M&A во время чумы: ритейл консолидируется

На российском рынке ритейла большие перемены: «Магнит» объявил о покупке сети «Дикси», вслед за ним «Лента» сообщила о приобретении сети «Билла Россия». Рассмотрим, как на эти сделки уже успел отреагировать рынок, и какими могут быть дальнейшие последствия.
Инвестиции / 21 мая 2021, 15:46

В тренде

Эти сделки называют «абсолютно закономерными». И на то есть несколько причин. Прежде всего, консолидация ритейлеров вписывается в логику развития продуктовой розницы ведущих экономик. Например, в Германии, по информации агентства InfoLine, на пять крупнейших торговых сетей приходится 73% рынка, доля пятерки лидеров в США составляет 47%, в России – 32%. То есть у наших крупных игроков еще есть довольно значительный потенциал дальнейшего укрупнения. К слову, ожидается, что в ближайшее время X5 Retail Group должен ответить на «выходки» «Магнита» и «Ленты» и тоже кого-то купить – обязывает статус лидера.

Еще одна важная причина заключается в том, что за время пандемии многие сети заметно ухудшили свое финансовое положение. С одной стороны, в связи с карантинами и прочими ограничениями ритейлеры поставили на широкую ногу онлайн-торговлю, и ее объем, по оценкам, вырос за прошлый год более чем в три раза. С другой стороны, это обстоятельство далеко не в полной мере компенсировало действие таких факторов, как ускорение темпов инфляции, рост сырьевых цен, фиксация цен на ряд продуктов и пресловутое падение покупательской способности. Ведь за прошлый год, по свидетельству Росстата, реальные располагаемые доходы наших граждан сократились на 3,5%, и сейчас они более чем на 10% отстают от уровня восьмилетней давности. Сделки M&A в таких условиях логичны: крупные компании переносят невзгоды куда легче, чем их коллеги меньшего масштаба.

Ну и «лучший среди равных» фактор слияний-поглощений – естественное стремление крупных игроков усилить свои позиции на самых привлекательных рынках страны. Ниже рассмотрим, насколько успешно реализуются эти устремления.

Под влиянием «магнетизма»

Начнем с поглощения «Магнитом» «Дикси» как наиболее крупной сделки – 92,4 млрд рублей. В результате нее во владение «Магнита» переходит 2,6 тыс. магазинов «у дома» (18% от магазинов «у дома» «Магнита») и 39 суперсторов (8% от супермаркетов «Магнита»). Большинство купленных магазинов расположены в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – в этих регионах, как подчеркивает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин, присутствие «Магнита» традиционно было небольшим.

Таким образом, сделка должна весьма значительно укрепить позиции ритейлера в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, где магазины показывают самую высокую плотность продаж. И поскольку бренд «Дикси» в этих округах несравненно сильнее «Магнита», он будет сохранен. Как заявил президент и генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг, «бизнес «Дикси» продолжит существовать как отдельное юридическое лицо, а магазины – работать под существующим брэндом».

Попали в периметр сделки и принадлежавшие «Дикси» пять распределительных центров в тех же Москве и Питере, а также Челябинской области – небольшое, но, несомненно, приятное дополнение к уже имеющимся у «Магнита» 39 распредцентрам.

Новость о сделке моментально подняла акции «Магнита» на 3,3%. При этом, по мнению Георгия Ващенко, начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс», «Магнит» за счет сделки не сможет в этом году догнать Х5 Retail Group по размеру выручки. Ожидаемый по итогам года разрыв между компаниями по объему продаж – 100 млрд рублей. Хотя в то же время он отмечает, что бумаги «Магнита» и «Ленты» с начала года скорректировались незначительно, а акции Х5 с октября упали на 25%. «И сделка «Магнита» и «Дикси» не добавит им положительной динамики, инвесторы ждут от Х5 ответных ходов», – подчеркнул эксперт.

«Пестрая лента»

Что же касается «Ленты», то ей за €215 млн (более 19 млрд рублей) достанется 161 супермаркет Billa, подавляющее большинство из которых находятся в Москве и Московской области, а также распределительный центр в подмосковном Быкове. Все покупки «Лента» планирует в скором времени перевести под свой бренд, после чего торговая марка «Билла Россия», по выражению генерального директора «Ленты» Владимира Сорокина, «прекратит свое существование».

«Приобретение супермаркетов Billa дает нам доступ к зрелым магазинам с устойчивым потоком покупателей, в том числе в центральных районах Москвы, и мгновенно удваивает присутствие «Ленты» в сегменте супермаркетов с точки зрения общего количества магазинов, – отметил Сорокин. – Офисы Billa также позволяют «Ленте» и дальше расширять предложение онлайн-экспресс-доставки по всей Москве, поддерживая наши амбициозные планы по значительному развитию онлайн-бизнеса». В итоге «Лента», как предполагается, нарастит общую долю в Московском регионе примерно до 3%, а ее выручка после интеграции магазинов Billa может увеличиться более чем на 10%.

Рынок оценил сделку по достоинству – акции «Ленты» прибавили 5%. Правда, рост достаточно быстро сменился сравнительно активной фиксацией прибыли, но все же бумаги ритейлера остались в лидерах повышения.

Чего ждать покупателям

Как отразятся сделки на потребителях, мнения экспертов расходятся. Например,  глава консалтинговой компании FinHelp Павел Вешаев отечает стратегический аспект консолидации рынка: укрупнение сетей может превратить их, по сути, в диктаторов. А это означает, что поставщики будут все меньше получать выгоды, небольшим производителям будет все труднее попадать со своим продуктами на полки магазинов, при составлении ассортимента магазины будут все меньше учитывать интересы покупателей, хотя именно покупателям и придется расплачиваться за все перемены.  

С ним не вполне согласен руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. По его логике, из-за сокращения логистических и производственных расходов на некоторые позиции продуктовой корзины цены могут снизиться на 5-7%. При этом он прогнозирует, что ритейлеры будут сдерживать цены на текущих уровнях, насколько это будет возможно, а к осени-зиме взлет цен сырьевых товаров может закончиться, и розничные цены скорректируются.


Также по теме


После неудачных попыток сотрудничества со Сбербанком и развалившейся сделки по покупке «Тинькофф банка» «Яндекс» решил приобрести небольшой банк «Акрополь», чьи лицензии позволят IT-гиганту самостоятельно развивать новые финансовые сервисы.
Поделиться в соц.сетях: