На финансовый климат влияют в том числе предсказуемое налоговое законодательство и правоприменительная практика, но 2021 год не принес определённости для бизнеса.
Во-первых, еще более усилилось расхождение процедур, налогового контроля, предусмотренных НК РФ, и непроцессуальных методов «побуждений» к доплате налогов, которыми фактически пользуются налоговые органы: при планировании бюджета компании на 2022 год, можно сразу учитывать не только инфляцию и повышение ключевой ставки, но и возможные расходы, связанные с подачей уточненных налоговых деклараций по практически любым сделкам, или готовиться к налоговому спору.
Во-вторых, пропагандируемые ФНС налоговые оговорки, приводят к «круговой поруке» и ответственность за уплату налогов всеми контрагентами, участвующими в движении товара, включая тех, с кем у налогоплательщика договорные отношения отсутствуют и которых он ни контролировать, ни проверить не мог (контрагенты 2 и последующих уровней).
18.11.2021 г. Государственной Думой в первом чтении был принят Законопроект № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».
Несмотря на то, что новый налоговый режим ориентирован на микробизнес (выручка не более 60 млн р. в год, численность наемных работников не более 5 человек), именно он является первым шагом для достижения стратегической задачи ФНС по автоматическому исчислению и уплате всех налогов без участия налогоплательщиков, что вызывает серьезные опасения в правильности определения налоговой базы и налога. В случае успеха эксперимента (на который он обречен), так же как и ранее режим для «самозанятых», он может досрочно распространиться на все субъекты РФ, с увеличением лимитов для применения.
Для среднего и крупного бизнеса 2021 год однозначно показал, что должно измениться налоговое планирование не только по сделкам внутри РФ, но и при использовании Контролируемых иностранных компаний (КИК): Федеральным законом от 26.05.2021 № 139-ФЗ денонсировано соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами. Таким образом, в 2022 году либо все СИДН будут изменены (как договоры с Кипром, Люксембургом и Мальтой), либо денонсированы.