Назад в стагнацию

Оживление экономики перечеркнул крепкий рубль

Биржи Европы рухнули

Биржи Европы рухнули

Трамп опубликовал налоговую инициативу

Японский премьер едет с проектами

Японцы покажут жителям Курил цивилизацию

Нефть дешевеет

США снова могут уронить рубль

ВВП РФ в марте вырос

ВЭБ говорит о выходе экономики РФ из рецессии

На первый-второй рассчитайсь!

На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект, предполагающий разделение

ЦБ припустил от рубля

ЦБ припустил от рубля

Как поддержать рубль в новых условиях?

Банк России перешел на бег трусцой

ЦБ указал рублю на спуск

ЦБ может снизить ставку до 9,25%

Рубль надо снижать

ЦБ снизит ставку до 9,5%

Банки должны выполнить требования по обязательным резервам

Силуанов зашел в ВТБ

Министр финансов сменил в набсовете своего зама Моисеева

Медведев поручил лечиться отечественным

Медведев поручил лечиться отечественным

Новый законопроект поддержит российскую фарму

Зов кресла

Серьезные изменения в кабинете министров не за горами, в один голос утверждают источники,

Кудрин: все продать

400 млрд рублей от приватизации дополнительно

Прожиточный минимум увеличат

Документы уже поступили в правительство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Экономическая политика   06.07.2013 12:00:00

Задача про бассейн с трубами

ФРС предупреждает о грядущем сворачивании накачки экономики долларами, ЕЦБ собирается ничего не менять.

Задача про бассейн с трубами

Марио Драги готов продолжать накачивать экономику евро, а за банковские пузыри пусть отвечают их владельцы.

Диалог регуляторов

Глава ФРС обосновывает свою позицию тем, что экономика США выходит на траекторию роста, а раз так, то меры по ее поддержке выполнили свою функцию и будут сворачиваться. Глава ЕЦБ видит свет в конце европейского туннеля, но это, скорее, отход от края всеевропейской рецессии, а еще далеко не подъем европейской экономики. Соответственно меры по ее монетарной поддержке будут продолжаться.

Бернанке был немногословен, зато Драги выдал целую серию почти патетических спичей. Например, 18 июня в Иерусалиме он даже немало заинтриговал публику, заявив: «Есть множество мер — стандартная политика процентных ставок и нестандартные меры, которые мы можем использовать и применим, если того требуют обстоятельства». Пока помимо низких ставок ЕЦБ практикует выкуп с рынка долговых обязательств проблемных государств еврозоны, но это уже стало достаточно стандартной политикой, что еще есть в арсенале у главного евробанкира, покажет время, но важен вектор действия всех этих мер — поддержка экономики еврозоны посредством облегчения доступа к деньгам. Драги также защищал рекордную инфляцию, в то время как основная ставка рефинансирования остается на рекордно низком уровне 0,5%. Признавая, что эти меры представляют угрозу для баланса ЕЦБ, он утверждал, что риск контролируется и делается все «необходимое», чтобы сохранить стабильность цен.

24 июня, выступая в Шанхае, эпицентре падения фондового рынка Китая, произошедшего, в частности, именно в этот день (см. стр. 4), Драги заявил: «Наш базовый сценарий по-прежнему предполагает постепенное восстановление начиная со второй половины этого года». Рост станет возможным за счет стимулирующей политики ЕЦБ и увеличения экспорта при повышении международного спроса, сообщил он. Драги опять дал понять, что готов снизить ставку ЕЦБ, которая с мая составляет 0,5%.

Марио Драги ждет от второй половины 2013 года признаков растущего экономического оптимизма. Официальные прогнозы пока говорят другое.

Роста в еврозоне в целом за 2013 год не прогнозирует ни один из международных институтов. Экономика 17 стран еврозоны в 2013 году сократится на 0,3%, говорится в докладе Еврокомиссии, опубликованном в конце февраля. При этом в ноябре 2012 года Еврокомиссия прогнозировала рост ВВП в регионе на 0,1%.

Пересматривали в негативную сторону свой прогноз по еврозоне и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). После анонсированного сокращения на 0,1% новый прогноз содержит снижение региональных темпов развития на 0,6%. При этом в ОЭСР отмечали вероятность дальнейшего роста безработицы.

О том, что экономику еврозоны ждет сокращение на 0,3% в текущем году, говорилось и в докладе Международного валютного фонда. Впрочем, роста по итогам года не ждет и сам ЕЦБ. В марте банк пересмотрел в сторону понижения прогноз развития экономики еврозоны в 2013 году до снижения на 0,5% с ранее ожидавшихся 0,3%. В 2014 году ЕЦБ анонсировал рост ВВП на уровне 1% против 1,2%, прогнозировавшихся ранее. Но, скорее всего, Марио Драги считает, что прогнозисты не успевают отслеживать новые экономические признаки, и с марта прогнозы пора пересмотреть на этот раз в сторону позитива.

Много денег — опять плохо

Впрочем, было бы слишком просто и даже неинтересно, если бы болезни экономики, вылившиеся в кризис, можно было бы лечить исключительно щедрыми вливаниями новых денег при отлаживании контроля за тем, чтобы они сразу не взрывали ценовую ситуацию. Более того, сам длительный массированный вброс денег несет с собой новые риски. Об этих рисках по традиции громче говорят за пределами тех экономик, которые ждут все новых денег — не в США и не в Европе, а, например, в России, но это вовсе не значит, что и там, прежде всего в Европе, нет твердой и совсем не обязательно политически ангажированной оппозиции политике главных денежных властей.

Именно такая, не политическая, а экспертная оппозиция не первый раз содержится в документах базельского Банка международных расчетов (BIS). Там уверены: страх напугать инвесторов не должен давить на мировые центральные банки. Им пора начать свертывание денежной накачки экономики. Она свою роль выполнила, передозировка только повредит экономике.

«Как могут центробанки заставить тех, кто несет ответственность за структурные реформы, провести их? Как могут они не „подсадить“ экономику на зависимость от монетарного стимулирования… Как могут они не спровоцировать скачка ставок по облигациям? Пришло время (проводникам) монетарной политики ответить на эти вопросы», ― отметил BIS в своем ежегодном отчете.

Чем дольше регуляторы будут затягивать со сворачиванием стимулирующих мер, тем больше будет паника, когда они в конечном счете начнут делать

это, уверены базельцы. Неслучайно BIS представил свой доклад после того, как на прошлой неделе на мировых финансовых рынках прошла волна распродаж, вызванная заявлением Бена Бернанке, что ФРС США вскоре начнет сворачивать стимулирование американской экономики. Сейчас ФРС тратит по 85 млрд долл. в месяц только на покупку государственных и ипотечных облигаций. Бернанке заявил, что объем закупок начнет сокращаться уже в этом году, а окончательно они прекратятся к середине 2014 года. Эксперты полагают, что ФРС начнет сворачивать свои стимулирующие меры в сентябре.

Пока же накапливаются весьма и весьма серьезные проблемы. Уверенность инвесторов в сохранении низких ставок лишает частный сектор стимулов к увеличению капитала и сокращению долговой нагрузки, отмечают авторы доклада, «в период дешевых денег выгоднее занимать, чем сберегать, а правительствам легче тратить, чем собирать налоги».

По подсчетам банка, общая долговая нагрузка частного сектора, домохозяйств и правительств с 2007 по 2012 годы выросла на $33 трлн, что составляет порядка 20% мирового ВВП.

Заметное сокращение нагрузки домохозяйств наблюдалось лишь в США, Испании и Великобритании, в то время как в Китае в разы возросла нагрузка на корпоративный сектор, в США — уровень госдолга. Особый риск представляет и быстрый рост ставок по гособлигациям — так, после объявления решения ФРС о возможном сокращении программы количественного смягчения в 2014 году требуемая доходность по десятилетним гособлигациям США подскочила до 2,64% (то есть практически на 1 п. п. с начала мая).

По подсчетам BIS, рост ставок на 3% будет означать для инвесторов потери по гособлигациям в размере $1 трлн (8% ВВП США), в европейских странах корректировка в среднем будет стоить 15–35% ВВП. Учитывая, что существенная часть госдолгов развитых стран лежит на балансах коммерческих банков, авторы предупреждают, что любое действие регуляторов должно быть максимально предсказуемым и ожидаемым.

Констатировать опасность возникновения новых долговых пузырей, взрыв которых может оказаться гораздо разрушительнее взрыва пузыря американского ипотечного долга в 2008 году, хотя бы потому, что с тех пор те же центробанки полностью использовали свои возможности по накачке экономики деньгами, мало. Давно пора делать выводы. Главный вывод эксперты BIS сделали достаточно давно: центробанки должны включить в зону своей ответственности за регулирование ликвидности и слежение за финансовыми балансами не только банков, но и государств, компаний и частных хозяйств. Мир вошел в полосу кризиса именно финансовых балансов.

Уверен, сказанное в полной мере относится и к российскому центробанку. Кризис балансов — это характеристика всей мировой экономики, а, точнее, ее финансовой, важнейшей стороны. «Таргетирования инфляции» недостаточно, если Банк России собирается стать финансовым мегарегулятором.

Финансовый мегарегулятор — это что?

Если же вернуться к мировым регуляторам, то ФРС США ближе к тому, чтобы хотя бы отслеживать балансовые разрывы. ЕЦБ пока не наделен и достаточными инструментами контроля за банками.

Драги даже использует этот разрыв в регулировании. Прямую ответственность за рост экономики еврозоны он с себя снял. Посредником между средствами ЕЦБ и реальным сектором экономики являются банки, балансы которых обременены некачественными активами, отметил он. В их рекапитализации ЕЦБ поучаствовать не сможет, предупредил Драги. «Это (снижение рисков) в первую очередь ответственность акционеров — они должны обеспечить платежеспособность своих банков, чтобы те были в состоянии поддерживать свой основной бизнес», — напомнил Драги.

В случае, если собственники банков не в состоянии или не хотят предоставлять капитал, необходимый для достижения платежеспособности, эта проблема должна решаться фискальными и регулирующими органами. До тех пор пока ЕЦБ не получит полномочий единого регулятора банковского сектора еврозоны, любая нехватка капитала должна решаться силами правительств или региональных фондов поддержки, непреклонен чиновник.

«Национальные бюджеты и, по мере необходимости, европейский стабилизационный механизм должны оказывать необходимую поддержку», — сказал он, не упомянув средства ЕЦБ.

Вот так. Экономика нуждается в монетарной поддержке — ее ЕЦБ готов предоставить. Но дальше спрос не с него, а с посредников-банков. Если их балансы раздувают пузыри — есть собственники банков, которые за них отвечают, в качестве страховки выступают национальные правительства и коллективные антикризисные фонды еврозоны. Удобная позиция.

На самом деле тренд состоит в том, что ЕЦБ, как и ФРС, будет отвечать за состояние экономики, что, конечно, не отменяет посредничество банков, контролировать которые рано или поздно станет ЕЦБ.

И здесь снова не обойтись без отсыла к Банку России. Мировой тренд к финансовым регуляторам Россия уловила, но до логического конца сделанное не доведено. Эльвира Набиуллина публично отказывается брать пример с Бена Бернанке и взваливать на свои плечи главную — финансовую — ответственность за состояние всей экономики.

А без этого мегарегулятор не мегарегулятор. Одна вывеска.

Николай Вардуль

Экономическая политика   06.07.2013 12:00:00   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.