Департамент туризма и коммерческого маркетинга Дубая поделился планами и новостями

Согласно последней статистике за первые семь месяцев 2017 года общее число туристов,

Население критикует экономполитику

Только четверть опрошенных отмечают улучшение экономики

Правительство одобрило бюджет

Расходы бюджета увеличены

ЦБ снизил ставку до 8,5%

Курс рубля не изменился

Инфляция будет низкой

Годовая инфляция опережает цель ЦБ

Бинбанк запросил санацию

Шишханов признал ошибки

ЦБ снизил ставку до 8,5%

Курс рубля не изменился

Задорнов возглавит «Открытие»

Задорнов вступит в должности через несколько месяцев

На кампусе Московской школы управления СКОЛКОВО прошли дебаты Safety Leaders

Дебаты состояли из 4 секций: кибербезопасность, финансовая грамотность, безопасность на

Модерн токен

Капитализация криптовалют бьет рекорды, а государства пытаются встроить новые рынки в старое

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши? Хлеб как товар повседневного спроса менее всего

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Экономическая политика   23.03.2012 12:08:48

Главный налоговый маневр

Главный налоговый маневр

У «Финансовой газеты» есть собственные предложения по радикализации налогового маневра.

«Сейчас важнейшая задача — весь комплекс мер, который предусмотрен (и по созданию к 2020 году 25 млн новых, модернизации существующих высокопроизводительных рабочих мест, и повышение конкурентоспособности инновационной экономики) (речь идет о задачах, поставленных в предвыборных статьях Владимира Путина — „ФГ“.), — все эти меры включить в наши базовые документы, в сценарные условия, прогноз и бюджет», — отметила министр. По ее словам, эта работа должна быть закончена к концу апреля.

«Включить в документы» — это одно, но где взять деньги для решения этих задач? Сам Путин 7 марта оценил расходы бюджета России на реализацию своих основных предвыборных инициатив примерно в 1,5% ВВП. Министр экономического развития предпочитает не давать прямой ответ на этот вопрос. Она выстраивает цепочку мер, которые в принципе должны оздоровить российскую экономику на уровне институтов, что должно способствовать росту и соответственно доходов бюджета. На современном языке это «дорожная карта» улучшения делового климата.

Игра в «дорожные карты»

Один из шагов уже намечен — учреждаются посты финансового омбудсмена и специального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Принципиально важное направление, по словам Набиуллиной, — это развитие конкуренции, приватизация и повышение эффективности функционирования предприятий, остающихся в государственном секторе. В настоящее время стоимость реализации многих инвестиционных проектов, в том числе в строительстве, завышена, отметила министр, что обусловлено не только несовершенством нормативной базы и действием устаревших СНИПов, но и монополизацией проектирования, низким качеством проектной и сметной документации. «Существующая сейчас обязательная государственная экспертиза в основном учитывает безопасность конструкции, а не возможность использования новых технологий, которые потом удешевляют эксплуатацию этих объектов», — отметила министр.

По ее мнению, здесь нужна комплексная работа по модернизации нормативов. «На наш взгляд, нужно закрепить возможность привлечения к экспертизе крупных международных компаний, которые могут проводить технологический аудит соответствия современнейшим технологиям тех крупных строительных объектов, которые мы осуществляем на государственные средства, — сказала она. — Нужно стимулировать и создание собственных конкурентоспособных проектных организаций. Нужно осуществлять экспертизу этих инвестпроектов, их ценовой эффективности».

Еще одна задача, намеченная в статье Путина, — создание более эффективного общественного контроля госзакупок.

Набиуллина сообщила, что уже с 3 февраля на сайте госзакупок размещена пилотная система для обсуждения государственных муниципальных заказов ценой выше 1 млрд рублей. «Здесь размещена информация о 41 заказе больше 100 млрд рублей, — это и крупное строительство, в том числе социальных объектов, это заказы на НИОКР, закупка сложной техники и оборудования», — пояснила министр. По ее словам, уже поступили замечания от многих экспертных организаций. «Такую систему реагирования мы в ближайшее время отработаем с привлечением Федеральной антимонопольной службы, здесь её роль велика», — отметила глава МЭР.

Следующая поставленная Путиным задача — по отчуждению непрофильных активов компаний с госучастием — решается пока медленно, сообщила Набиуллина. По ее словам, пока только 41 из крупных стратегических компаний утвердила у себя такие программы; 208 акционерных обществ, не включённых в перечень стратегических, рассмотрели эти программы, и только 76 утвердили.

По мнению Набиуллиной, могут потребоваться какие-то более серьёзные решения, для того чтобы стимулировать компании не только рассматривать такие документы, но и реализовывать эти программы по непрофильным активам.

«Налоговый маневр»

По словам Набиуллиной, России предстоят экономический, бюджетный и налоговый маневры. Цель, надо полагать, общая — создание условий для инновационного развития.

Труднее всего правительству пока удается ориентироваться на эту цель при обсуждении будущей налоговой политики. Причина самая прозаичная. Высокие цели — это замечательно, но когда речь заходит о средствах (в буквальном смысле) их достижения, неминуемо возникает искушение поднять налоги, то есть залезть в карман налогоплательщика. А это как раз тот случай, когда неверно выбранные средства перечеркивают правильные цели.

Эльвира Набиуллина видит главный тренд в снижении налогового бремени на производство, с одной стороны, и  увеличение налогов на потребление, особенно неэффективное, на рентные платежи – с другой. Принцип совершенно верный. Все дело в том, как его реализовать.

Ранее Минэкономразвития в рамках реформирования налоговой системы предлагало вывести оборудование из налогооблагаемой базы по налогу на имущество, а также предлагало для новых проектов несырьевого сектора рассмотреть возможность введения налоговых каникул по налогу на прибыль, имущество и землю. Кроме того, МЭР считает возможным дополнительно увеличить акцизы на алкоголь и табак сверх уровня, утвержденного ранее, также имеется определенный потенциал увеличения налоговых сборов, связанный с контролем за трансфертным ценообразованием, и повышения ставки налогов на дорогое имущество и автомобили с большим объемом двигателя.

Кроме того, по мнению Минэкономразвития, возможна постепенная в течение пяти лет отмена  льгот по налогу на имущество для инфраструктурных монополий. Говорилось и о необходимости провести работу по сокращению издержек для бизнеса, связанных с налоговым администрированием и ведением двойного учета — налогового и бухгалтерского.

Однако в правительстве ведется подготовка всевозможных вариантов — и повышение налогов на рентные доходы или на табак с алкоголем, и повышение НДС, налога на прибыль, и даже на доходы физических лиц.

Переложение принятия решения на политический уровень — это очень по-чиновничьи, но, тут Набиуллина совершенно права, необходимо с самого начала, чтобы не потерять важнейшие ориентиры, выдерживать заранее определенные принципы. В изложении министра экономического развития они применительно к налоговой политике, повторим, таковы: цель — стимулирование инновационной экономики, главное направление — переложение фискальной нагрузки с производства на неэффективное потребление и на рентные доходы.

Но тогда крупнейшим шагом в налоговой политике, облегчающим положение производства и переносящим нагрузку на потребление, стала бы замена НДС налогом с продаж.

«Финансовая газета» готова начать всестороннее обсуждение этого конкретного маневра. Как с точки зрения его воздействия на экономический рост, на основных субъектов хозяйственной деятельности, так и на снижение уровня коррупции в экономике.

Мы приглашаем высказаться на эту тему всех заинтересованных лиц.

Николай Вардуль

Экономическая политика   23.03.2012 12:08:48   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.