Контрафакт из стран ЕАЭС. Решаема ли проблема?

Каждый третий товар в стране – подделка
18 ноября крупнейшим событием в мире ВЭД стало задержание самарскими таможенниками более 300 тонн контрафактных товаров, следующих из Казахстана. Это одна из самых крупных попыток незаконного ввоза в нынешнем году, но, к сожалению, далеко не единственная.
Законодательство / 28 декабря 2021, 17:06

По оценкам экспертов, оборот непродовольственного контрафакта сопоставим с 4.7% ВВП страны. Можно представить, какие это колоссальные убытки для государства. Самые популярные категории среди подделываемых товаров — это детские игрушки (около 35% всего рынка), одежда и обувь (29%), бытовая техника и электроника, в том числе телефоны, чехлы, зарядки (17%), моющие средства (12.5 %) и парфюмерия.

В итоге, почти 30% рынка – это подделки или незаконно ввезенная продукция, без оформления сертификатов соответствия, уплаты таможенных пошлин и иных налогов. Таким образом, каждый третий товар в стране поступил на рынок нелегально, при этом ущерб наносится не только экономике, но и людям, которые потребляют такую продукцию, в их числе есть и наши дети.

Где распространяется контрафакт? 

Основными источниками распространения подделок являются крупные оптовые рынки, мелкие островки в торговых центрах, а также различные платформы для интернет-торговли, в том числе социальные сети. Значительный рост присутствия контрафакта на рынке в 2021 году спровоцировал длительный период локдауна, когда большая часть населения оказалась лишена возможности посещать магазины, единственным возможным вариантом стали онлайн-покупки, где доля подделок очень высока.

Другим не менее значимым фактором стало резкое снижение реальных доходов граждан, в связи с чем для многих покупка дешевого некачественного товара – единственный выход. Эта же причина в большинстве своем и способствует появлению на рынке все большего количества «паленого» товара, ведь не секрет – спрос рождает предложение.
В разрезе стран на рисунке ниже представлены основные экспортеры контрафакта в страны ЕАЭС по данным отчета Евразийской Экономической Комиссии.

Основными игроками теневого бизнеса являются Китай, Турция, Вьетнам, Тайвань, Южная Корея, за ними следует Польша и Монголия. 

Методы борьбы с нарушениями: в чем их польза, а в чем вред

Понимая колоссальный ущерб для экономики и угрозу для здоровья граждан, государство пытается бороться с серым импортом, ужесточая меры контроля. Одним из методов такой борьбы стало введение национальной системы прослеживаемости. Уже сейчас маркировка обязательна для наиболее часто подделываемых товарных групп, а к 2024 году планируется расширить номенклатуру практически тотально, но есть ли реальная польза от столь жесткого закручивания гаек? Попробуем разобраться.

Согласно подсчетам Центра развития перспективных технологий (оператор системы прослеживаемости), вклад в экономику после введения маркировки составит порядка 1.2 % ВВП за счет снижения доли незаконно ввезенных товаров. Однако эксперты считают, что эффективность тотальной прослеживаемости минимальна, напротив, эта мера не направлена на основной источник контрафактной продукции – контрабанду. Как правило, те, кто везет «в белую», подделками не занимается, зачем тогда их прослеживать?

При этом такая мера может стать дополнительным стимулом для наращивания объемов незаконного импорта, который и так нигде и никак не регистрируется. Введение маркировки также способствует увеличению себестоимости качественных товаров, что, несомненно, скажется на их цене. Значит, на фоне всеобщего падения доходов граждан данная мера спровоцирует еще большую долю населения отказаться от качественных продуктов в пользу подделок. Отметим, что дополнительным поводом сказать «нет» системе прослеживаемости сегодня является то, что она применяется только в рамках одной страны Союза, что никак не ограничивает других участников ЕАЭС ввозить контрафакт. При этом совсем списывать со счетов масштабный проект не стоит, мы считаем, что его введение не совсем соотносится с текущими реалиями. Наибольшая эффективность будет достигнута в случае принятия данной меры всеми странами, в таком случае участники ВЭД России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Армении будут в равных условиях.

Смотрим в будущее

В разрезе последних 3-х лет ситуация с объемами контрафакта на российском рынке меняется незначительно.

В таблице ниже можно наблюдать в динамике количество выявленных подделок с 2018 по 2020 годы, согласно данным отчета Евразийской Экономической Комиссии.
                                                      Год    
                               2018              2019              2020
Количество        16 800 000    14 500 000    13 390 000

При этом, если за последние 3 года объемы постепенно уменьшались, то только за 3 квартала 2021 года по приблизительным подсчетам выявлено уже 15 780 000, что больше чем за два предыдущих года. С чем это связано?

В нынешних условиях, несмотря на комплекс принятых мер со стороны Правительства, не предвидится улучшения ситуации с количеством контрафакта на внутреннем рынке. Реализация подделок во многом зависит от сознания каждого гражданина.

Представители внутреннего рынка делятся на два лагеря – те, кто осознанно делает выбор в пользу «паленых» товаров, и те, кто становится жертвой обмана. Если проблема первых – это преимущественно резкий спад реальных доходов, а значит, уменьшение доли потребляемого контрафакта напрямую зависит от уровня жизни населения, можно предположить, что ситуация стабилизируется, как только мировой рынок оправится после пандемии.

А вот со вторыми всё гораздо сложнее. Ситуацию усугубляют всевозможные государственные барьеры со стороны КНР: ссылаясь на эпидемиологическую обстановку, Поднебесная закрывает один за другим пункты переходов на границе с Казахстаном, Россией, Монголией, из-за чего машины простаивают месяцами. Причем для многих правила игры непонятны: при каких условиях вводится карантин и на какое время - что делает невозможным построение логистических прогнозов при планировании цепей поставок.

Данная ситуация является дополнительным стимулом для предпринимателей искать обходные пути, тем более в преддверии Нового Года, когда ожидается самый пик продаж, и каждый спешит заполнить свои прилавки. 

В таком случае пути к полному разрешению проблемы необходимо искать в геополитическом поле, в рамках принятия мер вместе с крупными торговыми партнерами России и странами-участниками ЕАЭС. Стоит отметить, что в данном направлении ведутся работы, так уже установлено взаимное признание уполномоченных экономических операторов Российской Федерации и Китая.

Принцип работы еще далек от совершенства, но то, что есть подвижки в этом вопросе, не может не радовать. Конечно, для повышения эффективности борьбы с контрафактом не обойтись без цифровизации, тем более что в XXI веке она уже постучалась почти в каждую дверь. В долгосрочной перспективе необходимо принимать меры совместно с бизнесом, предпринимать всевозможные шаги, чтобы работать в одном цифровом поле.


Теги:
Поделиться в соц.сетях: