Как прикинуться бедным и получить федеральную поддержку

Крупные российские регионы принимают дефицитные бюджеты, рассчитывая в итоге привлечь федеральные транши, утверждается в докладе, который подготовили Центр развития региональной политики (ЦРРП) и агентство «Национальный эксперт».
Бюджет / 14 мая 2021, 16:50

В прошлом году федеральный бюджет весьма существенно поддержал многие субъекты. Например, Ставропольский край получил дотации в размере более 24 млрд рублей, Крым – более 21 млрд, Башкирия – свыше 17 млрд. Нефтяные же регионы как самые состоятельные субъекты дотаций не получали. И очень показательно, что бюджеты именно ресурсодобывающих регионов, как указывается в докладе «Бюджеты крупных российских регионов: развитие через дефицит», просели в «ковидный» год сильнее других. Так, в бюджетах Тюменской и Сахалинской областей образовались дыры в 21,6% и 15,67% соответственно, в казне Ханты-Мансийского автономного округа недостает 15,7%, Ямало-Ненецкого – 28,5%. Не столь значительно, но все же заметно возросла нехватка бюджетных денег и в активно дотируемых регионах. Например, бюджетный дефицит Крыма составил 0,9%, Ставропольского края –  2,9%, а Татарстана – 2,5%.

В целом у всех 16 крупных регионов  бюджет в 2021 году, как и годом ранее, остается дефицитным, что свидетельствует о хронической нехватке средств даже у развитых по российским меркам субъектов.

Однако нынешний бюджетный кризис, по мнению экспертов, вполне закономерен. Более того, принятие в сегодняшней ситуации регионального бюджета с профицитом, по мнению эксперта Института региональной экспертизы Николая Евдокимова,  выглядело бы как минимум странно. «Доходы бюджетов сокращаются, а расходы необходимо сохранить, – констатирует Евдокимов. – Ведь не секрет, что большинство бюджетных расходов даже у относительно успешных регионов – это исполнение социальных обязательств. И сокращать их никто не будет, особенно в выборный год. Отсюда и дефицитные бюджеты».

Помощь свыше

В создавшихся условиях, считают эксперты, возрастает роль федеральных трансфертов. Причем по трансфертам и возможным кредитам можно отслеживать и лоббистский потенциал субъектов. Сегодня, в частности, заметно, что большую работу по лоббированию своих интересов проводят Башкирия и Крым, также традиционно сильны лоббистские возможности Татарстана.

При всем при этом некоторые регионы занижают расходную часть, чтобы не сильно выделяться, и рассчитывают в дальнейшем на федеральную поддержку или кредитные займы на ее покрытие, утверждает научный сотрудник Башкирской академии государственной службы и управления Арсен Шаяхметов.

По его словам, покрытие дефицита возможно за счет федеральных дотаций, однако это усиливает зависимость периферии от центра, а также формирует региональные деформации. Другие варианты – бюджетные или коммерческие займы, а также изменение системы перераспределения налоговых отчислений «центр-регион».

 «Говорить о существенном экономическом росте в условиях современного распределения финансов и макроэкономической ситуации не приходится, – уверен Шаяхметов. – Регионы продолжат балансировать на грани платежеспособности, а социально-экономическая стабильность будет поддерживаться за счет нацпроектов, федеральных грантов и капиталовложений госкомпаний».

Между тем в 2021 году предусмотрено сокращение федеральных трансфертов, как это следует из документа Минфина «Результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

«Безусловно, объемы дотаций еще могут измениться, в прошлом году это происходило несколько раз, но пока ситуация выглядит именно таким образом», – пояснил «Финансовой газете» сопредседатель экспертного совета аналитического агентства «Национальный эксперт» Сергей Журавский. Понятно, что в 2020 году трансферты направлялись в первую очередь на решение проблем, порожденных пандемией. Если же в году нынешнем объем выплат сократится, то, по мнению Журавского, это в первую очередь ударит по небогатым регионам.

Кредиты в дефиците

Вместе с тем директор ЦРРП Илья Гращенков уверен, что корень проблемы кроется в дефиците реальных инструментов кредитования регионов. «В 2020 году из-за пандемии сократились два основных источника доходов – НДФЛ и налог на прибыль, но расходы у регионов не снизились, а скорее наоборот, – отмечает Гращенков. – Если до 2018 года регионы спасались за счет недорогих госкредитов под 0,1%, то позднее перекредитованным субъектам начали отказывать в них. Тогда они начали прибегать к коммерческим займам по рыночной ставке, что еще сильнее погрузило их в долговую ловушку».

Некоторые регионы сегодня вообще не в состоянии оформлять кредиты. Например, в начале мая банки отказали в выдаче кредита властям Тюменской области. Три тендера, по результатам которых региональные власти планировали оформить заем в размере 5,6 млрд рублей для погашения дефицита бюджета, остались без какой-либо реакции банкиров. Очевидно, сумма, которую региональные власти готовы были выплатить в качестве процентов по займу, их не устроила. И эксперты связывают это с повышением ключевой ставки ЦБ РФ с 4,5 до 5%.

С бюджетными кредитами ситуация не менее сложная. По словам доктора экономических наук Ирины Романовой, в 2021 году регионы смогут оформить новые бюджетные займы только после возвращения предыдущих бюджетных заимствований. Это условие закреплено в соответствующем постановлении правительства.

Однако экстренная ситуация предполагает и экстренные меры. В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил весь объем коммерческого долга субъектов федерации, если он превышает четверть собственных доходов региона, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года. Это, как надеются и эксперты, и, судя по всему, правительство, и, собственно, руководство субъектов, должно существенно снизить нагрузку на региональные бюджеты.


Также по теме


В Минфине рассказали, как поддержат региональные бюджеты. Благодаря этой поддержке регионы смогут удержаться на плаву, но эта же поддержка способна спровоцировать в будущем году нарушение Бюджетного кодекса.

В Ежегодном послании Федеральному собранию президент России анонсировал самую масштабную попытку помочь регионам преодолеть бюджетный кризис и проблему хронических долгов в этом веке. Важнейшая задача региональной экономической политики федерального правительства и самих губернаторов - создать условия, чтобы регионы больше зарабатывали сами.