Автомобили вновь пользуются спросом

Автомобили вновь пользуются спросом

Сентябрь стал месяцем сбора урожая не только для сельских жителей, но и для дилерских автоцентров. Ничто не предвещало успеха, но продажи машин в первый месяц осени неожиданно выросли почти на 18% по сравнению с прошлым годом. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), новые авто нашли 148 371 хозяев, а всего за 9 месяцев нынешнего года в России их было продано 1,129 млн – всего лишь на 19 штук меньше, чем в тот же период годом ранее.
Рынок / Борис Соловьев 13 Ноя 2017, 13:43
Автомобили вновь пользуются спросом

Время биться за скидки 
         
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отмечает:«На рынке царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Соответственно, прогноз АЕБ на 2017 календарный год был изменен в сторону увеличения и равен сейчас 1,58 млн автомобилей или +10,8% по сравнению с 2016 годом».

Такие прогнозы не выглядят фантастическими. Дело в том, что автодилеры очень не любят как повышать, так и понижать официальный прайс на машины – это не только отпугивает покупателя, но и становится аргументом для инсинуаций со стороны конкурентов. Более выигрышной тактикой всегда было предоставление клиентам скидок. Но стоимость всех иномарок, даже тех, которые собираются на российской территории, привязана к курсу рубля. Поэтому дилеры устанавливают рублевые цены на машины текущего модельного года в соответствии с ожидаемой стоимостью национальной валюты. На авто следующего модельного года будут уже другие цены, тем более что практически каждый год автопроизводители вносят в конструкцию какие-либо изменения, иногда совсем незначительные – например, новую решетку радиатора или фары. Однако это является вполне достаточным поводом для увеличения цен.

В середине прошлого года представитель одного из крупных автодилеров рассказывал, что они запланировали рост курса доллара к рублю на уровне 15% и, исходя их этого, строили ценовую политику. Но рубль укрепился к доллару на 4% и ослаб к евро на 6%. Это значит, что у дилеров образовалась дополнительная маржа из-за курсовых разниц, которая может быть направлена как на увеличение скидок покупателям, так и на рекламные расходы. 

Этим можно объяснить многочисленные скидочные акции некоторых дилеров, число которых будет возрастать ближе к концу нынешнего и в начале следующего года. Можно также предположить, что в ближайшее время автодилеры будут охотно идти на предоставление скидок или подарков. Причем не исключено, что срок распродаж машин 2017 модельного года, традиционно приходящийся на конец зимы-весну, сейчас может быть сдвинут на более ранний срок. 

Бюджетники лидируют 

В первую тройку наиболее популярных марок входят бюджетные «Лада», Kia и Hyundai. Причем у «Лады» почти двукратный отрыв от ближайшего конкурента Kia: 221 тыс. против 135 тыс. машин. По сравнению с данными прошлого года тройка лидеров не изменилась, но все ведущие компании увеличили продажи более чем на 10%.

Среди самых продаваемых моделей со значительным отрывом лидирует Kia Rio, которых за 9 месяцев было продано свыше 73,5 тыс. штук. Объем продаж этой модели вырос за отчетный период на 18%, что можно объяснить как прошедшим рестайлингом, так и тем, что эта иномарка – одна из самых дешевых на российском рынке при удовлетворительном качестве. «Серебро» и «бронза»  –  у продукции «Автоваза»: «Ладу Гранта» купили 67,7 тыс. человек (рост на 6%), а «Ладу Веста» – 54,6 тыс. +46%). В прошлом году наибольшим спросом пользовался Hyundai Solaris, «Гранта» была на втором месте, а замыкала тройку Kia Rio.

Неплохой результат в нынешнем году и у относительно новых автомобилей жигулевского завода – «Лада ИксРэй» держится на 8-м месте с показателем продаж почти 24 тыс. машин, а «Лада Ларгус»  –  на 12-м (22 тыс.). 

Но вопрос о дальнейшем наращивании продаж «Автоваза» остается открытым. Дело в том, что новые «Лады» по цене подошли вплотную к бюджетным иномаркам. Однако по стоимости содержания и надежности они, похоже, до зарубежных конкурентов не дотягивают. Данное предположение можно сделать на основании того, что этих машин практически нет в такси.
Именно в такси, где нагрузки на автопарк сверхвысокие, и проявляются эксплуатационные свойства автомобилей. Достаточно вспомнить, что в советские годы в такси трудились самые дорогие и престижные на тот момент «Волги». По словам таксистов, при должном уходе двигатели «Волг» выдерживали пробеги в 300–500 тыс. км без капитального ремонта. Такой надежности может позавидовать и подавляющее большинство современных иномарок. Поэтому если владельцы таксопарков предпочитают продукции «Автоваза» более дорогие Kia, Hyundai и Skoda, то заявления о достижении новыми моделями «Лада» мировых стандартов качества вызывают большие сомнения.
 
Прибыль на убытках 

Значительно улучшились, если такой термин можно применить к околобанкротному предприятию, финансовые показатели «Автоваза» за 9 месяцев нынешнего года. Чистый убыток компании по международным стандартам финансовой отчетности составил «все лишь» 4,5 млрд руб., в то время как годом ранее эта цифра превышала 34 млрд руб. Более того, в январе-сентябре автогигант заработал операционную прибыль в размере 1,9 млрд руб.

Однако особо надеяться на продолжение позитивного тренда не стоит, честно предупреждает президент Группы «Автоваз» Николя Мор: «Положительный результат операционной деятельности отчасти обусловлен некоторыми непостоянными факторами. Это введение новых мер господдержки в дополнение к заканчивающейся программе обновления автопарка и отсроченный эффект благоприятных валютных курсов в I полугодии».

Всего объем субсидирования автомобильной промышленности, утвержденный премьером Дмитрием Медведевым в январе, превышает 52 млрд руб. Львиную долю от этих средств прямо или косвенно получил «Автоваз».

Как посчитало издание finanz.ru, убытки компании фиксируются 5 лет подряд. Всего же накопленный с 2013 года убыток составляет 151,9 млрд руб или $2,6 млрд! Таким образом, резюмирует издание, имущественный взнос, которое сделало в капитал компании правительство РФ в 2008–2009 годах в размере 75 млрд руб., утрачен полностью. 

Но еще более интересен тот факт, что акции «Автоваза» выглядят намного лучше рынка. Если Индекс ММВБ с начала года потерял 9%, то «обычка» крупнейшего российского автопроизводителя выросла на 14%, а привилегированные акции и вовсе взлетели на 150%!
Дело в том, что сейчас компания Alliance Rostec Auto B. V. (СП «Ростеха» и Renault) владеет 64,6% капитала «Автоваза». Еще 24,05% принадлежит кипрской Renaissance Securities Limited, дочерней компании ИК «Ренессанс Капитал», которая приобрела этот пакет на деньги Renault.

По российскому законодательству лицо, консолидировавшее у себя 95% акций, обязано провести принудительную оферту, то есть выкуп оставшихся акций. Похоже, что именно эту операцию готовится провести Renault, которая уже сейчас вместе с «Ростехом» фактически контролирует более 88% капитала автогиганта. Именно по этой причине  акции «Автоваза», как обычные, так и привилегированные, взлетели к отметке 10,3 руб. – цене, по которой ожидается выкуп с рынка оставшихся на нем акций.

В принципе, уже сейчас «Автоваз» находится под полным контролем Renault, у которого нет другого выхода, кроме как развивать предприятие и выводить его из убытков, ведь продать такой огромный и неэффективный автозавод без существенных потерь вложенных инвестиций уже нельзя. 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться