Ответственность за нарушения в области персонифицированного учета

Нередко организациям вменяют какие-либо санкции за правонарушения в области персонифицированного учета. Какие меры ответственности могут грозить им за нарушение сроков регистрации, непредставление сведений или небрежность при исчислении и уплате страховых взносов?
Право / 19 августа 2021, 16:00

Кого учитывают

Российское обязательное пенсионное страхование (ОПС) предполагает индивидуальный (персонифицированный) учет. Он представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе ОПС, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Зарегистрированными лицами являются физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе ОПС, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций (абзац третий ст. 1 Закона № 27-ФЗ).

Застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется ОПС в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) (абзац второй ст. 1 Закона № 27-ФЗ).

Кто платит взносы

К застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся следующие категории физических лиц:

  • индивидуальные предприниматели,
  • адвокаты,
  • медиаторы,
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой,
  • арбитражные управляющие,
  • оценщики,
  • патентные поверенные,
  • иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац пятый ст. 1 Закона № 27-ФЗ).

Страхователями являются (абзац четвертый ст. 1 Закона № 27-ФЗ):

  • юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения;
  • международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом № 167-ФЗ);
  • семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Для целей ведения персонифицированного учета к страхователям приравнены органы службы занятости населения в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к оплачиваемому труду.

Ежегодное представление сведений

Одной из обязанностей страхователей, установленной ст. 15 Закона № 27-ФЗ, является представление в установленной срок органам ПФ РФ сведений о застрахованных лицах.

Страхователь-работодатель ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Законом № 27-ФЗ), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения (п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ):

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Вышеуказанные сведения о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение 3 календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.

Что надо сообщать ежемесячно

Работодатель обязан ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ):

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Если дата отчета пришлась на выходной

Как отмечено в Письме ПФ РФ от 28.12.2016 № 08-19/19045, Законом № 27-ФЗ не определен порядок переноса представления отчетности, если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день. Также отмечено, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Договор ГПХ, прием на работу, перевод, увольнение

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, сумме начисленных страховых взносов на ОПС в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Указанные сведения представляются в налоговые органы по месту учета страхователя (п. 2.3 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Кроме того, страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со ст. 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности следующие сведения (п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ):

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя, отчество;
  • сведения о трудовой деятельности, предусмотренные п. 2.1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ (место работы, сведения о выполняемой работе и периодах работы, информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ).

Указанные в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения представляются (п. 2.5 ст. 11 Закона № 27-ФЗ) с 01.01.2021:

  • в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ – не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имел место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления;
  • в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

Предоставление сведений в электронной форме

Страхователь, в случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период – месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке сведения могут представлять страхователи, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период – месяц составляет менее 25 лиц (п. 2.6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе ПФ РФ.

Сведения о трудовой деятельности, составляющие в соответствии с законодательством РФ государственную тайну, и документы, содержащие такие сведения, представлению в органы ПФ РФ не подлежат.

Ответственность за непредставление сведений

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Законом № 27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2–2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, к применяются финансовые санкции в размере 1000 руб.

При выявлении нарушений

При обнаружении в представленных сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными и имеющимися у ПФР сведениями тот направит уведомление об устранении расхождений в течение 5 рабочих дней. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения считается 6-й день, считая с даты его отправления.

При выявлении наказуемого правонарушения должностным лицом территориального органа ПФР, установившим правонарушение, составляется и подписывается акт. В течение 5 дней с даты подписания он должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде. В случае направления акта заказным письмом датой его вручения считается 6-й день, считая с даты отправления.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего правонарушение, лицо, совершившее его, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. К письменным возражениям следует приложить документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Привлечение к ответственности

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности в течение 5 дней после дня его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). Решение вручается лично под расписку, может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления заказным письмом датой вручения этого решения считается 6-й день, считая с даты отправления.

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган ПФР (ч. 14 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности страхователю направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

Взыскание финансовых санкций

Взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ, производится территориальными органами ПФР в судебном порядке. Они обращаются в суд с заявлением, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного ч. 20 названной статьи (ч. 18 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом ПФР при расчете их общей суммы, подлежащей взысканию, она превысит 3000 руб., он в течение 6 месяцев обратится в суд (ч. 19 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Если же сумма не превысит 3000 руб., он обратится в суд в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ч. 20 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Обращаем ваше внимание, что страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о нем, до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло 3 года (срок давности).

Административная ответственность

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности (п. 2.1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ) страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 24 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено п. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ, на основании п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц – от 1000 руб. до 5000 руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 руб. до 5000 руб.;
  • юридических лиц – от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Совершение указанного административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) на:

  • должностных лиц – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.;
  • юридических лиц – от 50 тыс. руб. до 70 тыс. руб.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФР предусмотренаст. 15.33.2 КоАП РФ.

Так, непредставление в установленный срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влекут ответственность в виде штрафа на должностных лиц от 300 руб. до 500 руб.

За непредставление в установленный Законом № 27-ФЗ срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ, то есть сведений о трудовой деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 руб. до 500 руб.

Административная ответственность, установленная ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении должностных лиц, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Напоминаем, что с 27.12.2019 индивидуальные предприниматели были исключены из круга лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение порядка и сроков предоставления информации в ПФР. С указанной даты за нарушения в сфере персонифицированного учета индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

В завершение обратимся к Определению КС РФ от 28.05.2020 № 1119-О, где рассматривался вопрос о конституционности ст. 15.33.2 КоАП РФ. Со ссылкой на Определение КС РФ от 29.01.2019 № 253-О он отметил: наряду с закрепленными в Законе № 27-ФЗ мерами государственного принуждения в отношении страхователей (ч. 3 ст. 17), нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с ведением персонифицированного учета, ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством о таком учете срок либо отказ от представления в органы ПФ РФ оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или искаженном виде.

Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам ПФ РФ, действуя в качестве правоохранительного механизма, способствует реализации права граждан на социальное обеспечение.

Такое регулирование не препятствует тому, чтобы правоприменительные органы при принятии решений исследовали и оценивали реальные обстоятельства, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона. Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, не лишены возможности освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).


Также по теме


В эфире одного из прошедших вебинаров было сказано, что кадры решают всё. Мы хотим раскрыть эту тему подробнее и проводим вебинар «Кадровый аудит».

Ситуации, когда сотрудник заболевает во время отпуска, нередки. Понятно, что полноценно отдохнуть и реализовать намеченные планы в этом случае не удается и время фактически оказывается потрачено впустую. Нужно ли оформлять больничный лист во время отпуска, компенсируется ли потом время болезни и как оно оплачивается – вопросы далеко не праздные. Как для работника, так и для работодателя.
Поделиться в соц.сетях: