Малому бизнесу сложнее всего нанимать финансовых и ИТ-специалистов

Малому бизнесу сложно конкурировать с большими компаниями по зарплатам и корпоративной культуре, что приводит к проблемам с наймом сотрудников, показал опрос Райффайзенбанка. Труднее всего небольшому проекту нанять специалистов в сферах ИТ и финансов. Кадровые ошибки чаще всего оборачиваются убытками и конфликтами в коллективе.
Менеджмент / 6 июля 2021, 17:00

Самые сложные задачи в работе малого бизнеса – бухгалтерия, продажи и наем сотрудников. Каждый третий предприниматель постоянно сталкивается с проблемами в этих сферах. Отдать эти направления на аутсорс получается не всегда – многие владельцы бизнеса предпочитают брать эти процессы на себя: изучать эти сферы деятельности и решать связанные с ними вопросы самостоятельно. Как показало исследование Райффайзенбанка, только 18% предпринимателей пользуются услугами кадрового агентства. Каждый пятый опрошенный сам предпочитает найти профильного специалиста, а 10% – специальный аутсорсинговый сервис, который закроет потребность. При этом неподходящий сотрудник почти в 40% случаев приводит к убыткам, а в 30% – к конфликтам в коллективе. Каждый четвертый бизнес из-за этого терял клиентов, а иногда и крупные контракты.

Когда речь заходит о найме, наибольшие трудности у малого бизнеса вызывают поиск и оценка навыков кандидата. Каждый 10-й предприниматель заявил о сложностях в кадровом учете и обороте документов. Приходится сталкиваться и с такими вызовами, как трудности с обучением, текучка кадров, отсутствие квалифицированных кадров на рынке и др.

Во многом это связано с невозможностью конкурировать по зарплате и корпоративной культуре с большими компаниями, заявили участники опроса. Многие столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров. Кроме того, хороший сотрудник дорого обходится бизнесу – у небольших компаний нет соцпакета, а налоги и отчисления в фонды становятся ощутимой нагрузкой.

«Малый бизнес ограничен в IT-ресурсах, поэтому большую часть задач предприниматели решают через фриланс или знакомых. У такого подхода множество проблем: часто не исполняются сроки и результат получается низкого качества. Поэтому мы постоянно развиваем цифровые инструменты, которые позволят предпринимателю обойтись без привлечения внешних IT-специалистов. Например, мы разработали очень простой инструмент для запуска приема карт к оплате на сайте компании. Если раньше для этого требовалась неделя работы опытных разработчиков, то теперь с помощью нашего инструмента это можно сделать за день без привлечения профессионалов. Такие решения помогают предпринимателю фокусироваться на главном – на своем бизнесе», – отметил руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Денис Скоков.

Искать сотрудников непросто в двух сферах – это ИТ и финансы. Почти четверть малых бизнесов нуждается в таких специалистах. Также непросто найти в команду операционного директора, который наладит процессы в компании, и менеджера продукта.

Неудачный наем может нанести бизнесу значительный ущерб. В среднем это обойдется проекту как минимум в 300 тыс. рублей, считает основатель сервиса «Аура» Никита Меркуданов.

«Абсолютно у всех компаний в сегменте малого бизнеса есть проблемы с набором квалифицированного персонала. При этом воронкой подбора 90% предпринимателей не управляют – не смотрят цифры по этапам воронки, не управляют процессом подбора. Когда компания преодолевает планку в 50 человек, старые правила перестают работать. Руководители не всегда готовы привлекать сторонних консультантов для отстройки процессов внутри, а своих ресурсов уже не хватает. При этом образовавшийся риск – это повышенный стресс у сотрудников и, как следствие, выгорание и повышение текучки», – отметил Никита Меркуданов.

Итоги опроса

Источник: опрос Райффайзенбанка. Опубликован 30 июня 2021 года


Поделиться в соц.сетях: