Что ожидает национальную платежную систему

Банк России представил «Стратегию развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы», согласно которой в ближайшие годы должны значительно возрасти трафики платежной системы «Мир», Системы быстрых платежей (СБП) и Системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Кроме того, в число стратегических задач включен ряд принципиально новых инициатив.
Госрегулирование / 14 апреля 2021, 22:02
Национальная платежная система

Цель стратегии, как указывается в самом документе, состоит в создании «благоприятных условий для предоставления потребителям удобных, безопасных и доступных платежных услуг, развитие конкурентного и инновационного платежного рынка, совершенствование платежной инфраструктуры». В то же время первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова отметила, что платежная система «Мир», равно как и СБП, были созданы «с нуля» в срочном порядке в ответ на вызовы, вставшие перед страной в 2014 году. Не составляет большого секрета и то, что СПФС – тоже ответ на вызов, страховка на случай отключения российских банков от SWIFT в рамках очередного санкционного пакета. Так что стремление предоставить нашим гражданам и нерезидентам высококлассные платежные сервисы сочетается в стратегии со стремлением укрепить национальный платежный суверенитет.

Обозначенные в стратегии целевые показатели во многом основываются на прогнозе по росту доли безналичных платежей. Уже сейчас эта доля в розничном обороте превышает 70%, а в 2023 году, по расчетам аналитиков ЦБ, она должна прибавить еще 5%. Отсюда и прогнозируемое увеличение доли операций с использованием карт «Мир» с нынешних 24 до 27-30% (причем уже в 2022 году), и рост доли трафика СПФС от трафика SWIFT в РФ с 20,6 до 30%, и т.д.

В немалой степени достижению этих результатов, согласно стратегии, должны способствовать такие запланированные нововведения, как например, создание института небанковских поставщиков платежных услуг. В стране насчитывается уже довольно много финтех-компаний, способных оказывать современные платежные услуги, однако на сегодняшний день закон разрешает этим заниматься только кредитным организациям. Соответственно, предоставив доступ к этому бизнесу небанковским структурам, ЦБ рассчитывает разнообразить рынок и усилить конкуренцию, что должно сыграть на руку клиентам – и физическим, и юридическим лицам.

Также Банк России планирует внедрить открытые API (открытые программные интерфейсы), призванные обеспечить бесшовный обмен данными между участниками финансового рынка и, что тоже немаловажно, равный доступ провайдеров услуг к информации о клиенте, если он даст на то согласие. Еще один важный проект – создание механизма, который, по словам директора департамента национальной платежной системы ЦБ РФ Аллы Бакиной, должен упростить юрлицам процесс смены банка. То есть компания, переходя на обслуживание в другую кредитную организацию, будет оставлять свои реквизиты, и банк, в котором она ранее обслуживалась, сможет автоматически перенаправлять средства уже по новым реквизитам.

Целевые показатели по НПС

Кроме того, Центробанк планирует решить и такую насущную для многих бизнесменов проблему, как разрыв между выставлением счета и формированием платежного распоряжения. Регулятор хочет создать стандарты электронных платежных счетов, а также протестировать с возможность оплаты электронных платежных счетов сразу с автоматическим формированием оплаты платежного распоряжения.

Банкиры и экспертное сообщество встретили целевые показатели и предложенные инициативы с редким единодушием. В Ассоциации банков России (АРБ) особо отметили, что эти инициативы учитывают международный передовой опыт в цифровизациии и выразили надежду, что в результате их реализации возрастет качество платежных сервисов и повысится конкуренция на платежном рынке.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента международной финансовой компании AMarkets, тоже считает вполне вероятным достижение поставленных регулятором целей. «Все инициативы ЦБ РФ направлены на упрощение документооборота в электронном виде, на прозрачность и комфортность платежей как для граждан, так и для бизнеса, – уверен аналитик. – Поэтому они вполне могут быть реализованы в поставленные сроки и достичь указанных целей». При этом среди инициатив он считает «основой проблемой» развитие СПФС как аналога SWIFT, поскольку это «самый масштабный проект, на который требуется время». Но при этом у Деева нет сомнений, что «доля операций и количество подключенных банков к российской системе будет только расти».

По мнению же вице-президента – старшего кредитного эксперта агентства Moody’s Ольги Ульяновой, стратегия не ставит каких-то революционных целей и в целом предполагает поступательное движение в том же направлении, в котором национальная платежная система развивалась до сих пор.

«Более того, темпы проникновения системы в целевые сегменты даже замедлятся по сравнению с наблюдаемыми ранее, – подчеркивает вице-президент Moody’s. – Это объясняется, во-первых, достижением определенной критической массы операций, а, во-вторых, исчерпанием влияния административных методов распространения национальных платежных инструментов. Таких, например, как зачисление бюджетных выплат исключительно на карты «Мир» или подключение всех системно-значимых банков к СБП».

Как гражданам, так и компаниям развитие национальной платежной системы (НПС), на ее взгляд, приносит пользу. Ведь в результате расширяется выбор между альтернативными вариантами, а НПС вступает в ощутимую ценовую конкуренцию с другими средствами платежа. А тормозом развития НПС, как и многих других платежных технологий, по мнению Ульяновой, может стать недостаточное проникновение высокоскоростного интернета в регионах, а также низкие доходы населения, которые многим не позволяют распробовать и оценить все выгоды применения современных высоких платежных технологий.


Также по теме


Российская альтернатива платежной системе SWIFT может быть создана на новой технологической основе. Об этом сообщил заместитель главы МИД Александр Панкин.
Теги:
Поделиться в соц.сетях: