Сверка расчетов с налоговыми органами

Регулярная сверка взаимной задолженности с налоговыми органами – залог того, что организация не выяснит внезапно, что должна государству, а к ней применены штрафные санкции за уклонение от уплаты обязательных платежей.
Налоги / 29 марта 2021, 13:00

Выявление несоответствий информации о состоянии расчетов поможет налогоплательщику оперативно погасить долги или зачесть переплаты в счет уплаты других налогов и сборов. Последнее способно еще и высвободить денежные средства, оптимизировав график платежей компании.

Как правило, причинами возникновения у организации переплаты по налогам и страховым взносам являются:

  • ошибочное перечисление налогов и взносов в большем размере;
  • излишняя уплата авансовых платежей;
  • взыскание инспекторами излишней суммы налогов и взносов;
  • списание налогов организациям, пострадавшим от коронавируса;
  • ошибки – неверный расчет налогов и взносов вследствие применения неверной налоговой ставки, искажения налоговой базы и т. п.

Несмотря на то что налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о фактах излишней уплаты налогов и взносов в течение 10 рабочих дней со дня установления такого факта (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ), на практике это правило не работает. Дело в том, что никаких санкций за несообщение о факте переплаты законодательством не предусмотрено.

Более того, судьи подчеркнули, что неуведомление налоговым органом о переплате (при наличии доказательств осведомленности налогоплательщика об этом) не является основанием для изменения срока на возврат излишне уплаченного налога (Определение ВС РФ от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1659). Иначе говоря, если инспекторы не сообщили организации об имеющейся у нее переплате, то она не может претендовать на продление трехлетнего срока, отведенного на возврат налога (Постановление АС Московского округа от 18.03.2020 № А40-116605/2019).

Изменения в зачете переплат

Порядок осуществления зачета либо возврата излишне перечисленных сумм налоговых платежей регулируется ст. 78 НК РФ. По 30 сентября 2020 г. включительно произвести подобную операцию можно было следующим образом:

  •  вернуть средства на банковский счет (если отсутствует задолженность по другим налогам в рамках того же уровня бюджета (федерального, регионального или местного);
  •  зачесть в счет будущих платежей с соблюдением уровня бюджета (например, переплату по одному региональному налогу можно было направить на погашение долга по-другому, но тоже региональному налогу);
  •  направить на погашение иных налоговых обязательств, например пеней.

С 1 октября 2020 г. критерии зачета подобных переплат изменились (ст. 78 НК РФ, в ред. Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Подчеркнем, что новые правила действуют в части переплаты и долгов, образовавшихся до 1 октября 2020 г. и не погашенных в установленном порядке (Письмо Минфина РФ от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100). После 1 октября 2020 г. вернуть излишне уплаченный налог можно только при отсутствии долгов по всем налогам, пеням и штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Вернуть переплату по налогам по-прежнему можно при наличии долгов по страховым взносам, в этой части правила возврата взносов не изменились. В целом сделать это стало сложнее, поскольку теперь учитываются совокупные долги организации по всем налогам. Лишь после проведения зачета, если останется какая-либо сумма переплаты, ее и можно будет вернуть.

Правила зачета страховых взносов не изменились. Его можно по-прежнему проводить только в разрезе внебюджетных фондов. Нельзя зачитывать недоимку по страховым взносам в счет переплаты по другим налогам (п. 1.1 ст.78 НК РФ).

Зачет излишне уплаченных налогов проводится «котловым» методом. Иначе говоря, переплату по налогам, пеням и штрафам можно зачесть в счет недоимки любого налога независимо от его вида (федеральный, региональный или местный). Например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет пеней по транспортному налогу, а штрафы по НДС – в счет переплаты по земельному налогу. Зачет может проводиться по налогам любого вида. Таким образом, в большинстве случаев зачитывать переплату «котловым» методом легче и выгоднее организациям.

Зачет суммы излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки по налогам, пеням, штрафам налоговые органы вправе провести без заявления организации (п. 5 ст. 78 НК РФ). Причем налоговые органы сами принимают решение о том, в счет какой недоимки будет засчитываться переплата.

Так, у организации была недоимка по земельному и транспортному налогам. В связи с поданной уточненной декларацией по налогу на прибыль у нее возникла переплата. Между тем суммы переплаты по налогу на прибыль не хватает, чтобы полностью перекрыть недоимку по другим налогам. Налоговые органы самостоятельно провели зачет переплаты с недоимкой по земельному налогу. Вместе с тем в отношении транспортного налога зачета не было совсем.

Отметим, что за несвоевременное проведение зачета налогов и страховых взносов никаких санкций для налоговых органов не существует. Иначе говоря, с них нельзя взыскать проценты, как, например, это можно сделать при несвоевременном возврате переплаты.

Излишне уплаченные налоги, страховые взносы, а также санкции организация вправе зачесть в счет имеющейся недоимки по другим налогам и страховым взносам либо направить в счет будущих платежей.

Зачет по налогам в счет предстоящих платежей организации осуществляется на основании ее заявления. Его организация может подать по ТКС либо на бумажном носителе или направить по почте. Обратиться с заявлением о зачете организация может в течение трех лет со дня излишней уплаты налога.

Заявление должно быть рассмотрено налоговыми органами в течение 10 рабочих дней после его получения. В этот же срок налоговые органы должны принять решение о зачете, если вместо заявления подписывался акт сверки расчетов с налоговой инспекцией или налоговые органы сами обнаружили переплату.

Налоговые органы могут отказать в зачете. Чаще всего причиной этому бывает превышение трехлетнего срока переплаты по налогам. Также налоговые органы могут вовсе не признать факт переплаты. Например, если переплата по налогу на прибыль возникла по причине превышения авансовых платежей к сумме рассчитанного налога по итогам года, то срок возникновения переплаты отсчитывается со дня представления декларации по итогам года (Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10). В связи с этим преждевременно обращаться с заявлением о зачете до подачи годовой декларации по прибыли.

Новый порядок проведения сверки

В соответствии с подп. 1 и 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности, о наличии (отсутствии) у него недоимки. Он также имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и на получение акта совместной сверки расчетов.

Правам налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов, установленные подп. 4 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ. Кроме того, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по их запросам справки о состоянии расчетов и об исполнении обязанности по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам – документ, который содержит детальную информацию по начисленным и уплаченным налогам. Сверка расчетов позволяет организации выяснить, перечислены ли необходимые суммы налогов и сборов в бюджет, не образовалась ли недоимка, не начислены ли ей штрафы и пени за не уплаченные вовремя налоги.

Отметим, что налогооблагаемый доход (учтенный налогоплательщиком и налоговым органом) как основание для начисления налога в целом и квартальных авансовых платежей в разрезе конкретного налогового (отчетного) периода не является предметом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. В акте сверки отражаются начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с «привязкой» к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с «привязкой» к конкретному налоговому (отчетному) периоду (Письмо ФНС РФ от 25.12.2018 № ГД-3-19/10036). Платежные документы отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета, полученной из органов Федерального казначейства РФ.

Федеральная налоговая служба утвердила новый Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Соответствующий документ приложен к Письму от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@. Документ устанавливает последовательность действий налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента), состоящего на учете в налоговом органе, либо его представителя, полномочия которого подтверждены, и налогового органа при проведении сверки расчетов.

Новые правила заменили прежние Временные рекомендации по организации работы налоговых органов при проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, установленные Письмом ФНС РФ от 26.12.2007 № ЧД-6-25/1005.

В соответствии с новыми правилами сверка расчетов проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

  •  ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, составляется график, который доводится до сведения налогоплательщиков. В соответствии с утвержденным графиком проведения ежеквартальной сверки расчетов должностное лицо структурного подразделения, ответственного за осуществление сверки расчетов, формирует акты сверки расчетов по каждому крупнейшему налогоплательщику и направляет их по ТКС. Если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, то акт сверки расчетов направляется по почте заказным письмом;
  •  по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о представлении акта сверки расчетов. Такая сверка необходима как минимум перед составлением годовой отчетности, а также в других случаях (п. 27, 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
  •  в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах. Например, сверка также может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов (абзац второй п. 3 ст. 78 НК РФ).

Максимальный период проведения сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения сверки расчетов.

Налоговые органы вправе отказать в проведении сверки расчетов в следующих случаях:

  •  при обращении налогоплательщика не по месту учета;
  •  при отсутствии в заявлении наименования организации (Ф. И. О. ИП, физлица, не являющегося ИП), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (ИП, физлица, не являющегося ИП);
  •  в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения копии документа, подтверждающего полномочия представителя в соответствии со ст. 29 НК РФ, – доверенности.

Форма акта сверки утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. Структура формы – это титульный лист и два раздела. В титульном листе указаны регистрационные сведения налогоплательщика. Также прописаны виды фискальных платежей и период, за который сформирован проверочный документ. Разделы 1 и 2 заполняются отдельно по каждому виду налога, сбора или взноса.

При отсутствии разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком срок проведения сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней с даты регистрации заявления, при выявлении разногласий – не более 15 рабочих дней с даты регистрации заявления. Если данные акта сверки полностью соответствуют данным учета налогоплательщика, то акт сверки подписывается налогоплательщиком без разногласий, второй экземпляр направляется в налоговый орган.

При выявлении разногласий они должны быть урегулированы. Для этого в графе 4 раздела 1 акта сверки указываются данные налогоплательщика, в поле «согласовано» прописывается «с разногласиями» и один экземпляр акта передается в налоговый орган.

Инспекторы осуществляют сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, при необходимости направит служебную записку в заинтересованное структурное подразделение для устранения разногласий.

Для выявления и фиксирования разногласий оформляется раздел 2 акта сверки расчетов. После получения раздела 2 акта необходимо проверить все данные и сравнить их с имеющимися. Если расхождения имеют место, то они должны быть урегулированы. Для этого налогоплательщик указывает свои данные в разделе 2 акта сверки в графе «Данные заинтересованного лица», подписывает акт с расхождениями и направляет его в налоговый орган. Целесообразно приложить копии документов, подтверждающих данные налогоплательщика. Налоговые органы еще раз все проверят и сформируют новый раздел 1 акта, который будет направлен налогоплательщику. Корректный акт сверки будет необходимо подписать и направить в налоговый орган.

При получении от налогоплательщика раздела 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.

Сверка расчетов завершается в следующих случаях:

  •  отсутствие разногласий после подписания налогоплательщиком раздела 1 акта сверки расчетов;
  •  невозвращение налогоплательщиком в ИФНС раздела 1 акта сверки расчетов в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления;
  •  подписание налогоплательщиком и должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, раздела 2 акта сверки расчетов;
  •  невозвращение налогоплательщиком в ИФНС раздела 2 акта сверки расчетов с подписью налогоплательщика в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Подача заявления в налоговые органы

Налогоплательщик вправе обращаться в налоговые органы лично или через своих представителей (гл. 4 НК РФ) непосредственно в устной форме, а также в письменной форме по почте и в электронной форме по ТКС, через официальный сайт ФНС РФ, в том числе с использованием личного кабинета налогоплательщика (ст. 11.2 НК РФ).

В соответствии с временным порядком сверка расчетов с бюджетом по инициативе налогоплательщика проводится на основании заявления налогоплательщика. Важно правильно оформить заявление, указав в нем необходимый налоговый период (если не сделать этого, то проверку проведут с 1 января года подачи заявления), а также КБК (если не указать, то проверку проведут по всем КБК налогов, уплачиваемых организацией).

Заявление о проведении сверки можно передать в инспекцию:

  •  лично, в том числе через доверенного представителя (в этом случае на втором экземпляре заявления инспектор проставит отметку о принятии);
  •  по почте, отправив ценным письмом с описью вложения;
  •  в электронном виде – по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС РФ.

Полученные заявления регистрируются в информационном ресурсе налогового органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления, должностным лицом структурного подразделения, ответственного за сверку расчетов. Заявления, представленные в электронной форме, регистрируются автоматически.

Акт сверки расчетов может быть получен налогоплательщиком непосредственно при предъявлении документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов). При личном получении акта на втором экземпляре этого акта сверки расчетов налогоплательщик проставляет отметку в получении оригинала акта сверки расчетов и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, дату получения. Также на акте сверки расчетов проставляется подпись должностного лица структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

В случае если налогоплательщиком не предъявлен удостоверяющий документ, акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика.

Если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов на его личное получение, не обратился за получением акта сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, то не позднее двух рабочих дней акт будет отправлен налогоплательщику по почте заказным письмом.

При личном обращении налогоплательщика должностное лицо, ответственное за прием заявления, проверит представленное заявление на наличие оснований для отказа и при наличии хотя бы одного из оснований не примет заявление, вернув его налогоплательщику, а также проинформирует о причинах отказа, предложив их устранить.


Теги:
Поделиться в соц.сетях:




Также в рубрике

  • Заявления президента РФ Владимира Путина об увеличении мер поддержки населения и финансирования инфраструктурных проектов привели к небольшому росту российских акций. Рубль также укрепился. Но, как показывает практика, в большинстве случаев после программных выступления президента РФ рынок акций в дальнейшем снижается.
    Рынки21 апреля 2021, 14:44
  • Владимир Путин 21 апреля выступит с очередным ежегодным Посланием Федеральному собранию. Содержание держится в секрете. Даже в ближайшем окружении президента точно не знают все подробности его выступления. Текст переделывается лично автором буквально до последней минуты. Однако основные его положения уже ясны. Путин не может не ответить на последний вызов Байдена – сначала предложить личную встречу, а затем объявить новую порцию санкций. Не будет забыта и эскалация на Донбассе. Поэтому стоит вспомнить предупреждения Послания-2018, когда миру были представлены передовые вооружения. Но важнее станет сигнал российскому обществу. Придется ускоряться. Прежде всего, в технологическом смысле. Для чего помимо прочего правительственная вертикаль управления будет дополняться горизонталью.
    Россия20 апреля 2021, 16:00
  • Торги на рынке акций сегодня открылись ростом котировок большинства бумаг. Но рынок очень быстро перешел к снижению вслед за «покрасневшими» фьючерсами на фондовые индексы США. Рубль пока не может отыграть позитивные для него факторы.
    Рынки20 апреля 2021, 15:04
  • Индекс Мосбиржи обновил исторический максимум, но продолжать рост не стал. Усилившиеся политические риски препятствуют покупкам. Рубль потерял к доллару около 0,4% стоимости за первую половину дня.
    Рынки19 апреля 2021, 14:39
  • Рекомендации лучших экспертов рынка инвестиций специально для читателей «Финансовая газеты»: в ценные бумаги каких зарубежных компаний стоит вкладываться в 2021 году.
    Инвестиции18 апреля 2021, 12:20