Топилин: триллионные потери

Топилин: 2 трлн рублей в год потери от налоговой реформы

Казначейство получит право торговать валютой

Казначейство получит право торговать валютой

Функции Казначейства расширяются

НДФЛ могут повысить

Минфин поменяет страховые взносы на НДФЛ

Китай ослабил юань

Юань подешевел на 0,42%

Moody’s улучшило прогноз по рейтингу России

Рейтинговые агентства отмечают восстановление экономики

Врачам отменят надбавки

Москва решила не переплачивать медикам

Россияне стали богаче

Россияне стали богаче

Доходы россиян выросли

Kraft Heinz отказалась от сделки с Unilever на $143 млрд

Kraft Heinz и Unilever будут работать отдельно

Безвизовая Белоруссия

Белоруссия уже не страна-изгой

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Экономическая политика   14.09.2011

Конкуренции мешают чиновники

Конкуренции мешают чиновники

фото: natnik

Почти треть нарушений антимонопольного законодательства приходится на органы власти всех уровней. Об этом говорится в ежегодном докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, представленном 13 сентября на заседании правительства. Это притом, что, по словам представлявшего доклад главы ФАС Игоря Артемьева, в 2010 году с переходом на электронные торги удалось улучшить систему размещения государственного и муниципального заказа.

В частности, минимизированы риски сговора участников торгов, давления на «неугодных» участников со стороны конкурентов и организаторов или заказчиков электронных торгов. Остальные антимонопольные нарушения концентрируются, в основном, в сфере АПК, транспорта и связи, ТЭК, подсчитали в ФАС.

Всего в 2010 году ведомство возбудило 11431 дело о нарушении антимонопольного законодательства. При этом характер допускаемых правонарушений меняется, пишется в докладе ФАС. Так, на 24% увеличилось количество картельных соглашений среди предприятий и организаций. А вот доля нарушений, совершаемых субъектами, занимающими доминирующее положение, наоборот, сократилась до 18,7%.

Во многом это можно объяснить тем, что, по данным ФАС, монополизация российской экономики снижается. В частности, авторы доклада указывают, что продолжает снижаться доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 году 10% ВВП создавалось 10 компаниями, в 2007 году — 16 компаниями, в 2008 году — 25 хозяйствующими субъектами, а в 2009 году — 32 крупнейшими компаниями.

Однако снижение доли крупных компаний в экономике не сопровождается ощутимым ростом количества компаний. Всего, по данным ФАС России, на начало 2010 года в российской экономике их количество составило 4907,8 тысяч и по сравнению с предыдущими годами незначительно выросло. Рост числа предприятий зафиксирован в сфере торговли автотранспортными средствами и их технического обслуживания, сфере транспорта и связи, сфере управления эксплуатацией жилых домов.

Тенденция сокращения бизнес-единиц наблюдается в сфере обрабатывающих производств, в том числе производства машин и оборудования. Интересно, что сами предприниматели, согласно опросам и исследованиям независимых экспертов, дают положительные характеристики российской конкуренции. Так, каждый второй (43%) оценил ее как «скорее благополучную», каждый четвертый (23%) как однозначно «благополучную».

Несмотря на столь лестную оценку состояния дел в подведомственной сфере, ФАС обещает не останавливаться на достигнутом. По словам Игоря Артемьева, среди основных задач антимонопольной политики сейчас является развитие конкуренции там, где нет естественных монополий, однако у бизнесов есть реальные рычаги по ограничению конкуренции; борьба с противодействием конкуренции органов власти; обеспечение равного доступа к товарам, работам и услугам естественных монополий и развитие конкуренции в тех видах их деятельности, которые могут быть демонополизированы.

По мнению Игоря Артемьева существенно помочь в развитии конкуренции в России должен также «третий антимонопольный пакет» поправок в российское законодательство, одобренный Госдумой в первом чтении 9 сентября 2011 года.

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.