Двенадцать

Вопрос достаточно актуальный, потому как это важно при налоговом планировании и выстраивании договорной дисциплины в компании. Чтобы избежать обвинений налогового органа в получении необоснованной налоговой выгоды и доначислений налогов и штрафных санкций, вполне логичным будет выяснить, каким образом ИФНС при проведении проверки может прийти к выводу, что компания-контрагент является конечным выгодоприобретателем.
Налоги / 4 августа 2021, 16:00

Риски назначения выездной налоговой проверки

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, определяющая 12 критериев налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

Проверка будет проведена, если налоговики увидят следующее:

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (речь идет об экономической деятельности). Значения показателей налоговой нагрузки ежегодно до 5 мая актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Если в течение двух и более календарных лет в налоговой или бухгалтерской отчетности вы отражаете убытки, это может послужить основанием для проведения выездной проверки.

Пунктом 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Налоговики заинтересуются деятельностью налогоплательщика, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% суммы начисленного НДС.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). То есть не растут ли ваши декларируемые реализационные расходы быстрее ваших реализационных доходов, которые вы показываете в отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Налоговые органы могут сравнить среднемесячную зарплату по каждому работнику налогоплательщика со среднестатистическими данными по зарплатам в соответствующем регионе. Если она окажется меньше, то существует риск, что налогоплательщика включат в план выездных проверок. Ведь низкий уровень зарплат может свидетельствовать об уклонении от уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Без внимания не останется и информация, поступающая от граждан, юридических лиц, правоохранительных либо иных органов, о выплате работникам заработной платы «в конвертах» или о нарушениях трудового законодательства, допущенных при оформлении сотрудников.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Налоговики принимают во внимание приближение менее 5% к предельному значению показателя, при соответствии которому налогоплательщик имеет право применять спецрежим.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Речь идет об организации деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками либо посредниками без видимой деловой цели, то есть разумных экономических или иных причин.

Если будет установлено, что основной целью сделки (операции) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога, налогоплательщик лишится права на уменьшение налоговой базы либо налога к уплате.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). В план выездных проверок рискует попасть только организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла официальный адрес (подавала по этому поводу заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица). При этом смена адреса происходила в процессе выездной проверки и влекла за собой переход в другую налоговую инспекцию.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Критерии оценки налоговых рисков

Необоснованная налоговая выгода – это уменьшение налога (его зачет, возврат) в ситуации, когда формально у налогоплательщика право на это есть, но оно получено в результате совершения недобросовестных действий, например искажения реальных фактов, заключения формальных сделок, использования фирм-однодневок либо других схем ухода от налогов.

Как следует из Письма ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, под фирмами-однодневками в самом общем смысле понимаются юридические лица, не обладающие фактической самостоятельностью, созданные без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющие налоговую отчетность, зарегистрированные по адресу массовой регистрации и т. д.

Критерии, исходя из которых экономия на налогах (налоговая выгода) признается необоснованной, отражены в статье 54.1 НК РФ. В ней указаны обстоятельства, которые влияют на правомерность (неправомерность) уменьшения налоговой базы и (или) суммы уплачиваемого налога (п. 1, 2 ст. 54.1 НК РФ).

ФНС России в Письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ с учетом правоприменительной практики (включая судебную) дала рекомендации по применению статьи 54.1 НК РФ. В нем разъяснено, в частности:

  • как соотносятся положения статьи 54.1 НК РФ с другими нормами налогового законодательства;
  • как определять умысел в действиях, направленных на использование формального документооборота с участием «технических» компаний (не ведущих реальной экономической деятельности и не исполняющих налоговые обязательства в связи со сделками, оформляемыми от их имени).

Между тем сам по себе факт исполнения обязательства ненадлежащим лицом не означает, что налогоплательщик теряет право воспользоваться налоговой выгодой. При доказывании отсутствия права на нее налоговый орган должен установить одновременно следующее (п. 4, 5 Письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@):

  • обязательство не исполнено надлежащим лицом;
  • имеются обстоятельства, свидетельствующие, что целью налогоплательщика было неправомерное уменьшение налоговой обязанности либо он знал (должен был знать) об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию, и об исполнении обязательства иным лицом.

О получении необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать:

  • Обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов, направленных на создание видимости соблюдения требований НК РФ, с целью предъявления к вычету НДС и отнесения затрат в состав расходов по налогу на прибыль.
  • Налогоплательщиком совместно с взаимозависимым контрагентом, лишенным самостоятельности, путем злоупотребления правом создана схема, направленная на недопущение превышения предельного лимита выручки, для получения и сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения с целью уменьшения налоговых платежей и получения необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты налогов по общей системе налогообложения.
  • Обстоятельства, свидетельствующие, что общество, являясь собственником спорных объектов недвижимости и обладая сведениями об их реальной рыночной стоимости, заключая сделки с взаимозависимыми организациями по отчуждению объектов недвижимости, умышленно занизило цену этого имущества в целях получения необоснованной налоговой выгоды по налогу на прибыль и НДС.

При доказанной необоснованной выгоде грозят:

  • доначисление налога, пеней, взыскание штрафа за неуплату налога по статье 122 НК РФ. Сумма штрафа составляет 20% от размера недоимки, а при установлении умысла в действиях налогоплательщика – 40%. Налоговые органы уделяют особое внимание именно установлению умышленных действий, чтобы оштрафовать компанию на 40%;
  • административный штраф за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, а также за грубое нарушение бухгалтерского учета (отчетности) (ст. 15.6, 15.11 КоАП РФ);
  • привлечение к уголовной ответственности, если размер недоимки существенный (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ).

Поделиться в соц.сетях: