Бюджет 2018-2020 принят

Госдума приняла в третьем чтении закон о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период

Москва вышла из кризиса

Доля нефтегазового сектора в экономике Москвы снизилась

«Налог на Google» принес российской казне 7 млрд рублей

Российская казна получила 7 млрд руб. благодаря так называемому «налогу на Google», сообщил в

Где бочка опоры

На российском валютном рынке с середины октября происходят непривычные вещи. Нефть уверенно

RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

15 ноября 2017 года в Москве состоялся XI Ежегодный форум «Будущее страхового рынка»,

ЦБ видит потенциал снижения ставки

Набиуллина подчеркнула важность стабильности инфляции

Россияне стали меньше пить

Продажи сброженных напитков выросли втрое

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

14 ноября 2017 года состоялось выступление генерального директора ГК «Результат» Гончарова

Госрегулирования продовольствия не будет

Против выступил комитет по экономполитике и правительство

OPPO выпустила смартфон F5 из серии Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

Ведущая глобальная технологическая компания OPPO представила в России свой первый

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

Ценная старина

Рынок антиквариата – одно из самых закрытых и непубличных пространств в России. Далеко не все

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Экономическая политика   28.06.2012 11:58:12

Сам себе конкурент

Правительство недовольно монополизмом

Сам себе конкурент

Министр экономического развития Андрей Белоусов (слева) и первый вице-премьер Игорь Шувалов курируют развитие конкуренции в России, но отвечать за ее состояние не хотят. ИТАР-ТАСС

Эх, доклады…

В соответствии с докладом Всемирного экономического форума «Рейтинг глобальной конкурентоспособности на 2011–2012 годы» Россия в списке конкурентоспособных стран заняла 66-е место из 142 представленных в рейтинге.

Согласно рейтингу Всемирного банка, отражающему степень благоприятствования ведения бизнеса на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, Россия незначительно улучшила условия ведения бизнеса и по итогам 2011 г. заняла 120-е место из 183 стран (в 2010 г. Россия занимала 123-е место). При этом по показателю «получение разрешения на строительство» сократились сроки и количество процедур (с 540 дней и 53 процедур в 2011 г. до 423 дней и 21 процедуры в 2012 г.).

Результаты большинства международных и российских исследований, приведенных в докладе, свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации. Вместе с тем по отдельным показателям в 2011 г. наблюдается положительная динамика. В частности, отмечается снижение тарифов за подключение к электросетям, упрощение процедур международной торговли, упрощение процедуры регистрации прав собственности.

Нынешнее положение развития конкуренции в стране вряд ли можно назвать удовлетворительным. Это было отмечено и на заседании правительства России, на котором рассматривался вопрос о состоянии конкуренции в нашей стране и одноименный доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

Причины, которые привели к сложившейся ситуации, назвал глава правительства Дмитрий Медведев. По его мнению, есть «очень хорошее законодательство, реально хорошее, все его хвалят и хвалят работу самого антимонопольного органа, и в то же время у нас состояние конкуренции всем известно: мягко говоря, оно очень и очень тяжелое». По словам премьера, очевидно, что проблема кроется в самих чиновниках: «Вот это нужно признать по-честному, потому что значительная часть людей, которые на протяжении десятилетий сидят за этим столом, не заинтересованы ни в какой конкуренции просто потому, что они отстаивают позицию отрасли. А так быть не должно. Поэтому, уж если бороться за конкуренцию, нужно начать бороться самим с собой».

Состояние конкурентной среды

Как отмечается в докладе ФАС России, некоторые положительные изменения все же существуют. Положительная тенденция роста числа хозяйствующих субъектов наблюдается в сферах управления эксплуатацией жилого фонда, торговли автотранспортными средствами, их технического обслуживания и ремонта, транспорта и связи.

В течение трех лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности (с 405 тыс. в 2008 г. до 366 тыс. в 2011 г.), что оказывает положительное влияние на состояние конкуренции.

По результатам проведенного Росстатом опроса респондентов, представляющих крупные и средние предприятия, наибольшие изменения в оценке состояния конкурентной среды наблюдались в сфере производства кокса и нефтепродуктов. Так, 27% от числа опрошенных отметили улучшение конкурентной среды (против 18% в 2010 г.).

По мнению респондентов, представляющих малый бизнес, наибольшее улучшение конкурентной среды наблюдалось в сфере производства пищевых продуктов. Так, в 2010 г. улучшение конкурентной среды отмечали 26% опрошенных, а в 2011 г. уже 35%, в сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды (15% в 2010 г. и 24% в 2011 г.) и в сфере производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (19% в 2010 г. и 28% в 2011 г.).

В ФАС России отмечают, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. почти на 17% увеличилось количество поступивших в антимонопольные органы заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. Доля дел, возбужденных по результатам рассмотрения заявлений в 2011 г., составила 57% от общего количества возбужденных дел (против 49% в 2010 г.).

Вместе с тем число дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных в 2011 г. антимонопольными органами, незначительно уменьшилось (на 1,4%) и составило 11 276 дел (в 2010 г. было возбуждено 11 431 дело).

По словам Дмитрия Медведева, сейчас перед страной стоят весьма сложные и амбициозные задачи — подняться как минимум на 40-е место в мире с перспективой дальнейшего вхождения в первую двадцатку не позднее 2020 года. Достичь такого результата, по мнению премьера, «очень непросто, но можно, работая целенаправленно и открыто. В этом плане крайне важна обратная связь, понимание того, как на практике реализуются те решения, которые были приняты».

Фиаско

В целом же программа развития конкуренции в РФ оказалась «бессмысленным документом» и, не достигнув целей, потерпела полное фиаско, считает глава ФАС Игорь Артемьев, слова которого приводит РИА «Новости». «Программа ничего не принесла, она оказалась бессмысленным документом», — заявил он, выступая на Бюро правления РСПП.

Глава ФАС также полагает, что теперь будет недостаточно внести в этот документ некоторые поправки, а требуется фактически написать новую программу. «Я считаю, что нужны новые организационные меры, новые подходы и новое дыхание для этой программы», — сказал он журналистам. — «Практически ее надо переписать заново».

Что же именно признано «бессмысленным документом»? Программа развития конкуренции, о которой говорит Игорь Артемьев, была утверждена в мае 2009 года. Документ, в частности, ставил цели по существенному снижению издержек предпринимателей для входа на тот или иной рынок, упрощению доступа к инфраструктуре естественных монополий. Кроме того, предлагалось перенести акцент с контроля над работой компаний в сторону более тщательного надзора за действиями чиновников.

В программе были выделены первоочередные задачи в связи с обострением конкуренции из-за предыдущего кризиса. Теперь кризис в Европе опять обостряется, и многие пункты программы могут оставаться актуальными до сих пор. «Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы и удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги», — отмечалось в документе.

Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития малого и среднего предпринимательства прежде всего за счет обеспечения доступа к финансовым ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции, указывают разработчики. Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти приобретает в условиях кризиса особое значение. Важной антикризисной мерой является также поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и субъектов естественных монополий.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер: существенное снижение издержек входа на рынок, перенос акцента с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти, упрощение доступа к инфраструктуре естественных монополий, ускоренная процедура рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.

Новые предложения

В документах к заседанию правительства содержались новые инициативы ФАС по развитию конкуренции. В частности, антимонопольная служба предлагает введение административной ответственности организаторов торгов, операторов электронных площадок за нарушение антимонопольных требований к торгам.

По мнению ФАС, требуется унификация процедур проведения аукционов на предоставление государственного имущества, земельных и природных ресурсов, в том числе аукционов в электронной форме. Необходимо введение процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере строительства и земельных отношений.

ФАС предлагает внести изменения в законодательство, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий, которые позволят повысить удовлетворенность потребителей услуг субъектов естественных монополий.

Министерская конкуренция

Выступая на заседании правительства, глава ФАС Игорь Артемьев отметил, что задача «не только ФАС, но каждого министерства — в своей отрасли реализовывать принципы конкуренции и свою собственную программу, и, конечно, такие основополагающие отрасли, как промышленность, строительство, связь, транспорт и так далее, являются здесь ключевыми. Мы чаще всего — должны констатировать, и это наша точка зрения, — видели не просто пассивную позицию министерства, а в общем то, конечно же, мы видели, что позиция многих, если не большинства отраслевых министерств заключалась в том, чтобы создавать монополии, создавать и экономить на эффекте масштаба государственные средства (есть такое обоснование, есть такая теория). И, конечно же, какие-то активные меры, которые даже намечались в правительстве, встречали сопротивление».

Кроме того, по словам Игоря Артемьева, благодаря законодательству Россия сегодня занимает 19-е место в мире по законодательству и правоприменению, и это независимая оценка. В то же время мы находимся на 120-х местах по фактической конкуренции, и это то же правда: «Одну часть мы сделали, а другие части, к сожалению, пока еще нет».

Игорь Артемьев обратился с предложением к главе правительства создать специальную комиссию по конкуренции: «Чтобы сделать эту работу действительно серьезной и в каком-то смысле неотвратимой и обязательной, я очень просил бы вас рассмотреть вопрос о создании правительственной комиссии по развитию конкуренции. Если бы эту комиссию возглавил кто-нибудь из вице-премьеров, или как вы сочтете нужным, и она бы заседала ежемесячно, то можно было бы рассматривать и системные вопросы и, по сути, все отрасли, как это сделано и работает в комиссии по админреформе. Все отрасли должны пройти через эту комиссию».

Глава ФАС уверен, что работа такой комиссии станет действенным механизмом подготовки решений правительства, президента и парламента: «Это будут законодательные инициативы, поскольку, наконец, появится регулярность этого внедрения и неотвратимость, работа будет сделана. То, что делает ФАС, в общем, достаточно хаотично. Это отдельные всплески нашей активности, которые очень быстро умирают через какое-то время и в общем-то серьезных результатов на сегодня не принесли. Поэтому, нам кажется, что конкуренция заслуживает такого государственного института. Это системная вещь, которая должна обеспечить эффективную экономику».

Министр экономического развития Андрей Белоусов на заседании правительства отметил, достаточно очевидный парадокс. «Мы внесли первый антимонопольный пакет, второй, третий, сейчас гармонизировали законодательство с мировым. Федеральная антимонопольная служба признана одной из лучших в мире. Это вполне заслуженное признание. В то же время по рейтингам конкуренции мы не растем, по некоторым оценкам даже снижаемся. И ситуация здесь не улучшается. И можно, конечно, проблему как бы размазать и сказать, что это общая проблема инвестиционного климата. Но все-таки здесь есть свой предмет, и, наверное, в этой области как нигде действует закон Салтыкова-Щедрина, что жесткость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

По мнению министра, основная проблема заключается в правоприменительной практике: «Эти хорошие, замечательные законы исполняются далеко не всегда и не везде. Поэтому я бы предложил обратить внимание на эту проблему и посмотреть на нее прежде всего глазами предпринимательского сообщества. Потому что не все мы можем интерпретировать адекватно, не все вопросы мы видим на самом деле. И я бы предложил обратиться к четырем ведущим предпринимательским объединениям с тем, чтобы они сделали совместный доклад по вопросу состояния правоприменительной практики в области конкуренции, этот доклад внесли в правительство и рассмотреть его на заседании правительства месяца через три».

Курирующий реальный сектор экономики вице-премьер Аркадий Дворкович считает, что надо не создавать правительственную комиссию по развитию конкуренции, а возложить больше ответственности и дать больше полномочий в этой области Минэкономразвития. «Я бы предложил не торопиться с созданием правительственной комиссии, но возложить больше ответственности и большие полномочия в части координации работы на министерство экономического развития. У нас есть первый заместитель председателя правительства, который отвечает за эту сферу, — Игорь Иванович Шувалов», — сказал Дворкович на заседании правительства.

Дворкович пояснил, что, на его взгляд, Минэкономразвития является ключевым министерством, которое должно заниматься конкурентной политикой, а ФАС — правоприменением в этой сфере. Что же касается правительственной комиссии, то, по его мнению, для ее работы потребуется участие всех членов кабмина, и в итоге ее заседания просто станут повтором заседаний правительства.

Он обещал, что проведет работу с министерствами, которые отвечают за отдельные сектора экономики, по активизации их работы в сфере развития конкуренции в курируемых отраслях. «Думаю, продвинемся по этим направлениям достаточно быстро», — заверил Дворкович.

В итоге премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству разработать предложения по изменениям в программу развития конкуренции России и в соответствующий план мероприятий до 2015 года.

«Я поручаю разработать и представить в правительство предложения по внесению изменений в программу развития конкуренции в России и план мероприятий по реализации до 2015 года», — заявил Медведев.

Правда, пока не понятно, чем именно видоизмененная программа будет лучше предыдущей, и главное — почему, в отличие от предыдущей программы, она должна быть выполнена.

Алексей Земцов

Экономическая политика   28.06.2012 11:58:12   

Тэги: Всемирный экономический форум, конкуренция, ФАС, монополии, государственные корпорации

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.