Образование + импакт-инвестиции = новая реальность

Инвестиционный директор Центра СОЛь Андрей Андрусов рассказывает, благодаря чему за прошедшие 1,5 года рынок образования стремительно вырос.
Инвестиции / 6 декабря 2021, 15:10

В 2020 году все обратили внимание на рынок образования, который показал потрясающий рост. Согласно рейтингу крупнейших EdTech-проектов России, составленному компанией Smart Rankin, за 2020 год суммарная выручка топ-60 образовательных проектов выросла более чем на 113% относительно предыдущего года, достигнув почти 34 млрд рублей.

И дело тут не только в том, что что образованию пришлось перейти на удаленку, с чем частные компании справились более успешно, нежели государственные. В условиях неопределенности, которую пандемия усилила, стала еще более очевидным необходимость инвестировать в себя: повышать квалификацию, изучать новые профессии. 

Этот тренд будет только расти. Образование становится важнейшим инструментом, не только увеличения, но и сохранения качества жизни человека в быстро меняющемся мире. Это сильное утверждение, и мы собираем доказательства.

В том числе, занимаемся инвестициями в образовательные проекты. Но нам важен не только факт, сколько денег зарабатывает компания (и сколько заработает в будущем). Наш фокус — импакт-инвестиции, то есть, мы ищем компании, которые оказывают положительное воздействие на общество, и могут это доказать. Нам важно, как именно и насколько образовательный проект меняет качество жизни людей.

Например, рассмотрим инвестицию, сделанную при участии Центра СОЛь Сергеем Солониным в Like Центр (если вы следите за повесткой, то вспомните, что она вызвала довольно бурные обсуждения).

Ведь что с точки зрения импакта делает Like Центр? Он продвигает в массы новый подход к ведению бизнеса, основанный на принципах открытости и экологичности. И это не просто слова. Совместными усилиями команда Like Центра внедрила систему управления социальным воздействием. Первое же исследование показало, что выпускники Like Центра, в полном соответствии с его миссией, меняют своё отношение к жизни (85%), создают новые рабочие места (в среднем один участник нанимает 2 новых сотрудника за год), платят больше налогов и предлагают продукты, которые делают мир лучше. 

Это реальный импакт, и это то, что Like Центр учится измерять. Фокус на миссии — это позиция Аяза Шабутдинова как основателя компании, а фокус на управлении импактом — это вклад Центра СОЛь. И здесь мы обращаем внимание, в том числе, на негативные эффекты, а не только на запланированные. Мы считаем негативные отзывы и разбираемся в их природе, чтобы улучшить продукт и процесс его продажи, чтобы в конечном счёте целенаправленно увеличивать положительное влияние и снижать отрицательное.

Взять, например, опрос о трудоустройстве студентов колледжа ITHub. ITHub — это инвестиция ранней стадии в проект, созданный Михаилом Сумбатяном и его командой, импакт-фокус которого — трансформация системы профессионального образования через обучение современным бизнес-ролям в инновационно-технологических индустриях. И если понимание того, что для растущей молодежи «зарплата» и «возможность заниматься любимым делом» одинаково ценны, то почему значимость «саморазвития и познания мира» снижается от курса к курсу относительно «финансовой независимости» — очевидно, является тем, над чем предстоит поработать.  

Например, ни для кого не секрет, что компании часто включают обучение в список приоритетов, потому что «так надо» и «так принято», а не потому, что осознают его реальную связь с бизнес-показателями и развитием человеческого капитала.

При этом, согласно опросу HeadHunter, 59% сотрудников при выборе места работы считают возможность обучения, предоставляемую работодателем, сильным мотивом. 

В другой инвестиции — в просветительское медиа о личностном и профессиональном развитии «Теории и практики» — команда проекта не только отвечает на вопросы  «Зачем развивать сотрудников?» и «Как это делать эффективно?», но под руководством Нади Маковой предложила IT-решение K-AMPUS для трансформации компаний в самообучающиеся организации. И сегодня это важно — например, в компании QIWI внедрение удобной IT-инфраструктуры и принципов самообучения дало увеличение показателей вовлечённости сотрудников в процесс обучения в 3,5 раза (с 25% до 90%).  Как показывают наблюдения, формирование первичных опросов и получение первых результатов само по себе является трансформирующим откровением для команд. 

Здесь задача организации — создать среду, в которой приобретаются, сохраняются и передаются знания, а у сотрудников появляется возможность осознанно формировать траекторию и обучение, понимая, какие перспективы это дает компании. 

Команда K-AMPUS реально болеет этой темой и подкрепляет свою веру дорожной картой изменений. Отправная точка дорожной карты уже реализована — есть вводный курс по принципам образовательной среды, проведена образовательная мастерская, в течение лета идёт серия вебинаров с экспертами рынка по отдельным аспектам среды, инициированы исследования и обзоры международных практик. Благо, IT-решение позволяет управлять изменениями, в том числе, основываясь на больших данных. И если фокус здесь — подтвердить связь между саморазвитием и, как следствие, самореализацией сотрудников, и эффективность бизнеса, то без анализа данных мы не обойдемся. Возможно, когда мы говорим об импакте и его измерении, это просто более осознанное принятие решения. Тут подходит любой инструмент обратной связи, главное, чтобы он не был очень дорогим.


Андрей Андрусов — заместитель директора Центра содействия инновациям в обществе СОЛь, где он с 2014 года отвечает за оценку проектов с точки зрения экономики и социального воздействия. В своей деятельности Андрей опирается на опыт работы в банках в Великобритании, Франции и России, десятилетнюю консалтинговую практику и образование в области социального предпринимательства и импакт-инвестиций, в т. ч. в Oxford Saïd Business School


Также по теме


20 октября 2021 года состоялась VII-ая Международная научно-практическая конференция «Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании», организованная кафедрой психологии Центра гуманитарной подготовки РЭУ им. Г.В. Плеханова и Институтом эффективного тренинга и профессиональных стандартов.
Поделиться в соц.сетях: