Письмо года от ФНС: разъяснение по статье 54.1 НК РФ

ФНС выпустило письмо, посвященное ст. 54.1 НК РФ, которое налогоплательщики ждали еще в декабре 2020 года. Налоговики были вынуждены отреагировать на тот факт, что судебная практика в конце прошлого года стала складываться не в их пользу.
Налоги / 29 марта 2021, 12:00

Необходимость письма № БВ-4-7/3060 от 10.03.2021 назрела в связи с тем, что в судебной практике 2020 года реинкарнировалось понятие метода налоговой реконструкции. Это метод, обеспечивающий защиту прав налогоплательщика даже в том случае, если первичная документация контрагента подписана ненадлежащим лицом. ФНС была вынуждена отреагировать на подобные судебные прецеденты и дать свою оценку налоговой реконструкции: в каких случаях она возможна и на каких условиях.

ФНС в данном письме дает следующие рекомендации по методу налоговой реконструкции или расчетному методу, как его называют иначе. При встраивании «технической» компании или цепочки таких компаний между налогоплательщиком и лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, повлекшее причинение ущерба бюджетам публично-правовых образований в результате завышения расходов и вычетов по налогу на добавленную стоимость, «сумма расходов и налоговых вычетов, подлежащая учету, производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке (договорах, первичных документах, счетах-фактурах, платежных поручениях и т. п.)».

Бремя доказывания размера документально не подтвержденных операций с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, лежит на налогоплательщике. Налогоплательщиком в соответствии с требованиями подп. 6 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 54 НК РФ должны быть представлены сведения и документы, позволяющие установить указанное лицо и параметры спорной операции. Поскольку эти сведения (а также подтверждающие их документы) должны быть проверены и оценены в рамках соответствующих контрольных мероприятий, то их предоставление должно производиться налогоплательщиком в ходе налоговой проверки при представлении возражений на акт проверки.

Таким образом, налоговый орган учитывает расходы и вычеты по налогу на добавленную стоимость по указанным спорным операциям «на основании обстоятельств, которые подлежат установлению с учетом сведений, документов, представленных налогоплательщиком, а также данных, полученных в рамках мероприятий налогового контроля и истребования документов (информации) о конкретных сделках от поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществившего фактическое исполнение по сделке».

При непредоставлении налогоплательщиком сведений и подтверждающих их документов о лице, осуществившем фактическое исполнение, и действительных параметрах спорной операции в силу того, что имел место формальный документооборот с «технической» компанией с целью приобретения товаров (работ, услуг) в недекларируемом в целях налогообложения обороте, надо исходить из следующего.

Налогоплательщик не вправе применять налоговые вычеты и учитывать расходы, понесенные по спорным операциям, поскольку обязательство не исполнено надлежащим лицом, при этом налогоплательщиком не раскрыты сведения и не представлены подтверждающие их документы о действительном поставщике (подрядчике, исполнителе) и параметрах совершенных с ним операций.

Право на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость не предоставляется в силу косвенного характера данного налога как налога на потребление товаров (работ, услуг), взимаемого на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю.

Расходы по указанным операциям также не учитываются в полном объеме. В данном случае расчетный способ определения налоговой обязанности (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) не применяется, поскольку назначение расчетного способа – это определение налоговой обязанности в результате восполнения документальной неподтвержденности операций или нарушения правил учета на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

«Получение ценовых конкурентных преимуществ за счет неуплаты налогов является недопустимым и препятствует развитию экономики Российской Федерации», – указывается в письме. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ основной целью совершения операции не может являться неуплата (неполная уплата) налога. Основным мотивом операции должна являться деловая цель. Установление должной правовой квалификации операции, исходя из ее действительного экономического смысла, и оценка основного мотива совершения операции представляют собой самостоятельные критерии оценки.

При разрешении вопроса о том, что именно являлось основной целью операции (достижение деловой цели, получение экономического эффекта или уменьшение налоговой обязанности), необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ, указывает ФНС.

Можно сделать вывод, что хотя письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060 и признало возможность налоговой реконструкции, все же своими пояснениями ФНС сделало такой факт маловероятным. Предварительные оценки неутешительны для налогоплательщика, ожидаемых послаблений не будет:

  1.  Никакой налоговой реконструкции по НДС не будет, если не сформирован источник для возмещения НДС, налогоплательщик сможет претендовать на возмещение НДС только в части НДС, уплаченного его контрагентами.
  2.  В случае установления факта неуплаты НДС звеньями контрагента налогоплательщика налоговая инспекция без труда докажет и факт неосмотрительности со стороны самого налогоплательщика.
  3.  Доказать расходы по спорному контрагенту будет так же сложно, как и получить НДС к возмещению.
  4.  Штрафы по ст. 54.1 НК РФ возрастут до 40%. ФНС считает умышленным нарушением уже тот случай, когда вы не смогли предоставить информации по контрагенту в виде контактов и деловой переписки.

Теги:
Поделиться в соц.сетях: