Взаимодействие ОВД и ФНС при выявлении нарушений налогового контроля

Актуальность данной темы не снижается, потому что проверки, проводимые налоговыми органами и службами, входящими в систему МВД, будут проводиться всегда. И здесь важно понимать, что любое неосторожное слово или действие может привести к неблагоприятным последствиям.
Налоги / 26 февраля 2021, 11:00

Между правоохранительными органами и налоговыми службами имеются межведомственные соглашения о взаимодействии в случае выявления налоговых преступлений (правонарушений). Кроме того, в отдельных федеральных законах также закреплена обязанность органов передавать информацию о совершенном преступлении.

Совместные формы и направления взаимодействия

К таковым формам можно отнести: обмен информацией, подготовку совместных аналитических материалов, проведение совместных проверок, совместную подготовку кадров, издание совместных приказов.

При этом к основным направлениям совместного взаимодействия правоохранительных органов и налоговых служб относятся:

  •  выявление и пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
  •  выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере налогов и сборов, валютного регулирования и валютного контроля, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, о банкротстве;
  •  предотвращение фактов неправомерного возмещения из бюджета НДС;
  •  выявление кредитных организаций, не исполнивших платежные документы по перечислению денежных средств клиентов в бюджеты различных уровней.

Основания для проведения совместных проверок

Согласно Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее – Инструкция), основаниями при проведении совместных налоговых проверок являются:

  •  запросы ИФНС об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках;
  •  наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимость проверки указанных данных с участием сотрудников ОВД;
  • назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36НК РФ;
  • необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового органа (выемка документов, осмотр помещения и т. д.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Совместное проведение проверок может быть инициировано одной из структур при выявлении в ходе мероприятий признаков нарушения налогового законодательства либо наличия в действиях проверяемого лица признаков уголовно наказуемого деяния.

Инициатива налогового органа

Взаимодействие налоговых органов и органов системы внутренних дел может осуществляться в двух направлениях: при проведении налоговых проверок и после привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

При проведении налоговых проверок. В случае если представитель налогового органа полагает, что при проведении проверки имеется необходимость привлечь представителей правоохранительных структур, направляется соответствующий запрос руководителю органа внутренних дел.

В течение пяти рабочих дней со дня получения запроса орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, которые будут принимать участие в налоговой проверке.

При проведении совместной налоговой проверки силами налоговых инспекторов и представителями правоохранительных органов взаимоотношения указанных структур сообща координируются, в том числе согласовываются схема выявления нарушений налогоплательщиком норм налогового законодательства и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Сотрудники правоохранительных органов могут также привлекаться к участию в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (например, как специалисты). Это тоже форма совместного взаимодействия.

Стоит отметить, что правоохранительные органы вправе отказать налоговому органу в участии в проведении налоговой проверки по следующим основаниям:

  • отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
  • несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
  • отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

После привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства и при наличии в действиях налогоплательщика признаков налогового преступления налоговый орган обязан направить материалы налоговой проверки в следственные органы для принятия решения о наличии оснований для возбуждения уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ).

Налоговый орган направляет налогоплательщику требование об исполнении налоговых обязательств.

С даты получения такого требования у налогоплательщика имеется восемь рабочих дней для добровольного исполнения полученного требования (более продолжительный срок исполнения требования может быть указан в самом требовании) (абзац третий п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке полученного требования налоговый орган в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования о добровольном исполнении налоговых обязательств выносит решение о взыскании. Налоговый орган обязан в течение 10 дней с момента выявления факта неисполнения налогового обязательства сообщить о данном обстоятельстве в правоохранительные органы.

ФНС России в Письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 разъяснила, что согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов налоговые органы также обязаны направлять материалы в следственные органы.

Инициатива правоохранительных органов

Касательно уголовно-процессуального законодательства. Правоохранительные органы также обязаны сообщать в налоговые органы о выявленных налоговых правонарушениях, если таковые будут выявлены при проведении следственных действий.

Срок, в течение которого правоохранительные органы обязаны направить соответствующее уведомление, – 10 рабочих дней со дня выявления обстоятельств нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства.

У налогового органа также установлен временной лимит для предоставления правоохранительному органу ответа – 10 рабочих дней с даты получения материалов из правоохранительных органов. В данном случае налоговый орган может либо уведомить о том, что в отношении налогоплательщика будет проводиться выездная (камеральная) налоговая проверка, либо сообщить об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (Приказ МВД № 900, ФНС России № ММВ-7/774@ от 14.11.2011).

Основаниями, при наличии которых налоговый орган может отказать в проведении мероприятий налогового контроля, являются:

  • отсутствие представленных правоохранительными органами документов, бесспорно свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  • если ранее налоговые органы уже проводили проверку в отношении налогоплательщика по соответствующим видам налогов;
  • если материалы, представленные правоохранительными органами, свидетельствуют о совершении налогового правонарушения в период времени, превышающий три года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение;
  • если период деятельности налогоплательщика, в котором согласно материалам правоохранительных органов были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки, то есть три месяца.

При этом в случае отказа налогового органа проверять представленные правоохранительными органами документы у последнего есть право направить материалы о налоговом нарушении законодательства в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности такого отказа.


Стоит учитывать, что оспаривание налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основанием для отказа в возбуждении уголовного дела (абзац второй п. 13 Приказа Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@ МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).


 


Поделиться в соц.сетях:




Также в рубрике

  • Заявления президента РФ Владимира Путина об увеличении мер поддержки населения и финансирования инфраструктурных проектов привели к небольшому росту российских акций. Рубль также укрепился. Но, как показывает практика, в большинстве случаев после программных выступления президента РФ рынок акций в дальнейшем снижается.
    Рынки21 апреля 2021, 14:44
  • Владимир Путин 21 апреля выступит с очередным ежегодным Посланием Федеральному собранию. Содержание держится в секрете. Даже в ближайшем окружении президента точно не знают все подробности его выступления. Текст переделывается лично автором буквально до последней минуты. Однако основные его положения уже ясны. Путин не может не ответить на последний вызов Байдена – сначала предложить личную встречу, а затем объявить новую порцию санкций. Не будет забыта и эскалация на Донбассе. Поэтому стоит вспомнить предупреждения Послания-2018, когда миру были представлены передовые вооружения. Но важнее станет сигнал российскому обществу. Придется ускоряться. Прежде всего, в технологическом смысле. Для чего помимо прочего правительственная вертикаль управления будет дополняться горизонталью.
    Россия20 апреля 2021, 16:00
  • Торги на рынке акций сегодня открылись ростом котировок большинства бумаг. Но рынок очень быстро перешел к снижению вслед за «покрасневшими» фьючерсами на фондовые индексы США. Рубль пока не может отыграть позитивные для него факторы.
    Рынки20 апреля 2021, 15:04
  • Индекс Мосбиржи обновил исторический максимум, но продолжать рост не стал. Усилившиеся политические риски препятствуют покупкам. Рубль потерял к доллару около 0,4% стоимости за первую половину дня.
    Рынки19 апреля 2021, 14:39
  • Рекомендации лучших экспертов рынка инвестиций специально для читателей «Финансовая газеты»: в ценные бумаги каких зарубежных компаний стоит вкладываться в 2021 году.
    Инвестиции18 апреля 2021, 12:20