Практика удаленной работы: как сделать ее более эффективной и менее утомительной

Ряд компаний призывает своих сотрудников работать удаленно полный рабочий день. Но даже, имея возможность постоянно работать из дома, многие сотрудники хотят проводить время и в офисе. Директор по развитию бизнеса JPL Telecom в России и СНГ Дмитрий Архипов рассуждает о том, как сделать "удаленку" более эффективной.
Менеджмент / 20 января 2022, 22:01
Д. Архипов

Считается, что представители поколения Z больше настроены работать удаленно. Они прекрасно разбираются в новых инструментах повышения производительности, для них естественно, например, общаться в видеочатах.

Однако есть и те, кто, «застряв» дома во время пандемии, с нетерпением ждет возвращения в офис. Как показывает проведенное McKinsey & Company исследование, молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет больше заинтересованы в гибридной рабочей среде, когда они работают два-три дня в неделю дома, а остальное время — в офисе. В этой группы 48% респондентов сообщили, что предпочли бы именно гибридную работу. Такое же желание высказали 44% сотрудников в возрасте от 30 до 49 лет и 38% — от 50 лет и старше.

Преимущества гибридной работы

У молодежи противоречивые интересы. С одной стороны, эта категория более технологична, с другой — она нуждается в приобретении опыта и наставничестве. И хотя все ценят возможности для личного общения, молодые сотрудники могут особенно в нем нуждаться. Результаты недавнего исследования, проведенного американским центром Springtide Research, показывают, что немногим менее половины опрошенных представителей поколения Z имеют наставников по работе. Потребности в естественном развитии личности и социальных связей молодых сотрудников определяет их желание проводить какое-то время в офисе.

Физическое пространство, предоставляемое на работе, также привлекает представителей поколения Z: многие из них теснятся в квартирах или общих помещениях, где условия для работы не очень комфортны, и нет возможности организовать нормальное рабочее место.  

Поиск оптимального баланса между работой и личной жизнью также является важным фактором. Пандемия фактически увеличила среднюю продолжительность рабочего дня почти на целый час, и сотрудники нередко вынуждены отвечать на электронные письма и сообщения в любое время суток. Пребывание в офисе может помочь сотрудникам установить более четкую грань между работой и личной жизнью.

Эксперты говорят, что гибридная работа позволяет лучше контролировать свой рабочий день, уменьшая при этом факторы выгорания. Во время пандемии многие почувствовали, насколько изнурительной может быть удаленка. Но, несмотря на это, ее гибкость и автономность остаются высоким приоритетом. Возможность работать удаленно нередко способствует гибкости в выборе места, производительности и креативности.

Гибридная модель работы объединяет лучшие качества офисной и удаленной работы.  Идеальная гибридная рабочая меня позволяет сотрудникам выбирать то, что лучше всего подходит для работы, и реализовывать эти возможности с помощью поддержки и ресурсов работодателя.

Видеоконференции вызывают утомление и стресс

Несмотря на то, что во время пандемии COVID-19 все больше людей используют популярные платформы видеочатов, чтобы общаться с коллегами, семьей и друзьями, исследователи из Стэнфорда предупреждают: видеозвонки могут утомлять. В связи с недавним бумом видеоконференцсвязи они изучили психологические последствия ежедневного использования Zoom и других популярных платформ. Они выделили четыре последствия продолжительных видеочатов, способствующие возникновению усталости.

Цель состояла не в том, чтобы оценить какую-либо конкретную платформу видеоконференцсвязи, а в том, чтобы подчеркнуть, насколько утомительны текущие реализации технологий ВКС, и предложить изменения интерфейса, многие из которых просты в реализации. Более того, они дают советы, как использовать функции видеоконференций, чтобы снизить утомляемость.

Вот четыре основные причины, по которым видеочаты утомляют людей:

  1. Чрезмерный зрительный контакт с близкого расстояния. Во время сеанса ВКС все смотрят на всех и все время. К слушателю невербально относятся, как к говорящему, поэтому, даже если вы ни разу не заговорили на собрании, вы все равно смотрите на лица. Социальная тревожность публичных выступлений — одна из фобий. Когда все смотрят на тебя, это стресс. Еще один источник стресса — это то, что во время видеоконференцсвязи лица могут казаться слишком большими. Наш мозг интерпретирует это как напряженную ситуацию. Рекомендует уменьшить окно, чтобы минимизировать размер лица, и использовать внешнюю клавиатуру для увеличения личного пространства.
  2. Постоянно видеть себя во время видеочата в реальном времени утомительно. Специалисты рекомендуют платформам изменить стандартную практику передачи видео как себе, так и другим, когда его нужно показывать отправить другим. Пользователям же лучше выбрать опцию «скрыть собственное изображение».
  3. Видеочаты резко снижают нашу обычную мобильность. Телефонные разговоры позволяют людям ходить и двигаться. Но у большинства камер фиксированное поле зрения, а это означает, что во время видеоконференцсвязи человек обычно должен оставаться в одном и том же месте. Движение ограничено, между тем растет количество исследований, которые говорят, что, когда люди перемещаются, их когнитивные способности улучшаются. Внешняя камера, расположенная дальше от экрана, и беспроводная гарнитура позволят вам вести себя на виртуальных встречах как на настоящих. И, конечно же, периодическое отключение видео во время собраний — хорошее основное правило, которое следует установить, просто чтобы дать себе короткий отдых.
  4. В видеочатах когнитивная нагрузка намного выше. При обычном личном общении невербальные коммуникации вполне естественны, и каждый из нас подсознательно делает и интерпретирует жесты и подает невербальные сигналы. Но в видеочатах мы должны задумываться об этом. Это увеличивает когнитивную нагрузку. Во время длительных виртуальных встреч следует иногда отключать видео и оставлять только звук. Это значит, что вы не просто выключаете камеру, чтобы отдохнуть от невербальной активности, но и можете отвернуться от экрана.

Как повысить комфортность общения

Важную роль в создании продуктивной среды при удаленной работе играет оснащение рабочего места, включая качественные проводные и беспроводные гарнитуры. Когда речь идет о компьютерной гарнитуре, сразу приходят на ум игровые модели с ярким дизайном и массивной конструкцией. Однако пользователи не всегда нуждаются в таких устройствах и часто ищут для рабочих целей что-то более простое в использовании и менее дорогое.

Одни из трендов стало появление модульных гарнитур — устройств, где можно сменить или улучшить отдельные компоненты. Это позволяет кастомизировать конфигурации в зависимости от задач. Кроме того, имея набор аксессуаров, можно переставлять компоненты между устройствами, чтобы каждый сотрудник мог собрать себе наиболее эффективный аксессуар и работать с наиболее высокой продуктивностью. И даже при существенных поломках можно заменить только вышедшую из строя часть. Реже приходится утилизировать бывшие в употреблении устройства, а значит, меньше загрязнение пластиком и углеродный след при производстве. В конечном счете модульные решения для ВКС и контакт-центров становятся лучшим выбором для компаний, как с точки зрения финансовой эффективности, так и комфорта для сотрудников.  

Многие организации, включая школы, крупные компании и государственные учреждения, обратились к исследователям из Стэнфордского университета, чтобы перенять передовой опыт видеоконференцсвязи и разработать рекомендации. Исследователи предложили шкалу истощения и усталости, чтобы помочь измерить, насколько сильно люди устают на рабочем месте из-за ВКС. Шкала помогает измерить утомляемость от технологий межличностных коммуникаций, а также понять, что именно вызывает утомляемость. Вопросы касаются общей усталости человека, физической, социальной, эмоциональной и мотивационной усталости.

Мы живем в ту эпоху видеоконференцсвязи, и понимание механизмов поможет понять оптимальный способ организации удаленной работы, способствовать выявлению проблем и поможет адаптировать практику видеоконференций для устранения факторов усталости, а разработчики платформ для видеоконференций переосмыслят некоторые из парадигм, на которых основываются ВКС.


Теги:
Поделиться в соц.сетях: