Аквакультурная революция

Агробизнес 03 Июл 2012, 17:08
Аквакультурная революция

В первом чтении Госдума приняла законопроект «Об аквакультуре» в марте 2011 года. Им определены основные принципы государственной политики в области аквакультуры, введены правовые нормы, устанавливающие правила предоставления и пользования водными объектами, регламентированы виды товарного рыбоводства. Договор на искусственное воспроизводство объектов аквакультуры заключается на срок до 25 лет.

Дмитрий Медведев выразил недоумение длительными сроками обсуждения данного закона. «Я вообще не понимаю, почему он не принят. Я еще в первый раз в правительстве работал — уже тогда мы его обсуждали, и до сих пор этот закон не принят. Я не знаю, какие подводные камни и какие проблемы существуют, но мне кажется, что нужно точку ставить», — сказал глава правительства.

Аквакультура — это, например, искусственное выращивание ценных пород рыб, которое, в частности, может вернуть России возможность экспортировать полностью легальную осетровую икру.

«Финансовая газета» решила обратиться за комментарием к Сергею Беляеву. Он не только первый председатель Госкомимущества и вице-премьер российской правительства середины 1990-х годов. Он один из первопроходцев научно-производственного и коммерческого освоения аквакультуры в России, ему принадлежит бренд «Русские осетры».

Комментарий Сергея Беляева: «Весь мир стремится решить проблему продовольствия через развитие новых технологий в выращивании скота, рыбы, растений. Решаются эти задачи при прямой поддержке государства. Аквакультура уже давно на ведущих позициях. Достаточно сказать, что почти 60% рыбной продукции, потребляемой человечеством, — это выращенная в условиях аквакультуры — марикультуры — рыба и гидробионты.

Дмитрий Медведев справедливо поднял вопрос о недопустимости дальнейшей задержки с принятием закона „Об аквакультуре“. Закон нужен. Но не в нем только дело. Не отсутствие закона, а отсутствие условий и внятного участия государства сдерживает развитие этой важнейшей отрасли.

Напомним, аквакультура включена в перечень национальных приоритетных проектов несколько лет назад. И вот спустя годы мы вопрошаем, а был ли мальчик.

Отсутствие системного подхода в вопросах регулирования стратегических направлений, неэффективный контроль и неясность цели — стали настоящим бичом исполнительной власти. Очевидно, что назрела необходимость создания в структуре власти органа, специализирующегося только на формировании стратегических задач и системном ситуационном анализе. Пора функцию планирования и анализа перевести из режима ручного управления в современный формат. Тогда будет понятно, что и в какие сроки необходимо развивать и каким образом обеспечить регулирующее воздействие государства.

Что касается аквакультуры, то следует помнить, что даже при применении самых передовых технологий и энтузиазме организаторов, срок окупаемости таких проектов, весьма длинный. Доходность невысока, особенно в условиях сплошной обдираловки со стороны посредников и сетевиков. Следует иметь в виду и то, что предложенные субсидирования по процентной ставке кредитов в рамках национальных приоритетных проектов отнюдь не облегчают участь предпринимателей, взявшихся за это дело.

Нет, одним законом здесь не обойтись. Нужен комплексный подход. Необходимо проанализировать результаты и состояние национальных приоритетных проектов, сделать необходимые выводы и, наконец, подойти к вопросам системно, ну хотя бы на примере аквакультуры».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться