Доходы регионов растут

Силуанов отмечает рост доходов регионов

Число потенциальных банкротов выросло на 10,9%

Число потенциальных банкротов выросло на 10,9%

Все больше россиян не могут платить по кредитам

НДС при реэкспорте может быть обнулен

НДС для реэкспортеров хотят обнулить

Страховой рынок ждут проблемы

Страховой рынок на гране деградации

Экономика РФ ушла в рост

Экономика РФ начала расти

Кудрин хочет упростить валютный контроль

Предложения по упрощению валютного контроля будут готовы через месяц

«Газпром» увеличит цену для Европы

«Газпром» увеличит цену для Европы

"Газпром" поднимет цену

«Газпром» планирует сохранить экспорта газа

"Газпром" рассчитывает экспортировать 180 млрд куб м газа

Расчеты налом не ограничат

Наличку не сократят

ВЭБ не планирует инвестировать в ЦСКА

ВЭБ ввел мораторий на благотворительность

Глава МВФ — нехорошее место

Глава МВФ — нехорошее место

Против Кристин Лагард тоже выдвигались обвинения, а Стросс-Кана и вспоминать не хочется

Сердюков поработает в ОАК

Правительство не бросило Сердюкова

Врачам отменят надбавки

Москва решила не переплачивать медикам

Россияне стали богаче

Доходы россиян выросли

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Экономическая политика   03.02.2012 15:13:10

Три дефицита Америки

Три дефицита Америки

flickr.com Center for American Progress

Этот год начался с серии докладов, содержащих привлекательные доказательства того, что восстановление экономики в Соединенных Штатах усиливается. Темпы создания новых рабочих мест выросли, показатели производства и услуг улучшились, а потребительские расходы были больше, чем ожидалось. Но слишком рано праздновать победу.

Темпы роста производства в США по-прежнему анемичны, а экономика сталкивается с тремя значительными дефицитами: дефицитом рабочих мест, дефицитом инвестиций и долгосрочным бюджетным дефицитом, ни один из которых, вероятно, не будет решен в год выборов.

Несмотря на то что производство в настоящее время выше, чем в четвертом квартале 2007 года, оно остается намного ниже того уровня, который мог бы быть, если бы полностью были использованы трудовые ресурсы и производительность. Этот разрыв между фактическим и потенциальным производством оценивается более чем в 7% ВВП (более 1 трлн долларов США).

Спад производства отражает дефицит более чем 12 миллионов рабочих мест количество рабочих мест, необходимых, чтобы вернуться к пиковому уровню занятости в экономике 2007 года и поглотить 125 000 человек, которые пополняют рабочую силу каждый месяц. Даже если экономика будет расти на 2,5% в 2012 году, как это ожидается согласно большинству прогнозов, дефицит рабочих мест сохранится и не будет закрыт до 2024 года.

Дефицит рабочих мест в Америке, в первую очередь, является результатом недостаточного совокупного спроса. Потребление, на долю которого приходится около 70% общего объема расходов, ограничивается высоким уровнем безработицы, слабыми зарплатами, а также резким падением стоимости жилья и потребительских благ. Всплеск потребления в последние месяцы 2011 года был профинансирован снижением темпов сбережений населения и значительным увеличением потребительского кредитования. Ни одну из этих тенденций нельзя назвать здоровой или устойчивой.

С уровнем безработицы в 8,5%, участие рабочей силы составляет лишь 64%, и снижение реальной заработной платы привело к тому, что трудовой доход упал до исторического минимума в 44% от национального дохода. Тем временем, трудовой доход является наиболее важным компонентом доходов домохозяйств и основным фактором потребительских расходов.

Еще до Великой рецессии американские рабочие и домашние хозяйства были в затруднительном положении. Темпы роста числа рабочих мест в период между 2000 и 2007 годами замедлился до половины его уровня в предыдущие тридцать лет. Рост производительности был сильным, но далеко опережал рост заработной платы, и реальная почасовая компенсация рабочих сократилась, в среднем, даже для тех, кто имел высшее образование.

В действительности период 2002–2007 годов стал единственным восстановлением в истории, во время которого реальный доход средней семьи снизился. Кроме того, возможности трудоустройства продолжают поляризоваться, и трудоустройство растет среди высокооплачиваемых профессионалов, технических и управленческих профессий, а также в пищевом сервисе с низким уровнем заработной платы, медицинском обслуживании, а также сфере профилактического технического обслуживания.

С другой стороны, занятость в сферах со средним специальным образованием, белых и голубых воротничков упала, особенно в обрабатывающей промышленности. Американские семьи под сильным давлением сократили свои сбережения, заимствованные у их собственного капитала, и увеличили свои долги, чтобы поддержать потребление, способствуя возникновению жилищных и кредитных пузырей, которые лопнули в 2008 году, что потребовало самого болезненного делевереджа, который когда-либо наблюдался.

Три силы привели к неблагоприятным структурным изменениями рынка труда в США:

Технологические изменения, которые привели к изменению структуры профессиональных навыков, в результате которых произошла автоматизация рутинной работы и увеличение спроса на высокообразованных работников, по крайней мере с дипломом колледжа. Глобальная конкуренция и интеграция на рынке труда посредством торговли и аутсорсинга, что сократило количество рабочих мест и снизило зарплаты. Снижение конкурентоспособности Америки как привлекательного места для размещения производства и занятости.

Технологические изменения и глобализация создали похожие проблемы на рынке труда и в других развитых странах. Но политические решения США несут ответственность за эрозию конкурентоспособности Америки.

В частности, США делают недостаточно инвестиций в три основных направления, которые помогают странам создавать рабочие места и поддерживать высокую заработную плату: навыки и подготовка кадров, инфраструктуру, исследования и разработки. На расходы в эти области приходится менее 10% расходов правительства США, и эта доля снижается с течением времени. Федеральное правительство сегодня может делать заимствования по рекордно низким процентным ставкам, и есть много проектов в области образования, инфраструктуры и исследований, которые могут получить более высокий доход, создать рабочие места сегодня и укрепить конкурентоспособность США в привлечении высокооплачиваемых рабочих мест.

Президент США Барак Обама сделал много предложений по инвестициям в основы национальной конкурентоспособности, но республиканцы в конгрессе отвергли их, заявив, что США стоят перед надвигающимся финансовым кризисом. В действительности дефицит федерального бюджета в виде доли от ВВП значительно сократится в ближайшие несколько лет, даже без мер дальнейшего сокращения дефицита, прежде чем он вырастет до неприемлемого уровня к 2030 году.

США действительно сталкиваются с долгосрочным дефицитом бюджета, что, в основном, стало результатом роста затрат на здравоохранение и старение населения. Но нынешний дефицит бюджета, в основном, отражает слабые налоговые поступления, вследствие медленного роста и высокой безработицы, а временные меры по стимулированию исчезают в тот момент, когда совокупный спрос остается слабым и дополнительное бюджетное стимулирование оправдано.

По крайней мере, если удержать экономику на пути 2,5% роста в этом году, сокращение налога на заработную плату и пособия по безработице, предложенные Обамой, должны быть продлены до конца года. Эти меры позволят обеспечить страхование хрупкому восстановлению и ничего не добавить к долгосрочному бюджетному дефициту.

Так как же решать проблемы дефицита рабочих мест в экономике США, дефицита инвестиций и долгосрочного бюджетного дефицита?

Политики должны сочетать фискальные меры для улучшения создания рабочих мест и сокращения дефицита инвестиций сейчас с многолетним планом постепенного снижения долгосрочного дефицита бюджета. Этот долгосрочный план должен увеличить расходы на образование, инфраструктуру и научные исследования, одновременно сдерживая дальнейший рост затрат на здравоохранение посредством механизмов ограничения затрат, содержащихся в реформе системы здравоохранения, предложенной Обамой.

Утверждение долгосрочного плана сокращения дефицита сейчас, но отсрочка даты его исполнения до момента, когда в экономике наступит почти полная занятость, предотвратит опрокидывание экономики обратно в рецессию вследствие финансовых ограничений. В действительности принятие такого пакета может укрепить производство и рост занятости за счет облегчения озабоченности инвесторов относительно будущего дефицита и укрепить потребительскую и деловую уверенность.

Болезненный выбор, как решить проблемы долгосрочного бюджетного дефицита, должен быть сделан сейчас и быстро приведен в исполнение, как только экономика восстановится. Но в течение следующих нескольких лет приоритетами бюджетной политики должны быть рабочие места, инвестиции и рост.

Лаура Тайсон,  в прошлом председатель Совета экономических консультантов при президенте США, в настоящее время профессор Школы бизнеса Хааса при Калифорнийском университете в Беркли

Copyright: Project Syndicate, 2012.

www.project-syndicate.org

Перевод с английского — Николай Жданович

Экономическая политика   03.02.2012 15:13:10   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.