«Почта России» просит деньги из бюджета, но продолжает жить на широкую ногу

«Кладбище» автомобилей «Почты России» обнаружил в самом центре Москвы на территории промзоны столичный блогер Александр Сашенков. Если судить по опубликованным им фотографиям, все машины открыты, в любую можно залезть и посидеть внутри.
Бюджет / 27 октября 2020, 15:16

В основном на этой стоянке представлены модели фирмы Mercedes-Benz. У многих авто открыты окна, а потому салон быстро покрывается мхом и плесенью. Приборные панели покрыты толстым слоем пыли, что говорит о не первом годе простоя.

«Картина очень печальная. Машины стоят без дела, когда в провинциальных городах все еще возят почту на стареньких и ржавых УАЗах-буханках. Пока еще вполне пригодный для использования автопарк просто гниет на глазах в самом сердце нашей столицы», — пишет Александр Сашенков в своем канале ComDig, Urban Exploration на «Яндекс.Дзене».

На снимках, сделанных блогером, видно, что часть автомобилей до сих пор стоит на учете в ГИБДД — на них находятся госномера. Как предположили эксперты портала auto.ru, эти грузовики могли быть получены «Почтой России» в рамках контракта с производителем. Однако транспортная служба компании их утилизировала, хотя договор лизинга еще не подошел к концу.

В пользу такой версии говорит тот нюанс, что минувшей весной государственная корпорация приобрела 1162 модели автомобилей Lada Largus на 1,2 миллиарда рублей.  Поддержать отечественный автопром дали возможность льготные условия, которые выдал ВТБ Лизинг. Кроме того, объявлялось, что до конца года компания планирует купить общей сложностью почти пять тысяч отечественных машин марок ГАЗ, УАЗ, ВАЗ и «КамАЗ», перенеся на текущий год закупки 2021-го и 2022-го.

1

Однако главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман предположение об отмывании лизинговых средств отметает.

«Платежи по лизингу за автомобили поступают в лизинговые компании, достаточно прозрачные и жестко контролируемые Центробанком. Заподозрить пользователя в отмывании лизинга – все равно что, например, утверждать о злонамеренных погашениях кредита. Нет, вероятнее всего, здесь проявляются бюрократические проволочки с подготовкой машин к продаже. Они могут длиться много месяцев, и это зона ответственности юридических и бухгалтерских служб “Почты России”. Состояние же автомобилей и условия их хранения — прямая ответственность хозяйственников госкорпорации», — рассказал он «Финансовой газете».

Впрочем, стоит отметить, что за последние годы «Почта России» становилась фигурантом не одного скандала.

Из истории вопроса


В 2015 году главный почтмейстер страны Дмитрий Страшнов выписал себе любимому по итогам 2014-го премию в размере 95 миллионов рублей, а еще 270 миллионов ушли на бонусы его одиннадцати заместителям. Такой была награда за прибыль, полученную госкорпорацией.

Вот только сама прибыль возникла лишь благодаря субсидиям из бюджета, выделенным почтовому ведомству. И это при том, что заработки рядовых почтальонов, а тем более на селе, на тот момент не доходили даже до десяти тысяч рублей.

На смену Страшнову из Минэкономразвития пришел Николай Подгузов, который в марте прошлого года, встречаясь с президентом Владимиром Путиным, пообещал главе государства инвестировать в фонд оплаты труда 11,5 миллиарда рублей из прибыли компании, чтобы повысить зарплаты 210 тысячам сотрудников компании — операторам почтовой связи и почтальонам —  зарплаты на 20%.

Сказал — сделал. Однако в тот же момент сотрудникам «Почты России» отменили ряд доплат и ужесточили условия выплат премий. В итоге они остались, как говорится, «при своих». Зато доходы работников аппарата выросли чуть ли не вдвое.


Не будем отрицать: в условиях развития цифровых коммуникаций «Почте России» приходится не сладко. Тем не менее после нескольких не самых удачных лет работы с точки зрения экономики, по итогам 2018 года госкорпорация показала существенный результат — выручка и чистая прибыль достигли 190 млрд рублей и 2,7 миллиарда соответственно.

А в прошлом году, в сравнении с 2018-м, выручка увеличилась на 9% и достигла 206,86 млрд рублей, а чистая прибыль выросла на 14% и составила более трех миллиардов.

Хорошие деньги? Безусловно. Однако «Почта России», судя по всему, привыкла жить на широкую ногу. Так, в своей концепции «Центры притяжения» на 2020–2027 годы, подготовленной в конце августа 2019-го, госкорпорация запросила из бюджета около 85 млрд рублей. При этом указывалось, что 66,4 миллиарда пойдут на техническую модернизацию и дооснащение отделений почтовой службы, 10,8 миллиарда — на проведение капитального ремонта тех помещений, которыми компания обладает, а еще 7,7 млрд рублей — на расширение площадей отделений. Госкорпорация рассчитывала в модернизированных отделениях оказывать финансовые услуги — выдавать кредиты, принимать вклады, обменивать валюту, а кроме того, продавать лекарства и товары народного потребления, в том числе и алкогольные напитки.

1

Правда после критики проекта все затихло, а судьба документа остается неизвестной. Но видимо, списание автомобилей Mercedes-Benz и замена их на отечественный автопром — из этой же серии.

«В гигантской госмонополии, которой является “Почта России”, проявляется традиционная бесхозяйственность и безответственность. Бездействие хозяйственников госкорпорации приводит к наращиванию потерь компании», — отмечает Марк Гойхман. Причем эксперт не берется оценивать потери, поскольку не известно ни количество «захороненных» автомобилей, ни их техническое состояние.

В то же время пресс-служба «Почты России» вопросы о заброшенных фургонах, по сути, оставляет без ответа. Однако там уточнили, что списанные машины будут проданы на аукционе, а в данный момент идет сбор необходимой документации.

Понятное дело, в нынешнем своем состоянии автомобили уйдут за копейки. Но, как понимаем, госкорпорацию это не особо тревожит: можно опять попросить денег из бюджета…