Департамент туризма и коммерческого маркетинга Дубая поделился планами и новостями

Согласно последней статистике за первые семь месяцев 2017 года общее число туристов,

Население критикует экономполитику

Только четверть опрошенных отмечают улучшение экономики

Правительство одобрило бюджет

Расходы бюджета увеличены

ЦБ снизил ставку до 8,5%

Курс рубля не изменился

Инфляция будет низкой

Годовая инфляция опережает цель ЦБ

ЦБ получит не менее 75% акций Бинбанка

Акционеры Бинбанка активно взаимодействуют с ЦБ

Бинбанк запросил санацию

Бинбанк запросил санацию

Шишханов признал ошибки

ЦБ снизил ставку до 8,5%

Курс рубля не изменился

Задорнов возглавит «Открытие»

Задорнов вступит в должности через несколько месяцев

На кампусе Московской школы управления СКОЛКОВО прошли дебаты Safety Leaders

Дебаты состояли из 4 секций: кибербезопасность, финансовая грамотность, безопасность на

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

Компания Aser объявила о старте продаж этой флагманской модели, которая не имеет себе равных

Солнце в бокале

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши? Хлеб как товар повседневного спроса менее всего

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Экономическая политика   01.02.2014 10:47:16

Исправление недоразвитости

Минэкономразвития берется за пороки российской экономики

Исправление недоразвитости

В Концепции первоочередных мер социально-экономического развития ведомство Алексея Улюкаева отмечает растущее институциональное отставание России, требующее буквально хирургического вмешательства, но его преодоление так и не просматривается. tatarstan.ru

Минэкономразвития подготовило Концепцию первоочередных мер социально-экономического развития. Документ подчеркивает: за прошедшие 13 лет Россия увеличила свое «институциональное отставание».

Как было сказано в прошлом номере «Финансовой газеты», у правительства и ЦБ нет артикулированной антикризисной программы. Этот пробел по мере сил пытается исправить Минэкономразвития. Такова, впрочем, роль этого ведомства в спектакле, разыгрываемом правительством. Впрочем, документ, вышедший из стен министерства, еще далеко не программа, предстоят мучительное согласование и споры, прежде всего с Минфином, потому что среди предлагаемых мер, нацеленных на ускорение экономического роста в 2014–2015 годах, есть и относящиеся к бюджетно-налоговой сфере.

Покаяние?

Самое печальное в Концепции от Минэкономразвития — не всем известные цифры замедляющегося роста. Куда страшнее и саморазоблачительнее констатация, звучащая как приговор не 1990-м годам, к чему мы уже давно привыкли, а 2000-м. Качество государственного управления в России соответствует уровню стран, где ВВП на душу населения ниже российского в четыре раза, считает Минэкономразвития. По мнению министерства, за последние 13 лет институциональное отставание России только увеличилось. Это тоже сказано не в первый раз, но на этот раз источник — авторитетный орган федеральной исполнительной власти. Звучит как покаяние за те самые бесцельно прожитые годы, за которые мучительно больно.

За покаянием должны следовать действия. Строго говоря, Минэкономразвития есть что предъявить. Его предыдущий план, датируемый летом прошлого года, в значительной мере реализован. Повторим вслед за «Ведомостями»: продление льгот по страховым взносам малому бизнесу (исполнено), расширение его доступа к госзаказу (исполнено), использование средств ФНБ на инфраструктурные проекты (исполнено: выделено 300 млрд руб.), ограничение роста тарифов естественных монополий (в 2014 году они заморожены), субсидирование автопрома (исполнено: выделено 270 млрд руб. до 2016 г.), деофшоризация бизнеса (исполняется) и совершенствование «дорожных карт» по упрощению госрегулирования (исполняется). Казалось бы, вот они, управленческие инновации. Но важен результат, а его как раз нет — слома тенденции затухания деловой активности не происходит.

В новой редакции своих предложений Минэкономразвития без экивоков исходит из необходимости наверстывать институциональное отставание. А это, по версии министерства, складывается из уменьшения давления на бизнес; напротив, усиления давления на монополии, их административного принуждения к повышению эффективности; повышения мобильности населения.

Меньшим братьям

Большое место в предложениях Минэкономразвития приходится на поддержку малого и среднего бизнеса. Повторяется идея кредитования предприятий этого сегмента экономики из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Снова выдвигается идея двухлетних налоговых каникул для создаваемых малых и средних предприятий. Минфин по-прежнему категорически против.

Есть и новые предложения: исключить малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах), разрешить внезапные внеплановые проверки со стороны ФАС только при наличии судебной санкции.

Что же касается бизнеса в целом, то Минэкономразвития провело любопытные подсчеты: оказывается, только на федеральном уровне за 10 лет принято 180 000 нормативных актов. Это ли не «какофония вместо музыки»? Налицо чехарда, которая никак не способствует искомому повышению качества управления. Минэкономразвития предлагает радикальное средство, которое должно умерить нормотворческий зуд: при принятии каждого нового требования, сопровождающегося издержками для бизнеса, обязательно отменять два. Напоминает, правда, карточную игру, но если она пойдет на пользу бизнеса, то в нее стоит сыграть.

Старшим товарищам

Минэкономразвития возвращается к теме тарифов естественных монополий. Возвращается, потому что именно оно было инициатором замораживания их тарифов, но на прошедшем Гайдаровском форуме Алексей Улюкаев признал эту меру грубой, за рамками 2014 года должна действовать формула, определяющая их величину, действующая целую пятилетку.

В Концепции, однако, речь идет о другом — упор прежде всего делается на качестве корпоративного управления. Повышение эффективности, предлагаемое в Концепции, может при этом потребителям их услуг, в том и числе частным лицам, выйти боком.

«Газпрому», например, предлагается перейти к «гипотетическим конкурентным рыночным ценам» на внутреннем рынке с возможностью предоставлять скидки. Конкурентная цена для «Газпрома» — его экспортная цена. И хотя вокруг этих цен в Европе и до недавнего времени на Украине не утихали горячие споры, совершенно очевидно, что сейчас эти экспортные цены значительно превышают внутренние. Разница, по имеющимся экспертным оценкам, — более трех раз. Значит, Минэкономразвития, по сути, предлагает форсированный рост внутренних цен на газ, а это приведет к росту издержек уже не у «Газпрома», а у его потребителей, то есть повышение эффективности «Газпрома» будет стоить весьма дорого.

Всем инфраструктурным монополиям, включая «Газпром», прописывается оптимизация инвестиционных расходов. В адрес электроэнергетиков прямо говорится о сокращении доходов топ-менеджеров, но важнее этой меры другая: их предлагается защитить от долгов потребителей. Не всех, естественно, а в первую очередь так называемых неотключаемых. Речь идет о введении бюджетных гарантий для таких потребителей. Минэкономразвития вспомнило о старой идее передать функции гарантирующих поставщиков (ГП — основной энергосбыт региона) сетевым компаниям. Против этого традиционно выступают генерирующие компании, сбытовые и Мин­энерго, так как это противоречит сути реформы электроэнергетики, а также грозит злоупотреблениями.

С РЖД Минэкономразвития предлагает заключить «сетевой контракт». По нему РЖД на госсубсидии развивает инфраструктуру и таким образом гарантирует перевозку определенного объема грузов. Субсидия будет выделяться ежегодно, частично ее сумма будет фиксированной. А общий размер ассигнования зависит от того, как железнодорожная монополия выполняет целевые показатели, этот центральный пункт, однако, остается в тумане. Круг целевых показателей не очерчен. Вероятно, он будет согласовываться с РЖД. Ранее Минэкономразвития предлагало учитывать скорость доставки, число вагонов на сети и др.

Работягам

В Концепции есть призывы развивать человеческий капитал. Но на это нужны деньги. Минэкономразвития прекрасно отдает себе отчет в том, что их от Минфина не дождаться, поэтому не выдвигает и требований. Развивать человеческий капитал предлагается прежде всего за счет повышения мобильности населения. Такая проблема действительно остра и является одним из тормозов экономического развития. Известно, что главным препятствием для мобильности населения является отсутствие доступного жилья. Минэкономразвития сосредотачивается именно на этой проблеме.

Для ускорения социальной мобильности важен даже не рынок жилья как таковой, а в первую очередь рынок арендуемого жилья. Первый шаг — его максимальная легализация. Чтобы добиться этого Минэкономразвития предлагает снизить до 50–60% ставку подоходного налога с доходов арендодателей жилья. В Минфин соответствующие предложения Минэкономразвития не поступали.

Понятно, что Минфин может этой идее оппонировать, но у Минэкономразвития есть весьма влиятельные союзники — губернаторы Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, притягивающих рабочую силу, бюджеты которых теряют значительный источник финансирования из-за того, что рынок аренды жилья в значительной мере остается в тени.

Из-за нелегальной аренды сейчас только бюджет Москвы ежегодно недополучает 27,5 миллиарда рублей в год. Только 5% владельцев сдаваемого в аренду жилья платят налоги. Тем не менее поступления в бюджет по этой статье налогов растут. В 2013 году граждане подали около 20 тысяч деклараций по НДФЛ с арендного дохода. По сравнению с 2012 годом число таких деклараций выросло на 5 тысяч. Объем налоговых поступлений при этом достиг 600 миллионов рублей.

К пуговицам претензий нет

Итак, главная идея — дать бизнесу большую свободу и ограничить давление на него на этот раз не со стороны налогов или налогового администрирования, а со стороны естественных монополий. Рост институтов и их эффективности при этом прорисовывается слабее.

Отчего и возникает вопрос: если прежние планы Минэкономразвития, в основном реализованные в практике регулирования, не дали позитивного результата, то где гарантии того, что на этот раз результат будет позитивным?

Ответ Минэкономразвития, по всей видимости, будет состоять в том, что для оживления экономики нужны и меры, лежащие вне пределов его ведомственной ответственности. И это будет правдой. Но, как уже не раз писала «Финансовая газета», пока выход из ситуации, чреватой возвращением кризиса, у нас происходит по скетчу Михаила Жванецкого в исполнении Аркадия Райкина.

— Кто костюм шил?

Выходят 100 человек. Из толпы:

— К пуговицам претензии есть?

Остается напомнить, чем эта миниатюра заканчивается: клиент в костюме, который превращает его в урода, в сердцах бросает: «Вы хорошо устроились, ребята!»

Николай Вардуль

Экономическая политика   01.02.2014 10:47:16   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.