Банки разделят клиентов на надежных и ненадежных

К середине 2022 года все финансовые организации смогут подключиться к платформе «Знай своего клиента» (ЗСК), разработанной Банком России. Регулятор рассчитывает, что закон о ее запуске будет принят депутатами Госдумы уже в весеннюю сессию, а вступит в силу в конце нынешнего – начале будущего года.
Банки / 29 марта 2021, 17:11

Как сообщают в Центробанке, работа над созданием централизованного информационного сервиса ЗСК началась еще в июне 2020-го. Предполагается, что платформа позволит распределять банковских клиентов – юридических лиц по уровню риска: высокий, средний и низкий. Если клиент вызывает подозрение, банк получает право ему отказать в обслуживании или заблокировать транзакцию. Но в настоящий момент, по оценке регулятора, к категории высокорисковых относятся лишь 0,7% российских компаний.

О готовности участвовать в пилотировании и обкатке платформы ЗСК уже заявили в банках «Открытие», ПСБ, Росбанке, «Зените» и УБРиР. По словам же вице-президента Ассоциации банков России Алексея Войлукова, «банковское сообщество в целом поддерживает появление единой системы с информацией о риск-профиле юридических лиц».

Как полагают опрошенные «Финансовой газетой» эксперты, создание платформы в большей степени нужно банкирам, ведь банки получат простой доступ к качественной системе скоринга клиентов без лишних затрат на разработку собственных решений. А это, в свою очередь, поможет снизить риски при кредитовании компаний.

«Можно ожидать, что с внедрением платформы в долгосрочной перспективе снизится доля плохих долгов и невозвратов в банках, что позитивно скажется на банковском секторе в целом, – считает генеральный директор группы Rocket Humans Анастасия Ускова. – Также может существенно ускориться принятие решений о выдаче кредитов юридическим лицам. А быстрые кредиты бизнесу на развитие и операционную деятельность, соответственно, помогут ускорить темпы восстановления экономики после кризиса».

«Платформа поможет устанавливать риск клиента с учетом оценки Центробанка, который имеет огромный опыт в подобных вопросах, а также видит всю цепочку движения денежных средств и, соответственно, владеет большей платежной информацией», - отмечает начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова.

«Установление не только прозрачности в данной сфере, но и строгого ранжирования по изначальным требованиям ЦБ выведет подавляющее число компаний из зоны неопределенности, что снизит и риски в банковской системе в целом, и издержки на проверку фирм и платежей», – прогнозирует главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. При этом, по его мнению, из-за ЗСК некоторые компании могут быть необоснованно включены в категорию ненадежных – ведь и сегодня практика  блокировки счетов и отказа от транзакций время от времени вызывает правовые проблемы и судебные разбирательства.

«Очень спорной» идею внедрения ЗСК называет президент Национальной ассоциации Комплаенс Владимир Балакин. Он обращает внимание, что сейчас в федеральном законодательстве отсутствуют критерии вовлеченности лица в проведение подозрительных операций. Равно как и не определено само понятие подозрительных операций, что дает возможность необоснованно широкого правоприменения. Поэтому для внедрения платформы, на его взгляд, будет необходимо внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности», Конституцию РФ, Гражданский кодекс и ряд других нормативных актов.

«По плану законодателей, реабилитация компаний, которые ЦБ отнесет к высокому уровню риска, будет происходить в межведомственной комиссии того же самого Центробанка, - подчеркивает эксперт. – Таким образом, регулятор будет рассматривать жалобы на самого себя. Каков будет результат?».