Государства в государстве

Растущая активность крупнейших банков («Сбер», «Тинькофф» и пр.), а также «бигтек компаний», таких как Яндекс и Mail Group, в плане создания собственных экосистем заставила регулятора всерьез взяться за этот рынок. Выбирая между реактивными и превентивными мерами, ЦБ хочет найти «золотую середину».
Госрегулирование / 2 апреля 2021, 22:02
Что такое экосистема

Банк России 2 апреля опубликовал консультационный доклад по регулированию экосистем, обсуждение которого, по словам первого заместителя главы ЦБ Сергея Швецова, продлится примерно до середины лета. Документ подготовлен совместно с Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Представляя доклад журналистам, первый зампред ЦБ и идеолог создания маркетпейса под эгидой Банка России Сергей Швецов отметил, что очень важно для регулятора отслеживать тренды, которые меняют российскую экономику и российский финансовый рынок для своевременного реагирования. Швецов также подчеркнул, что наряду с плюсами для потребителя и бизнеса, которые несут с собой экосистемы, есть и существенные риски ухудшения конкурентной среды. Причем риски эти возникают и для потребителей, и для участников экосистемы, и для сторонних компаний, а также для самого государственного регулятора.

Неосознанный выбор

Как отметил Швецов, пользователи выигрывают от роста экосистем – они получают необходимые им услуги бесшовно и практически «без затрат как времени, так и ментальных усилий». Но есть и серьезные риски: экосистема сознательно замыкает пользователей на себе, не всегда предлагает лучшие товары и услуги по лучшей цене. Регулятор опасается, что таким образом несколько доминирующих экосистем помешают новым и менее крупным игрокам получить доступ к клиентам, которые уже будут вовлечены в различные экосистемы.

Швецов также отметил, что с развитием цифровизации и удаленного доступа увеличивается вероятность совершения эмоциональной покупки, в которой потом потребитель может разочароваться. Первый зампред ЦБ привел пример удачного разрешения подобной проблемы на рынке инвестиций - недавно введенное правило обязательного тестирования для неквалифицированных инвесторов при намерении работать со сложными финансовыми инструментами.

Есть еще один серьезный риск для потребителя, отмечается в докладе Банка России: «Получение экосистемой большого объема данных о потребительских привычках и ежедневных покупках клиента, изучение паттерна поведения клиента и соответствующая настройка адресной (таргетированной) рекламы в перспективе могут привести к тому, что в условиях все ускоряющегося ритма жизни и дефицита времени потребитель будет почти автоматически соглашаться на предложения продуктов и услуг от экосистемы».

Смущают регулятора и ставшие в последнее время популярными так называемые «подписки» или пакетные предложения услуг разной направленности — как правило, с существенной скидкой. «Часто приобретение «в комплексе» оказывается дешевле, однако за подобную выгоду клиент платит отсутствием выбора состава пакета. Набор сервисов, включенных в подписку, также снижает стимулы для клиента искать что то на стороне», - подчеркивают авторы доклада. Все это увеличивает риски снижения общего качества продуктов и услуг на экосистемных рынках.

Неравный брак

Для бизнеса базовый риск — ущемление интересов поставщиков, находящихся внутри экосистемы, в том случае, если экосистема сама производит продукты или предоставляет услуги под собственным брендом. Способом борьбы с этим явлением регулятору видится «устранение информационных асимметрий, открытие данных, собираемых экосистемой, для всех участвующих в ней конкурирующих поставщиков (Open data)». Банк России рассматривает возможность в качестве обязательного требования допуск внеплатформенных участников на платформу экосистемы на основании публично раскрываемых экосистемой критериев.

Следующим шагом может стать реализация правила «данные о клиенте принадлежат клиенту», которое предусматривает введение требования о «переносимости» клиентских данных между платформами, предоставлении накопленных экосистемой данных о человеке по его требованию иным участникам рынка, а также реализация права клиента на «забвение», то есть изъятие всех его данных из системы.

Экосистемы

Источник: Банк России

Негосударственное регулирование

Есть у ЦБ опасения и относительно все возврастающей социальной роли экосистем. Речь о том, что экосистема отчасти подменяет собой государство и становится частным регулятором рынка благодаря оперированию большими объемами данных от потребителей. «Хотим мы этого или нет, но благодаря большому набору данных, благодаря тому, что экосистема определяет, что видит потребитель и когда он видит, фактически роль экосистемы очень вырастает. Она вырастает и в виде регулятора товарных отношений, и в виде регулятора социальных отношений», - подчеркнул первый зампред ЦБ на брифинге.

Однако, по мнению Швецова, все минусы развития экосистем, закрываются «правильным многоцелевым регулированием, в том числе обеспечивающим конкурентные условия», считает Швецов. «Если действительно в условиях олигополии — а экосистем не может быть много, так как они работают на сетевых эффектах, предполагающих большую долю рынка, - будет олигополистическая хорошая конкуренция, то в этом случае в значительной степени минусы будут уходить сами собой», - сказал он. При отсутствии здоровой конкуренции между экосистемами Швецов не исключил вмешательства антимонопольных органов, которые будут в этом случае регулировать рынок «в ручном режиме».

С верой в ЦБ

Рынок встретил инициативу настороженно, но в целом положительно — в финансовом сообществе есть понимание того, что пускать на самотек развитие экосистем не стоит. Особенно на фоне недавних громких историй «разводов» («Сбер» и Яндекс, «Сбер» и Mail.ru) или наоборот союзов (Яндекс и «Тинькофф») банков и бигтек компаний.

В частности, как заявили в ВТБ «Финансовой газете», банк поддерживает инициативу ЦБ по обсуждению подходов к регулированию деятельности экосистем и направит свои предложения в предложенные сроки. «Мы выбрали для себя путь открытой экосистемы как наиболее близкий для базового принципа развития всей группы ВТБ – принципа партнёрства. Построение экосистемы по открытой модели позволяет избежать монополизации того или иного рынка, предоставляя допуск к платформе для конкурирующих поставщиков товаров или услуг на основе прозрачных и понятных для всех участников критериев. В конечном счете это создает оптимальное предложение для клиента-потребителя», - отметили в пресс-службе.

Банк создал новую технологическую платформу (API) для активного развития открытой экосистемы. Это позволит упростить и полностью автоматизировать подключение к сервисам ВТБ внешних партнеров из разных сфер, в том числе страхования и ритейла. После подключения к платформе партнеры смогут создавать банковские продукты под собственными брендами, выпуск и обслуживание которых будет осуществлять ВТБ. «В условиях разных рыночных подходов к идеологии экосистем национальное регулирование обеспечит защиту конкурентной̆ среды как на внутреннем, так и на глобальном рынках, в том числе содействуя развитию отечественных игроков», - считают в ВТБ.

В «Тинькофф» уверены, что в перспективе ближайших 10 лет на рынке будут представлены несколько конкурирующих экосистем (как вертикальных, так и горизонтальных), создаваемых преимущественно финансовыми институтами. В компании видят определенные риски в том, что многие независимые игроки уже активно поглощаются крупными экосистемами и перестают быть свободными в своем выборе для возможных партнерств. В то время как для партнерств необходимо наличие пула финансово и юридически независимых игроков.

Представители «Тинькофф» подчеркивают необходимость обеспечить защиту конкуренции и недопущение появления доминирующих игроков, но отмечают при этом, что ЦБ в качестве мегарегулятора прекрасно справляется с кросс-рыночным регулированием (страхование, рынки ценных бумаг, банки, МФО и прочее). «Мы уверены, что добавление в периметр регулирования нефинансовых секторов не является проблемой», - заявили в пресс-службе группы.
 


Теги:
Поделиться в соц.сетях:




Также в рубрике

  • Заявления президента РФ Владимира Путина об увеличении мер поддержки населения и финансирования инфраструктурных проектов привели к небольшому росту российских акций. Рубль также укрепился. Но, как показывает практика, в большинстве случаев после программных выступления президента РФ рынок акций в дальнейшем снижается.
    Рынки21 апреля 2021, 14:44
  • Владимир Путин 21 апреля выступит с очередным ежегодным Посланием Федеральному собранию. Содержание держится в секрете. Даже в ближайшем окружении президента точно не знают все подробности его выступления. Текст переделывается лично автором буквально до последней минуты. Однако основные его положения уже ясны. Путин не может не ответить на последний вызов Байдена – сначала предложить личную встречу, а затем объявить новую порцию санкций. Не будет забыта и эскалация на Донбассе. Поэтому стоит вспомнить предупреждения Послания-2018, когда миру были представлены передовые вооружения. Но важнее станет сигнал российскому обществу. Придется ускоряться. Прежде всего, в технологическом смысле. Для чего помимо прочего правительственная вертикаль управления будет дополняться горизонталью.
    Россия20 апреля 2021, 16:00
  • Торги на рынке акций сегодня открылись ростом котировок большинства бумаг. Но рынок очень быстро перешел к снижению вслед за «покрасневшими» фьючерсами на фондовые индексы США. Рубль пока не может отыграть позитивные для него факторы.
    Рынки20 апреля 2021, 15:04
  • Индекс Мосбиржи обновил исторический максимум, но продолжать рост не стал. Усилившиеся политические риски препятствуют покупкам. Рубль потерял к доллару около 0,4% стоимости за первую половину дня.
    Рынки19 апреля 2021, 14:39
  • Рекомендации лучших экспертов рынка инвестиций специально для читателей «Финансовая газеты»: в ценные бумаги каких зарубежных компаний стоит вкладываться в 2021 году.
    Инвестиции18 апреля 2021, 12:20