Ozon банкует

Маркетплейс Ozon заключил соглашение с Совкомбанком о покупке у него 100% уставного капитала «Оней банка». В результате сделки, которую сторонам еще предстоит согласовать с Банком России, Ozon получит лицензии, необходимые для развития финансово-технических услуг, включая кредитование компаний-продавцов.
Финуслуги / 13 апреля 2021, 21:22

Как ожидают в Ozon, стоимость сделки не превысит $10 млн, но окончательную сумму стороны определят на основании стоимости банковских активов на день закрытия сделки.

«Нашей целью было приобретение актива, который мы могли бы быстро и эффективно интегрировать в наш финтех-бизнес, – объяснил мотивы покупки вице-президент Ozon по финансовым сервисам Ваэ Овасапян, процитированный в пресс-релизе компании. – Сделка даст нам дополнительную гибкость в запуске финансовых услуг для наших клиентов и продавцов на торговых площадках. Это включает в себя более быстрые платежные услуги с более низкими комиссиями».

Приобретение банка поможет Ozon получить лицензии на оказание финтех-услуг, но при этом, как подчеркивается в сообщении маркетплейса, он продолжит сотрудничать с другими банками и финтехкомпаниями для финансирования займов и разработки новых продуктов и услуг.

«Маркетплейсу нужен банк для развития финансового сервиса, а «Оней банк» как раз специализируется на финуслугах для клиентов крупных торговых сетей: Ашан, Леруа Мерлен и Декатлон, – комментирует сделку старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов. – Таким образом, бизнес-модель «Оней банка» и его клиентская база дают хорошие возможности для его успешной интеграции в экосистему Ozon». Эксперт не сомневается, что с помощью «Оней банка» маркетплейс сможет предлагать клиентам новые продукты, а также повысит финансовую эффективность своих внутригрупповых расчетов и расчетов с поставщиками. По мере развития торговых площадок приобретение ритейлерами банков становится необходимым условием для дальнейшего наращивания и выстраивания конкурентоспособного бизнеса, заключает Коршунов.

Со своей стороны, директор банковских рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Константин Бородулин считает, что наличие банка в экосистеме Ozon даст клиентам возможность напрямую подключаться к платежным сервисам, что позволит маркетплейсу оптимизировать расходы на эквайринг для клиентов и зарабатывать на транзакциях. Сейчас же, по словам Бородулина, маркетплейсу приходится «делиться» своими комиссионными доходами с банками, которые обслуживают торговую платформу.

«В будущем может быть разработана система рассрочек для покупателей, что в перспективе способно увеличить прибыль экосистемы Ozon и расширить общую клиентскую базу за счет кросс-продаж, – предполагает директор банковских рейтингов НРА. – То есть за счет наличия кредитной организации будет достигнут синергетический эффект».

Замдиректора направления «Оценка и финансовый консалтинг» ГК SRG Илья Телятников предвидит, что «внедрение финансовой организации в экосистему Ozon  улучшит монетизацию через платформу компании благодаря ее более удобному использованию», ведь кредитование собственных клиентов и поставщиков будет способствовать их большей вовлеченности и удержанию.

При этом руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Егор Кривошея отмечает, что финансовые услуги от технологических компаний и электронной коммерции сейчас популярны во всем мире, и стратегия Ozon напоминает стратегии Amazon и Alibaba. Но банки Китая, США и Европы, на его взгляд, не слишком активны и тяжело развивают финансовые инновации. Тогда как российские банки он называет «ключевым драйвером развития финтеха», которые вывели наши страну на лидерские позиции по проникновению финансовых инноваций. И сможет ли Ozon добиться успеха в сфере финансовых услуг, по мнению Кривошеи, во многом зависит именно от инновационных стратегий банков.