Коммерческий транспорт набирает обороты

Коммерческий транспорт набирает обороты

Но уровня докризисного 2014 года достигнет не ранее следующего года.
Рынок / Борис Соловьев 07 Ноя 2017, 14:42
Коммерческий транспорт набирает обороты

По итогам прошлого года грузооборот транспорта вырос на 1,8% по сравнению с показателем 2015 года и достиг 5,182 трлн т-км. Продолжается позитивная динамика и в этом году. Так, за январь-август 2017 года, по данным Росстата, грузооборот по всем видам транспорта вырос к соответствующему периоду прошлого года на 7,3%. Наибольший прирост, почти 20%, пришелся на воздушный транспорт, но доля авиации в общем грузообороте настолько мала, что этот сегмент можно не рассматривать. Второй по значимости после трубопроводного вид грузового транспорта – железнодорожный – показал прирост в 6,8%.

Парк требует обновления  

Позитивные результаты можно объяснить как восстановлением производства после серьезного спада в 2014–2015 годах, так и ростом мировых цен на основные сырьевые товары, что в условиях почти двукратной девальвации рубля стимулирует их поставки за пределы страны.

Однако нельзя сказать, что проблемы в транспортной отрасли решены. Например, для железнодорожных перевозок неожиданным препятствием для увеличения грузооборота, кроме монополизма РЖД, стал приказ Минтранса от 25 января 2015 года, который фактически запретил продление срока службы старых вагонов. Можно предположить, что данное решение было принято в первую очередь для стимулирования производства подвижного состава, и лишь во вторую – для ускорения замены парка.

Но что-то пошло не так –  после многолетнего профицита на рынке железнодорожных перевозок образовался дефицит вагонов, что привело к росту цен на перевозки. Возможно, что крупнейший российский производитель –  «Уралвагонзавод», загруженный более приоритетными оборонными заказами, не смог обеспечить необходимый для рынка объем выпуска вагонов. Не исключено, что резкое обострение российско-украинских отношений закрыло путь на российские железные дороги продукции украинских вагоностроительных заводов, крупнейшим из которых является «Азовмаш». Эксперты рынка говорят, что и владельцы парков вагонов не спешили приобретать новый транспорт, опасаясь насыщения рынка.

Парк грузовых автомобилей еще больше нуждается в обновлении, чем железнодорожные вагоны. По данным аналитического агентства «Автостат», на конец первого полугодия нынешнего года в России было зарегистрировано 3,7 млн грузовиков. При этом их средний возраст немного не дотягивает до 20 лет, а две трети автомобилей старше 15 лет. Не удивительно, что экологическим стандартам «Евро-4» соответствует лишь каждая седьмая машина.

Грузовики находят работу

Символическими 0,8 процентами роста грузооборота отметился в 2016 году автомобильный транспорт. Но этот рост не отражает реальной картины доходов и маржинальности сектора. Дело в том, что автоперевозчики еще пару лет назад были вынуждены пойти на значительное сокращение тарифов. Статистики тарифов на автоперевозки нет, но по некоторым оценкам доходность автогрузоперевозок упала на 15–20%.
  
Причина кроется опять-таки в экономическом кризисе и санкционной войне – закрытие российского рынка продовольствия в разы снизило загрузку европейских направлений. По оценкам аудиторско-консалтинговой компании «КСК групп», около 70% небольших фирм, ввозивших из Европы от одной до трех машин товара ежемесячно, ушли с рынка. Импортировать стало невыгодно из-за падения покупательской способности рубля. Кроме того, примерно 60% закупаемых ранее товаров попали под санкции. Не оправдались надежды и на то, что низкий курс рубля простимулирует увеличение российского экспорта.

Негативное влияние на рынок автомобильных перевозок оказало также падение импорта и сокращение оборота розничной торговли, вызванные снижением доходов населения, а также уменьшение объемов промышленного производства, отмечают эксперты консалтинговой компании KPMG. 

По данным портала «АвтоТрансИнфо», до 80% грузовиков находятся в частных компаниях или вообще принадлежит индивидуальным предпринимателям, в распоряжении которых находится от одной до пяти машин. Причем эти мелкие грузоперевозчики работают через посредников: транспортно-экспедиционные компании, которые ищут для них груз и маршруты, но взимают за это комиссионные в размере 10–15% от суммы заказа.

Естественно, что в условиях схлопывающегося рынка мелкие компании и частники, не имеющие финансовой подушки безопасности, были вынуждены пойти на снижение цен и увеличили найм на работу гастарбайтеров, тем более что на российский рынок стали более активно выходить перевозчики из Белоруссии и Казахстана.

К экономическим проблемам добавилось введение системы «Платон» в конце 2015 года, целью которой являлось взимание дополнительной платы с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 т в зависимости от пробега тяжеловоза. И именно непростая ситуация в отрасли стала основной причиной массовых недовольств против введения «Платона» год-полтора назад.

Сейчас протесты сошли на нет прежде всего из-за начала восстановления рынка – появились заказы на транспортировку грузов, поэтому на забастовки и на митинги времени не осталось. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта вырос за 8 месяцев текущего года на 4,2%, что ниже общерыночного показателя, составившего, как уже отмечалось, 7,3%. Но рост этот носит неустойчивый характер. Основной прирост рынка автоперевозок произошел за счет маршрутов средней протяженности – до 1 тыс. км. Для более длинных маршрутов рентабельнее были железнодорожные перевозки.

Как отмечает портал transinfonews.by, работу на внутренних направлениях владельцам грузовиков во многом обеспечивало строительство моста через Керченский пролив, а также поставки строительных материалов в Московскую область для создания Центральной кольцевой автодороги. Оживают и международные линии: летом даже наблюдались очереди из российских фур на пограничных переходах в Финляндию и на границе Казахстана с Китаем.

Однако в период до 2018 года объем автомобильных грузоперевозок не достигнет уровня 2014 года, прогнозирует KPMG. 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться