как у Tele2) до магазинов по реализации всего спектра услуг, который поддерживается в том или ином регионе, включая брендированное оборудование самого широкого спектра (от роутеров и модемов до ТВ-приставок и смартфонов). Наценка на такое оборудование максимальна, поскольку производят его OEM-компании их Юго-Восточной Азии, которые не берут денег «за бренд». А продажи там максимальны — одни USB-модемы за этот год проданы миллионными тиражами.

Развитие своей розницы — вполне предсказуемый шаг для операторов связи, которые хотят, таким образом, обеспечить себе высокую возвратность абонентской базы (пополнять счет, как минимум, клиенты будут хотя бы пару раз в месяц). Правда, в отличие от «независимых» торговых сетей, которые пока остались на российском рынке, они стараются сдать как можно больше функций на аутсорсинг. К примеру, вместо кассиров деньги на счета мобильных устройств принимают платежные терминалы, что существенно снижает издержки: персонал не занимается рутинными операциями с минимальной маржинальностью.

Соответственно, после отстройки торговых сетей, у операторов связи вполне есть возможность продавать право аренды по наивысшей ставке, «продавливая» сети приема платежей по комиссии вниз. Это позволяет увеличить доходность от каждого салона вполне ощутимо. А сетям по приему платежей это все равно выгодно — проходимость любых профильных салонов весьма высока и наибольший оборот, в структуре доходов, приносят именно они.

В этой связи интересно посмотреть на конкурс по обслуживанию сети терминалов по приему платежей, который недавно провели в компании МТС. Оказалось, что лидер рынка, компания Qiwi, полностью проиграла таким операторам платежных систем, как Cyberplat, Compay, Telepay. Лоты разыгрывались по макрорегионам, что позволяло достаточно гибко подойти к тарифной политике с учетом местной специфики рынка. Причем, основные деньги оператор получил совсем не за продажу права аренды на год: порядок этих сумм измерялся в районе миллиона долларов за каждый макрорегион. Основной профит был от снижения суммы комиссии, которые оператор выплачивает тому или иному процессингу за прием денег от абонентов. Здесь экономия и, соответственно, увеличение прибыли измеряется десятками миллионов долларов, что можно записать в плюс к выручке оператора связи.

В целом, очень вероятно, что торговые сети операторов связи будут использовать методику работы крупных супермаркетов, которые постоянно и настойчиво «строят» своих поставщиков, продавливая их по цене, требуя к себе индивидуального подхода и скидок, выбивая наиболее эффективные для себя условия сотрудничества. Производителям телефонов скоро предстоит столкнуться с изменением рынка — и те мучения, которые они испытывают с региональными или федеральными сетями, покажутся им детской игрой. Будут и максимальные отсрочки и оперативное пополнение запаса ходовых товаров, бесплатный для торговой сети вывоз стоков и т. д. В этом случае ситуацию с платежными терминалами можно рассматривать как «первую ласточку» — пробу сил новых игроков рынка.

Кроме того, операторы уже выпускают, к примеру, рекламно-информационные СМИ, где рекламируют свои услуги и высокотехнологичные товары: родоначальником сегмента был «ВымпелКом» с газетой «Мир Билайн», на втором месте — МТС с журналом «Мир связи МТС», но наибольшие рекламные сборы пока что получает «Испытатель» от компании «МегаФон». Рынок «независимой» розницы, тем временем, становится все меньше и меньше — поле для их маневра сужается достаточно серьезно.

Максим Букин

High Tech и связь   26.12.2011 13:24:23   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.