Экономика России: умеренный темп роста

По оценке Всемирного банка, экономика России вернулась к росту, и по итогам 2017 года ее

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

11 октября 2017 года в Москве прошла II Международная конференция по защите прав потребителей

ОСТРАЯ КРЕДИТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В общем финансировании инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов по экспертным

Сбербанк развивает деловые связи России и Китая

Семь российских и китайских компаний провели переговоры о сотрудничестве на площадке

МВФ повысил прогноз ВВП

Рост ВВП РФ будет значительно отставать от роста мировой экономики

«Роснефть» пришла в Курдистан

Доля "Роснефти" составит 60%

Роуминг будет до нового года

ФАС пригрозил операторам мерами воздействия

Либерализация ОСАГО

Госрегулирование планируется отменить в 2020 г

Митио Каку: «Мы сможем пересылать свои эмоции и чувства через сети»

Такое заявление профессор Городского университета Нью-Йорка, специалист в области

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

О федеральном бюджете писать непросто. Документ этот огромный, выделить главное,

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

Компания Aser объявила о старте продаж этой флагманской модели, которая не имеет себе равных

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Экономическая политика   30.12.2011 21:24:59

Госкомналогцен

Госкомналогцен

Глава «Газпрома» искал и нашел защиту от налогового контроля за ценообразованием внутри своей монополии у Владимира Путина. ИТАР-ТАСС

Вышеуказанные законы в первую очередь затрагивают деятельность вертикально интегрированных компаний. К примеру, раньше нефтедобывающее подразделение нефтяной компании могло продавать нефть своему же нефтеперерабатывающему заводу по любой цене, которая была бы выгодна для расчетов и снижения налогов. Такая цепочка могла действовать и дальше, перемещая центр прибыли компании в любую необходимую точку. Однако подобная налоговая оптимизация не устраивала государство. Она же в свое время послужила поводом для претензий в адрес нефтяной компании «ЮКОС», обвиненной на этом основании в налоговых преступлениях.

«Презумпция рыночности»

По данным Европейской организации налоговых администраций, более 60 государств имеют законодательство, регулирующее вопросы трансфертного ценообразования. Новые российские законы, действующие в этой сфере, по-разному скажутся на жизни крупных компаний. Первый (о трансфертном ценообразовании) осложнит их положение, а второй (изменения в НК) — упростит. Возможно, поэтому при их принятии не обошлось без интриги.

То, что принято называть законом о трансфертном ценообразовании, официально звучит как ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Этот документ посвящен контролю над применяемыми хозяйствующими субъектами ценами в целях налого­обложения. На основании этого закона налоговый орган, проверяющий организацию, может признать цену той или иной сделки нерыночной и применить налоговые санкции — доначисление налогов, пеней, штрафов. В законе подробно описаны методики определения рыночных цен, перечислены все случаи, когда сделки признаются контролируемыми, а лица — взаимозависимыми. Так, взаимозависимыми признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Взаимозависимыми лицами, например, являются организации, в случае если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%. Это же касается физического лица и организации.

По настоянию экспертов в окончательный вариант закона возвращена существующая сейчас «презумпция рыночности» цен, примененных в сделке: обязанность сбора доказательств, подтверждающих нерыночность оспариваемой цены, лежит на налоговом органе.

При этом, помимо сделок между взаимозависимыми лицами, контролируемыми признаются и приравненные к ним сделки. К последним, например, относятся те сделки, где одной из сторон выступает компания, зарегистрированная в офшоре.

Теперь налогоплательщики будут обязаны сообщать в налоговые органы о всех контролируемых сделках, совершенных ими в календарном году. Причем в уведомлении они должны указывать не только предмет сделки, но и предоставлять информацию об участниках соглашения.

По новому закону российские организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, получают право обратиться в налоговый орган с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. В таком соглашении определяется порядок определения цен и методов ценообразования в контролируемых сделках. Заключить такое соглашение можно будет на срок до 3 лет с возможностью продлить максимум на 2 года. Госпошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании и заявления о внесении изменений в него составит 1,5 млн руб.

Миллер против Минфина

Уже после того, как данный закон был принят, появилось письмо председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера к премьер-министру Владимиру Путину. В нем глава газовой компании попросил вывести сделки «Газпрома» и его «дочек» из-под контроля за трансфертным ценообразованием. В частности, Миллер предложил внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы признавали априори рыночными сделки с участием самого «Газпрома» и структур, в которых его доля свыше 50%, если они ведут добычу, транспортировку или продажу газа на территории России.

По словам главы «Газпрома», новые правила никогда не применялись к организациям газовой отрасли и не учитывают специ­фики газовой отрасли. В письме он также привел аргумент про перемены в осенне-зимний период, традиционно сложный для «Газпрома». Наконец, по мнению Миллера, новые правила могут отрицательно повлиять на исполнение инвестпрограммы, капитализацию и даже конкурентное положение на рынке.

Анонимные источники в «Газпроме» утверждали, что соглашение о ценообразовании уже обсуждается представителями газового монополиста и ФНС, однако налоговики опасаются его заключать — непонятно, с чем можно сравнивать цены «Газпрома», чтобы определить их рыночность.

Путин поручил профильным ведомствам рассмотреть предложения Миллера, депутаты Госдумы приступили к обсуждению соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Однако буквально на следующий день после того, как в СМИ появилась информация о письме Алексея Миллера, в ситуацию вмешалось министерство финансов. «Закон о трансфертном ценообразовании на них должен распространяться в полном объеме. Мы не готовы к изъятиям», — заявил статс-секретарь Минфина Сергей Шаталов. И в конечном счете никаких изменений в закон, которые касались бы непосредственно «Газпрома», внесено не было.

Налогоплательщики всей России, консолидируйтесь!

Зато закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» был принят российским

парламентом в ноябре нынешнего года. Этот документ создает правовой механизм для консолидации налогоплательщиков-организаций, образующих холдинговую структуру, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учётом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности таких налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков является добровольным объединением на основе договора, регистрируемого в налоговом органе. Право на создание консолидированной группы предоставляется российским организациям при условии, что одна из участвующих в группе организаций непосредственно и (или) косвенно участвует в других организациях и доля такого участия составляет не менее 90%. К создаваемой группе также предъявляются следующие требования: сумма налогов, отражённая в декларациях всех участников за предшествующий год, должна составлять не менее 10 млрд рублей, суммарный объём выручки — не менее 100 млрд рублей, совокупная стоимость активов — не менее 300 млрд рублей.

При создании консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций, представлению в налоговый орган консолидированной отчётности возлагаются на одно лицо — ответственного участника консолидированной группы, определяемого договором. Остальные участники предоставляют ответственному участнику информацию, необходимую для правильного исчисления и уплаты им налога. Ответственный участник также получает право представлять интересы остальных участников в налоговых правоотношениях.

Общая идеология закона состоит в том, чтобы крупные компании платили налоги там, где им это удобно, чтобы было возможно создавать «центры прибыли» и осуществлять инвестиции из нее не там, где прибыль генерируется, а там, где в этом есть необходимость. При этом в законе не прописано, на какие цели могут уходить сэкономленные средства, то есть компании группы могут распоряжаться ими полностью по своему усмотрению.

Создание консолидированных групп налогоплательщиков является по сути первой попыткой с помощью налоговой практики ввести элементы конкуренции между регионами за привлечение крупных налогоплательщиков. И это, пожалуй, является главным преимуществом нового закона. В целом же, создавая дополнительные рычаги влияния на крупные компании, государство планирует не только увеличить налоговые поступления в бюджет, но и оказывать непосредственное влияние на совершение всех крупных сделок. А значит, оба принятых документа, затрагивающие вопросы трансфертного ценообразования, по сути являются очередной попыткой укрепления вертикали власти.

Алексей Земцов

Экономическая политика   30.12.2011 21:24:59   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.