Топилин: триллионные потери

Топилин: 2 трлн. рублей в год потери от налоговой реформы

Казначейство получит право торговать валютой

Казначейство получит право торговать валютой

Функции Казначейства расширяются

НДФЛ могут повысить

Минфин поменяет страховые взносы на НДФЛ

Китай ослабил юань

Юань подешевел на 0,42%

Moody’s улучшило прогноз по рейтингу России

Рейтинговые агентства отмечают восстановление экономики

Врачам отменят надбавки

Москва решила не переплачивать медикам

Россияне стали богаче

Россияне стали богаче

Доходы россиян выросли

Kraft Heinz отказалась от сделки с Unilever на $143 млрд

Kraft Heinz и Unilever будут работать отдельно

Безвизовая Белоруссия

Белоруссия уже не страна-изгой

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Экономическая политика   30.12.2011 21:24:59

Госкомналогцен

Госкомналогцен

Глава «Газпрома» искал и нашел защиту от налогового контроля за ценообразованием внутри своей монополии у Владимира Путина. ИТАР-ТАСС

Вышеуказанные законы в первую очередь затрагивают деятельность вертикально интегрированных компаний. К примеру, раньше нефтедобывающее подразделение нефтяной компании могло продавать нефть своему же нефтеперерабатывающему заводу по любой цене, которая была бы выгодна для расчетов и снижения налогов. Такая цепочка могла действовать и дальше, перемещая центр прибыли компании в любую необходимую точку. Однако подобная налоговая оптимизация не устраивала государство. Она же в свое время послужила поводом для претензий в адрес нефтяной компании «ЮКОС», обвиненной на этом основании в налоговых преступлениях.

«Презумпция рыночности»

По данным Европейской организации налоговых администраций, более 60 государств имеют законодательство, регулирующее вопросы трансфертного ценообразования. Новые российские законы, действующие в этой сфере, по-разному скажутся на жизни крупных компаний. Первый (о трансфертном ценообразовании) осложнит их положение, а второй (изменения в НК) — упростит. Возможно, поэтому при их принятии не обошлось без интриги.

То, что принято называть законом о трансфертном ценообразовании, официально звучит как ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Этот документ посвящен контролю над применяемыми хозяйствующими субъектами ценами в целях налого­обложения. На основании этого закона налоговый орган, проверяющий организацию, может признать цену той или иной сделки нерыночной и применить налоговые санкции — доначисление налогов, пеней, штрафов. В законе подробно описаны методики определения рыночных цен, перечислены все случаи, когда сделки признаются контролируемыми, а лица — взаимозависимыми. Так, взаимозависимыми признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Взаимозависимыми лицами, например, являются организации, в случае если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%. Это же касается физического лица и организации.

По настоянию экспертов в окончательный вариант закона возвращена существующая сейчас «презумпция рыночности» цен, примененных в сделке: обязанность сбора доказательств, подтверждающих нерыночность оспариваемой цены, лежит на налоговом органе.

При этом, помимо сделок между взаимозависимыми лицами, контролируемыми признаются и приравненные к ним сделки. К последним, например, относятся те сделки, где одной из сторон выступает компания, зарегистрированная в офшоре.

Теперь налогоплательщики будут обязаны сообщать в налоговые органы о всех контролируемых сделках, совершенных ими в календарном году. Причем в уведомлении они должны указывать не только предмет сделки, но и предоставлять информацию об участниках соглашения.

По новому закону российские организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, получают право обратиться в налоговый орган с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. В таком соглашении определяется порядок определения цен и методов ценообразования в контролируемых сделках. Заключить такое соглашение можно будет на срок до 3 лет с возможностью продлить максимум на 2 года. Госпошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании и заявления о внесении изменений в него составит 1,5 млн руб.

Миллер против Минфина

Уже после того, как данный закон был принят, появилось письмо председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера к премьер-министру Владимиру Путину. В нем глава газовой компании попросил вывести сделки «Газпрома» и его «дочек» из-под контроля за трансфертным ценообразованием. В частности, Миллер предложил внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы признавали априори рыночными сделки с участием самого «Газпрома» и структур, в которых его доля свыше 50%, если они ведут добычу, транспортировку или продажу газа на территории России.

По словам главы «Газпрома», новые правила никогда не применялись к организациям газовой отрасли и не учитывают специ­фики газовой отрасли. В письме он также привел аргумент про перемены в осенне-зимний период, традиционно сложный для «Газпрома». Наконец, по мнению Миллера, новые правила могут отрицательно повлиять на исполнение инвестпрограммы, капитализацию и даже конкурентное положение на рынке.

Анонимные источники в «Газпроме» утверждали, что соглашение о ценообразовании уже обсуждается представителями газового монополиста и ФНС, однако налоговики опасаются его заключать — непонятно, с чем можно сравнивать цены «Газпрома», чтобы определить их рыночность.

Путин поручил профильным ведомствам рассмотреть предложения Миллера, депутаты Госдумы приступили к обсуждению соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Однако буквально на следующий день после того, как в СМИ появилась информация о письме Алексея Миллера, в ситуацию вмешалось министерство финансов. «Закон о трансфертном ценообразовании на них должен распространяться в полном объеме. Мы не готовы к изъятиям», — заявил статс-секретарь Минфина Сергей Шаталов. И в конечном счете никаких изменений в закон, которые касались бы непосредственно «Газпрома», внесено не было.

Налогоплательщики всей России, консолидируйтесь!

Зато закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» был принят российским

парламентом в ноябре нынешнего года. Этот документ создает правовой механизм для консолидации налогоплательщиков-организаций, образующих холдинговую структуру, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учётом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности таких налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков является добровольным объединением на основе договора, регистрируемого в налоговом органе. Право на создание консолидированной группы предоставляется российским организациям при условии, что одна из участвующих в группе организаций непосредственно и (или) косвенно участвует в других организациях и доля такого участия составляет не менее 90%. К создаваемой группе также предъявляются следующие требования: сумма налогов, отражённая в декларациях всех участников за предшествующий год, должна составлять не менее 10 млрд рублей, суммарный объём выручки — не менее 100 млрд рублей, совокупная стоимость активов — не менее 300 млрд рублей.

При создании консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций, представлению в налоговый орган консолидированной отчётности возлагаются на одно лицо — ответственного участника консолидированной группы, определяемого договором. Остальные участники предоставляют ответственному участнику информацию, необходимую для правильного исчисления и уплаты им налога. Ответственный участник также получает право представлять интересы остальных участников в налоговых правоотношениях.

Общая идеология закона состоит в том, чтобы крупные компании платили налоги там, где им это удобно, чтобы было возможно создавать «центры прибыли» и осуществлять инвестиции из нее не там, где прибыль генерируется, а там, где в этом есть необходимость. При этом в законе не прописано, на какие цели могут уходить сэкономленные средства, то есть компании группы могут распоряжаться ими полностью по своему усмотрению.

Создание консолидированных групп налогоплательщиков является по сути первой попыткой с помощью налоговой практики ввести элементы конкуренции между регионами за привлечение крупных налогоплательщиков. И это, пожалуй, является главным преимуществом нового закона. В целом же, создавая дополнительные рычаги влияния на крупные компании, государство планирует не только увеличить налоговые поступления в бюджет, но и оказывать непосредственное влияние на совершение всех крупных сделок. А значит, оба принятых документа, затрагивающие вопросы трансфертного ценообразования, по сути являются очередной попыткой укрепления вертикали власти.

Алексей Земцов

Экономическая политика   30.12.2011 21:24:59   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.