Промышленная разборка автопрома

Российский рынок 10 лет растет вниз.
Рынок / Глеб Баранов 29 Апр 2018, 20:15
Промышленная разборка автопрома

Производство российских автозаводов в прошлом году росло на фоне быстрого увеличения объема продаж. Однако это лишь частичное восстановление после очередного кризиса, и на большой дистанции картина выглядит не так уж оптимистично. 

Несмотря на более чем десятилетний опыт промсборки иномарок, в России в 2017 году было произведено меньше автомобилей, чем в кризисном 2008-м. Иностранные бренды лишь частично заменили собой российские, а общий объем продаж сейчас более чем вдвое уступает показателям десятилетней давности.

Потерянное десятилетие

В 2017 году, по данным Росстата, в России было произведено 1,4 млн легковых автомобилей. Рост за год составил 21%, что неудивительно на фоне оживления спроса. Объем продаж легковушек и легкого коммерческого транспорта в прошлом году увеличился, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на 11,9% – почти до 1,6 млн. В первом квартале рост производства продолжался и составил 19,9% (370 тыс. автомобилей).

Это вполне естественно стало поводом для оптимистических и в целом благожелательных комментариев. Но хорошо это смотрится только в краткосрочной перспективе – на фоне кризиса. Если же вспомнить о том, каким был отечественный авторынок еще 10 лет назад, впечатления будут несколько иными.

В 2008 году, на заметную часть которого, как известно, пришелся экономический кризис, в России было собрано 1,47 млн легковых автомобилей. Это уже несколько больше, чем в прошлом году, но это еще не все. Эти 10 лет рынок вовсе не простоял на месте – его объем драматично упал, структура очень изменилась, а перспективы выглядят куда хуже, чем некогда.

Объем продаж новых автомобилей в России образца 2008 года был 3,3 млн штук – более чем вдвое выше прошлогоднего. Этот рекорд побит так никогда и не был, хотя аналитики в то время всерьез следили за сравнительными показателями продаж Германии и России, ожидая, когда же наш авторынок займет первое место в Европе. Иностранные автопроизводители не жалели денег, чтобы закрепиться на нем, что вело к таким сделкам, как покупка акций АвтоВАЗа альянсом Renault-Nissan. Рынок казался совершенно бездонным.

В 2008 году одних лишь Lada было произведено более 800 тыс. (еще летом планировался почти 1 млн, но помешал кризис). И это при том, что в то время одними из главных хитов АвтоВАЗа были «классика» и Samara, самым современным автомобилем – Kalina, а самой «свежей» моделью – Priora. С тех пор завод больше уже никогда не приближался к этим цифрам.

Между тем его модельный ряд с тех пор серьезно обновился, и нынешние хиты – Vesta и X-Ray – близко не стоят с той продукцией, которую народ ласково называл тазами. Но в 2017 году АвтоВАЗ продал в России лишь 311 588 автомобилей Lada, и это был рост на 17% по сравнению с предыдущим годом. В этом году рост даже ускорился (+28% за квартал), но потребовалось бы нечто феноменальное – годы стремительного роста – чтобы он смог обойти прежние результаты. И нечто схожее можно сказать про производство автомобилей в России в целом.

Точки сборки

Когда-то, в середине-конце «нулевых» годов, программы промсборки – предоставление иностранным автопроизводителям таможенных льгот на импорт компонентов в обмен на локализацию производства – было принято считать ведущими к росту производства автомобилей в России. Предполагалось к тому же, что локализация производства автокомпонентов приведет к переходу и отечественного автопрома на новый уровень.

На деле все получилось несколько иначе. Для того чтобы локализация была выгодна, даже при наличии льгот нужны большие объемы производства. Между тем их было достаточно далеко не для любых компонентов и десять лет назад. Так что локализация, конечно, была, о ней с большей или меньшей долей лукавства отчитывались, но без ненужного энтузиазма. Даже АвтоВАЗ, ради которого российское правительство было готово на многое, на деле очень далек от стопроцентной локализации. И это даже, если говорить о моделях, считающихся российскими, а не о выпускаемых им автомобилях Renault и Nissan.

Еще в 2011 году, после первого масштабного падения российского авторынка и начала его временного восстановления, PricewaterhoueCoopers прогнозировала, что к 2016 году в России будет производиться более 3 млн автомобилей. 

И действительно, два года назад, по данным Минпромторга, производственные мощности, в принципе, позволяли производить в нашей стране почти 3,5 млн автомобилей. Вот только они оказались не нужны.

В России после девальвации и начала рецессии не удавалось продавать уже и вдвое меньшие объемы. Рынок, на котором в 2008 году было продано 2,08 млн одних лишь иномарок и под рост которого делались серьезные инвестиции, исчез. И это не просто напрасно потраченные деньги. Такая серьезная недозагрузка производственных мощностей – а в 2015 году средняя загрузка, по данным Минпромторга, составляла для автозаводов лишь 40% – чревата серьезными текущими убытками.

Между тем в 2011 году, когда российский рынок в очередной раз демонстрировал восстановление, правила промсборки были изменены, а в этом и следующем году соглашения Минэкономразвития со многими автопроизводителями истекают. Продлевать их не будут, так как условия соглашений противоречат правилам ВТО, в которое Россия за это время успела вступить.

Так что иностранцев ждут новые изменения – им предложат специальные инвестиционные контракты (СПИК), предполагающие выдачу госсубсидий в обмен на определенные обязательства, которые компании возьмут на себя. В частности, речь опять-таки пойдет о повышении уровня локализации. Вероятно, здесь будут даже достигнуты определенные достижения, но едва ли это сможет принципиально изменить старый сюжет.

Русская доля

Ведь почти все, что происходило вокруг российского легкового автостроения в этом веке, можно свести к истории о замещении производства отечественных автомобилей сборкой иномарок. Где-то, как, например, в случае с Renault на «Москвиче», «АвтоВАЗе» и ИжАвто это происходило в тех же самых цехах. Из того же Тольятти в прошлом году альянс Renault-Nissan получил 107 375 автомобилей. Где-то строятся новые заводы. Но статистика говорит сама за себя.

В 2002 году доля автомобилей, произведенных в России, в общем объеме продаж составляла 88%. В 2008 году она падала до 46%, но сейчас вернулась на уровень начала века. Однако 15 лет назад доля иностранных брендов, произведенных в России, составляла около 1%, в 2008 году она достигла 21%, а сейчас почти 80% иномарок сделаны в нашей стране. И порядка 70% легковых и легких коммерческих автомобилей, произведенных в России, – это иномарки.

Быть может последние российские легковые бренды и не исчезнут полностью в зарубежных автоконцернах, Lada, например, недавно вернула себе 20% долю российского рынка. И конечно, на рост и падение продаж будет и в дальнейшем влиять состояние российской экономики. Но ничего похожего на доминирование отечественного автопрома на собственном рынке, пусть даже такое, как 15–20 лет назад, можно уже не ждать.

СПРАВКА

В России десятки моделей иномарок собирают на множестве площадок в 11 городах, разбросанных по всей ее территории, – от Владивостока до Калининграда.

Во Владивостоке Sollers выпускает Toyota Land Cruiser Prado, Mazda6 и CX‑5.

Во Всеволожске Ford-Sollers производит Focus и Mondeo, а в Елабуге он же – Kuga, Explorer и Transit.

В Ижевске на «ИжАвто» (сейчас принадлежит АвтоВАЗу) собирают Nissan Sentra.

В Калуге германский Volkswagen выпускает Polo, Tiguan, Touareg, Multivan, Skoda Rapid, Audi A6 и A8, а франко-японское Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive – Mitsubishi Outlander, Peugeot 408 и Citroen C4.

В Калининграде «Автотор» собирает Kia cee,d, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime, Mohave, Cerato, Sorento; Hyundai, i40, Elantra, BMW X3, X4, X5 и X6.

В Москве завод Renault, на том самом месте, где когда-то делали автомобили «Москвич», сейчас производит Duster, Kaptur и Nissan Terrano.

В Нижнем Новгороде ГАЗ занят выпуском Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Yeti.

А в столице отечественного автопрома Тольятти АвтоВАЗ собирает Renault Logan, Sandero и Nissan Almera.

В Санкт-Петербурге завод Nissan производит X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai, предприятие Toyota – RAV4 и Camry, а Hyundai выпускает Solaris, Creta и Kia Rio.

В Набережных Челнах Ford-Sollers собирает Fiesta и EcoSport.

В Черкесске Derways производит Lifan Breez, Solano, Smily; Haima 3; Geely MK, MK Cross, Emgrand; Great Wall Hover; Chery Tiggo 5 и Chery Tiggo 3.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться