Технологии управления экологическим поведением горожан: как они работают

Как, почему и в какую сторону меняется поведенческая эко-культура жителей мегаполиса? Какую роль здесь играют новые технологии, и что мы получим в итоге?
Менеджмент / 3 декабря 2021, 13:30

Об этом в рамках IV Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» рассказал эксперт форума, профессор базовой кафедры «Управления проектами и программами Capital Group» РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Потравный.

Ценности 60-х? Осознание населением ограниченности природных ресурсов, влияния хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, климатические изменения, а также рост экологической сознательности граждан в последнее время существенно отразился на экологическом поведении населения.

Современные модели и управление технологиями такого ответственного поведения населения базируются на концепции устойчивого развития, зеленой экономики, умного города, концепции циркулярной экономики, низкоуглеродного развития, бережливого потребления.

Напомню, что в свое время в 60-е года, в начале 70-х годов прошлого века общественное движение «хиппи» также базировалось на протестных отношениях массовой культуры потребления, движении «против пластиковой культуры». В последующем общественные экологические движения взяли в качестве своего гимна песню The Beatles – «Земляничная поляна». Это движение было попыткой изменения массовой поведенческой культуры, которая стремилась к экологическим ценностям.

Можно говорить, что некоторые экологические проблемы могут быть решены за счет изменения культуры, сознательности людей, их поведения. К ним относятся проблемы, вязанные с использованием экологичных материалов в быту, экономия энергии, водных ресурсов, раздельный сбор мусора для последующего его утилизации и переработки. К таким действиям можно отнести отказ граждан от использования экологически небезопасных товаров, например, отказ от использования дезодорантов с использованием в качестве распылителей фреонов, разрушающих озоновый слой, в пользу шариковых дезодорантов. Или отказ от использования упаковки из пластика в пользу упаковки из биоразлагаемых материалов.

Эко – поведение, как направление массовой культуры, становится модным трендом, потребностью многих людей, в соответствии с их экологическими убеждениями, мотивацией, потребностями. Эта тенденция в сторону проэкологического поведения очень сильно проявляется в России, особенно среди молодежи.

Но, наряду с формированием новой экологической культурны населения, необходимо реализовать и использовать целый ряд экономических, правовых инструментов, которые бы вынуждали предприятия-загрязнители внедрять прогрессивные ресурсосберегающие технологии, снижать свой уровень негативного воздействия на окружающую среду и климатическую систему. К таким инструментам относится и система государственных и муниципальных экологических закупок, которая также позволяет влиять на выбор товаров и услуг, которые отвечают современным экологическим, стандартам и нормативам, в том числе – в сфере энергоэффективности экономики, экологической нейтральности продукции и др.

Какие технологии работают? Среди таких технологий можно отметить использование населением в быту энерго- и водосберегающих материалов, изделий, использование биоразлагамых материалов, приобретение экологически чистых продуктов, в том числе продукции органического земледелия. Это проявляется в том, что граждане покупают такие товары, которые имеют экологический знак или сертифицированы по экологическим, энергетическим или климатосберегающим параметрам. К ним относится, к примеру, биоразлагаемая посуда, товары длительного пользования, инновационные материалы. К такому поведение можно отнести предпочтение в использовании общественного транспорта личному. Для информирования населения о таких товарах и продуктах широко используются цифровые технологии. По сути такое поведение населения связано с экономией энергии, других ресурсов, в бережном отношении к газонам, зеленым насаждениям, городской растительности, лесопарковым зонам.

С другой стороны, имеет место отказ от покупки и использования товаров, материалов, которые на различных этапах своего жизненного цикла, в том числе после использования могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Сейчас активно обсуждается вопрос отказа от мясных продуктов в контексте мер, связанных с изменением климата. Имеется в виду, что производство мяса, выращивание скота может быть сопряжено с выбросами метана, парниковых газов. Насколько реален такой подход для России – трудно сказать, учитывая, что в нашей стране имеются значительные леса, водно-болотные угодья, которые абсорбируют, ассимилируют и нейтрализуют подобные выбросы.

Тем не менее, в Мексике большой популярностью у населения пользуются гамбургеры, в которых вместо мяса используются кузнечики, тем самым такие гамбургеры вполне сочетаются с идеей низкоуглеродного развития. Задача как раз состоит в том, чтобы показать выгодность, экологическую и климатосберегающую целесообразность и эффективность проектов, технологий, которые могут быть реализованы населением в ответ на современные экологические и климатические вызовы.

Вывод. Трансформация экологического поведения граждан затрагивает не только вопросы моды, здоровья населения, экономии тех или иных ресурсов, потому, что это выгодно, можно меньше за это платить. В большей мере она связана с ростом общей ответственности людей за свой выбор в пользу экологически благоприятной продукции, энерго- и ресурсосбережения, в целом поддержки мер, направленных на реализацию проектов и программ экологической и климатической безопасности на планете.

Иван Потравный, профессор базовой кафедры «Управления проектами и программами Capital Group» РЭУ им. Г.В. Плеханова.

IV Международный научный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Технологическое лидерство: взгляд за горизонт» проходил 25-26 ноября в Москве на площадке Цифрового делового пространства РЭУ им. Г.В. Плеханова. Участники форума — ведущие российские и зарубежные эксперты и практики в области цифровой экономики, ученые, предприниматели, представители федеральных органов власти.


Также по теме


Какие решения проблемы изменения климата может предложить российская наука? Какие биотехнологии и материалы сегодня разрабатываются и внедряются в нашей стране? Как их использование может отразиться на котировках отечественных компаний и привлечении ESG-инвестиций со стороны зарубежных и российских инвесторов? Об это рассказывает Александр Гусев, главный научный сотрудник Инжинирингового центра РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Об этом сообщил сопредседатель Алюминиевой ассоциации Артем Асатур в рамках IV Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Технологическое лидерство: взгляд за горизонт».
Поделиться в соц.сетях: