Авторынок-2018. Скрытая угроза

Наметившийся в прошлом году рост продаж рискует оборваться.
Рынок / Борис Соловьев 02 Май 2018, 17:00
Авторынок-2018. Скрытая угроза

Несмотря на продолжающееся уже 4 года сокращение реальных располагаемых доходов населения, объем продаж новых автомобилей в России в прошлом году вырос на 12%. Первые месяцы текущего года показали продолжение позитивной динамики, но есть серьезные риски того, что в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.

Начали за здравие

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году в России было продано 1 595 737 автомобилей, что на 169 946 штук или 11,9% выше уровня 2016 года. Первые месяцы 2018 года также радовали автодилеров: в январе рост продаж составил 31,3%, в феврале – 24,7%, а в марте – 13,9%.

Принципиальных изменений среди лидеров как в прошлом году, так и в первом квартале 2018 года, не произошло: россияне по-прежнему предпочитали бюджетные машины. За январь – март по объему продаж лидировала продукция «АвтоВАЗа» (79 114 машин). Второе место удерживала KIA – 52 201 машина и замыкал тройку лидеров Hyundai с объемом продаж 38 891 авто.

Наиболее впечатляющую динамику продаж среди популярных марок продемонстрировала Mitsubishi: в прошлом году они выросли на 45%, а в первом квартале нынешнего года – на 141%. При этом всего в текущем году компания намерена продать своих машин на 60% больше по сравнению с уровнем прошлого года. Такая динамика вызвана не только развитием сборки машин на предприятии «ПСМА Рус» в Калуге, но и ставкой на кроссоверы – по данным агентства «Автостат», в прошлом году на этот сегмент рынка пришлось 41,9% продаж.

Впрочем, малоизвестный пока узбекский Ravon, который на самом деле не что иное, как преемник хорошо знакомой нам Uz Daewoo, и вовсе показал рост продаж на 733% в прошлом году и на 151% первом квартале нынешнего года. Но такой результат объясняется исключительно низкой базой – в 2016 году покупателей нашли всего лишь 1811 узбекских авто.

Интересно, что АЕБ не стала пока делать прогнозы на текущий год, мотивировав это непонятной ситуацией с утилизационным сбором. И как показало время, эксперты ассоциации оказались правы, тем более что, кроме этого фактора, на рынок в самом ближайшем времени начнет действовать другой, связанный с ростом курса доллара и очередным кризисом, возможная продолжительность и последствия которого пока неясны.

Машины будут дорожать

Комментируя итоги прошлого года, многие эксперты заговорили о том, что кризис в отрасли, да и в экономике страны окончательно пройден. Действительно, прошлый год стал первым после кризиса 2014 года, когда продажи машин пошли в рост. А последнее – традиционный признак выхода экономики из рецессии, который к тому же подтверждали и цифры Росстата. Однако эти предположения рискуют не сбыться.

Первый удар по растущему тренду нанесло российское правительство, приняв решение повысить утилизационный сбор. Этот сбор появился еще в 2012 году и фактически является завуалированным налогом. Логика подсказывает, что чем больше машина, тем дороже может стоить ее утилизация. Такой принцип и был применен к грузовикам. Но для легковых машин критерием стоимости утилизации стал объем двигателя.

В среднем индексация сбора составила 15%, но это лукавая цифра: наиболее сильно – на 90% – сбор повышен на пользующиеся наибольшим спросом машины с объемом двигателя от 1 до 2 л. На 49,3% увеличен сбор на авто с движками 2–3 л.

Государство компенсирует утилизационный сбор автопроизводителям, собирающим машины на территории России, поэтому подорожают только «настоящие» иномарки. По оценкам экспертов, ценник на «иностранцев» поднимется на 3–7% только в результате новой стоимости утилизации.

Однако повышение утилизационного сбора – это еще полбеды. Гораздо большее влияние на отрасль окажет падение рубля после «черного понедельника» 9 апреля. В апреле курс рубля падал к доллару более чем на 10%, и этот факт автодилеры обязательно учтут в ценах. Но чуть позже, возможно, в июне-июле.

Повышение неизбежно затронет и автомобили, производящиеся на территории России. Доля иностранных комплектующих велика не только у обрусевших иномарок, но и у продукции, считающейся чисто отечественной (например, у автомобилей Lada).

Сейчас в основном распродаются модели прошлого года выпуска, и до апреля значительную часть рекламы в Интернете составляли сообщения официальных дилеров о скидках и подарках. Сейчас эти объявления практически исчезли. Это значит, что теперь скидку даже за прошлогоднее авто получить будет намного сложнее, да и подарками в виде бесплатной страховки, комплекта колес или просто набора салонных ковриков дилеры разбрасываться не будут.

По некоторым оценкам, на продаваемые сейчас машины закладывался курс в размере 60–61 руб. за доллар. Пока продавцы машин цены не повышают, снижая собственную маржу. Но переписывать прайс-листы в связи с падением рубля придется.

Валютный курс – основная причина роста цен: согласно данным аналитического агентства «Автостат», из-за удешевления рубля с сентября 2014 года по июнь 2017-го цены на новые автомобили в России выросли на 45%.

Осенью, обычно в сентябре – ноябре, ряд моделей подорожает еще раз. Это связано с обновлением модельного ряда. В автомобили нового модельного года автогиганты часто вносят незначительные изменения, что позволяет им поднять отпускные цены на 5–10%.

Поэтому желающим приобрести нового «стального коня» нужно поторопиться. Впрочем, тем кто верит в российскую экономику и искусство отечественных монетарных властей, можно попробовать дождаться и более благоприятного курса рубля.

Кредиты помогают продажам

Рост продаж автомобилей во многом вызван увеличением объема кредитов, выданных на покупку автомобилей. По данным Национального бюро кредитных историй, с января по октябрь 2017 года рост составил 39,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Всего было выдано автокредитов на сумму 391,9 млрд руб.

Причем часто кредиты предлагаются под проценты ниже ключевой ставки Банка России. Формально банк обычно выдает кредит по ставке все-таки выше ключевой, чтобы у него и клиента не возникало налогооблагаемой базы. Но в этом случае дилер дает на кредитные машины скидку в таком размере, чтобы с учетом переплаты конечная цена машины превышала прайс на объявленную ставку кредита.

На таком механизме покупатель, имеющий полную сумму на покупку машины, может даже заработать. Если взять кредит на минимально возможную сумму, а это обычно 50 или 100 тыс. руб., или погасить его досрочно, то приобретение авто может обойтись на пару-тройку процентов дешевле.

Дилер предоставляет скидку за счет собственной маржи, но при этом в накладе не остается. Самое главное – наличие кредитных программ позволяет увеличить объем продаж, что сулит и дальнейший рост сервисного обслуживания проданных машин. А прибыль официальных дилеров из постпродажного обслуживания техники может в разы превышать доходы от непосредственно продаж.

Кроме того, выдача кредита, как правило, требует оформления страховки КАСКО, которая в подавляющем большинстве случаев оформляется в офисе дилера, который в этом случае выступает агентом страховой компании. Естественно, что он не будет предлагать плохого страховщика, потому что ему придется с него получать деньги за ремонт при аварии. Однако комиссионным вознаграждением от страховщика, достигающим по КАСКО 20–30% от суммы страховки, продавец машин делиться не будет.

А вот страховой брокер частью своих доходов поделиться с клиентом готов. Поэтому оформление страховки даже у рекомендованной дилером страховой компании у страхового брокера или агента, а не в офисе автодилера может сэкономить 10–15% от страховой премии.

Скорее всего, автопроизводители и дилеры продолжат дотировать низкие процентные ставки по автокредитам. В противном случае есть большая вероятность, что потенциальный покупатель выберет машину конкурента, который предоставит хорошие кредитные условия.

В сложившейся экономической ситуации Банк России вряд ли пойдет на агрессивное снижение ставки, а автодилеры не смогут увеличивать размер дотирования кредитов в условиях роста цен и снижения продаж. Поэтому автокредиты, скорее всего, снижаться не будут, если, конечно, не произойдет кардинального улучшения внешнеполитической ситуации вокруг России и последующего значимого укрепления рубля.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться