Почему для работы с самозанятыми нужен партнер

Сегодня предприниматели все чаще привлекают в свои проекты фрилансеров. Некоторым компаниям требуется большое количество самозанятых исполнителей, что усложняет работу с бухгалтерией и документами. CEO компании Самозанятые.рф (резидент "Сколково") Дмитрий Артюхов рассказывает, почему бизнесу необходимы услуги провайдеров для работы с самозанятыми, в чем отличие между продуктами платформ и банковскими решениями, и на что обратить внимание при выборе партнера.
Менеджмент / 15 февраля 2022, 17:26

Роль провайдера при работе с самозанятыми

Модель гиг-экономики, когда компании не набирают штатных сотрудников, а привлекают фрилансеров, давно доказала свою эффективность для многих сфер бизнеса. Например, бизнес, чей продукт пользуется сезонным спросом, может сэкономить значительные ресурсы, не нанимая работников на постоянную основу. 

Такой компании просто необходим провайдер — банк или специальная платформа. Работать вручную с большим количеством самозанятых нереально. Это похоже на ситуацию, если бы бухгалтер вел документооборот не в программе, а на листе бумаги. Такой подход не только доставляет неудобства, но и создает риски. Возрастает операционная нагрузка и вероятность ошибок из-за человеческого фактора. 

Оператор электронной площадки закрывает для бизнеса вопросы, которые последний не в состоянии решать самостоятельно. Например, платформы интегрированные с ФНС, ведут проверку статусов фрилансеров в ведомстве и формируют чеки для выплат самозанятым. Прямая работа с самозанятым без помощи платформ — работа на свой страх и риск, поскольку бизнес не подключен к системе ФНС и будет совершать многие действия вручную. 

Почему бизнес не справится в одиночку 

Если бизнесмен попробует регулировать работу фрилансеров без помощи провайдера, то он очень скоро столкнется с рядом проблем и неудобств.

  1. Отзыв статуса самозанятого и штрафы

У каждого фрилансера есть статус плательщика налога на профессиональный доход. Однако ФНС может отозвать статус у самозанятого. Более того, самозанятый может отозвать свой статус из налоговой самостоятельно, и не сообщить об этом предпринимателю. 

Почему же ФНС может лишить фрилансера статуса? Все просто. НПД предполагает лимит дохода в 2,4 млн рублей в год. Даже если превысить эту сумму на рубль, ФНС отзовет статус у фрилансера. Иногда самозанятый может просто не уследить за поступающими платежами. Не стоит забывать, что фрилансеры не могут работать по НПД по агентским договорам или договорам поручительства, а также перепродавать товары и услуги. Нарушив эти условия самозанятый тоже лишится своего статуса.

Для бизнеса это риск, потому что полный контроль за фрилансером невозможен по закону. Превышения лимита дохода, самостоятельный отзыв статуса, и отсутствие чеков в приложении чреваты одинаковыми последствия. Во всех случаях предприниматель понесет издержку в 43% — это социальные и налоговые выплаты, как за штатного сотрудника.

  1. Постоянный контроль

Предприниматели постоянно сталкиваются с необязательностью самозанятых. Фрилансер может просто забыть внести документы в приложение, пропустить сроки или допустить ошибку. Поэтому формирование чеков и отправка актов без помощи провайдера станет нагрузкой предпринимателя и головной болью бухгалтерии компании.

Отличия между платформами и банками

Существует 3 основных момента, на которые стоит обратить внимание при выборе провайдера — банка или платформы. Если компания работает с самозанятыми, порядок и время выплат, а также гибкость платежного партнера будут иметь большое значение.

Надо понимать, что самозанятый — это самостоятельная единица. Это не ваш сотрудник, а подрядчик. Самозанятые достаточно автономны, например, как ИП. Но есть нюансы. Индивидуальные предприниматели сами ведут бухгалтерию, сдают налоговую отчетность и имеют собственные расчетные счета в разных банках. Представьте, что самозанятый — это такой же предприниматель.

Проведение выплат

Если вы захотите нанять много фрилансеров, выбрав в качестве провайдера банк, вам нужно будет работать только с его продуктами. Проще говоря, всем самозанятым, которые сотрудничают с вами, необходимо будет завести счета и карты в вашем банке-провайдере. Иначе банк не сможет сформировать чеки и оплатить налоги, потому что он не в состоянии работать вне своей экосистемы. То есть вам придется просить людей получать карты банков, которыми они ранее не пользовались. На этом этапе вы можете потерять квалифицированных сотрудников, которым проще найти нового работодателя, нежели открыть новый счет. 

Есть и другой риск. Не у каждого банка есть собственная платформа для работы с самозанятыми. Если заключить партнерство с таким банком, он не будет однозначно понимать, что речь идет о платежах самозанятым. Большой объем регулярных выплат на карты физических лиц подозрителен и для регуляторов. Это может даже привести к блокировке расчетного счета, что чревато долгими разбирательствами или большими комиссиями на вывод денег с заблокированного счета. 

Однако есть и очевидное преимущество банков при работе с самозанятыми. Это низкая комиссия. Поскольку выплаты проводятся на карты того же самого эмитента, такая операция ничего не стоит для банка, ведь она происходит внутри его процессинга. Платформы вынуждены работать с более высокой комиссией, так как связывают партнеров с любыми банками. 

Привязка к операционному дню

Операционный день — это время, в которое можно осуществлять выплаты с расчетного счета компании. В банках операционный день зачастую равен рабочему. Например, с 9.00 до 18.00 по будням. В выходные и праздничные дни банки закрыты. Поэтому транзакции не осуществляются. 

Платформы для работы с самозанятыми не имеют привязки к операционному дню. Поэтому операторы электронных площадок могут выплачивать деньги ежедневно и в любое время дня и ночи. 

Почему это важно? Объясню на примере служб курьерской доставки, в которых чаще всего работают самозанятые.

Праздничные дни всегда становятся пиковыми по нагрузке для бизнесов, в которых задействованы курьеры. Поскольку фрилансеры имеют право получать выплаты ежедневно, курьеру, который работал 1 января, придется дожидаться окончания новогодних праздников, чтобы компания могла с ним рассчитаться. Таким образом, работая с банком, вы становитесь менее привлекательным работодателем, а после окончания праздников получаете повышенную нагрузку на бухгалтерию.

Гибкость

Поскольку банки создают широкую линейку услуг, их внимание не акцентируется в достаточной степени на каждом конкретном решении. Поэтому платформы гораздо лучше подстраиваются под партнеров и кастомизируют свои продукты для бизнеса. Банк не понесет больших убытков, если не будет дорабатывать свой продукт для каждого предпринимателя. Поэтому банковские услуги для работы с самозанятыми остаются пакетными и консервативными.

Платформы зачастую предлагают более понятный веб-интерфейс для работы с самозанятыми. Например, индивидуальные личные кабинеты, через которые проходят выплаты, а также возможность создания «персональных ролей» для отдельных сотрудников. Площадки проводят более подробный онбординг клиента, объясняя тонкие детали будущего партнерства, в отличие от банков, где внимание к клиенту не заходит дальше заученных скриптов. 

Несмотря на преимущества работы с площадкой, у предпринимателя может остаться вопрос: не надежнее ли выбрать классический банк? За все время существования режима самозанятости на рынке провайдеров не было ситуаций, когда бизнес страдал от недобросовестных провайдеров. Прозрачность и безопасность игроков контролирует ФНС, поэтому недоверие к электронным площадкам — это стереотип. Но можно сравнить варианты самостоятельно. Чтобы принять решение, бизнесу надо выявить свою потребность, проанализировать структуру компании и то, как в ней устроены процессы. 


Также по теме


В 2021 году количество ИП и самозанятых в России сравнялось впервые после запуска режима налога на профессиональный доход. Сейчас в качестве индивидуальных предпринимателей и фрилансеров трудится примерно одинаковое количество людей (всего около 7 млн человек). Это происходит ввиду рекордной убыли ИП и двукратного роста зарегистрированных самозанятых за прошедший год. Руководитель компании Самозанятые.РФ (резидент "Сколково") Дмитрий Артюхов рассказал "Финансовой газете", почему количество малых и средних компаний сокращается, а бывшие предприниматели становятся самозанятыми.

Ежедневно в России около пяти тысяч человек оформляют статус самозанятого. Быстро, просто и можно официально подрабатывать, оказывая услуги бизнесу и физлицам. С 2019 года они суммарно заработали 882 миллиарда рублей. И даже полностью перевести свою трудовую деятельность на свободные рельсы. Однако, иногда, из-за некоторых нюансов в оформлении договора об оказании услуг компании, сотрудничающие с самозанятыми, рискуют нарваться на санкции. Причем даже в том случае, если исполнитель не будет подавать никаких жалоб, наказать бизнес смогут в ФНС. Они отслеживают подозрительные отношения по ряду характерных «маркеров» и могут классифицировать их, как трудовые. О том, что инспекторам может показаться подозрительным, рассказали эксперты платформы для самозанятых «Наниматель».

О нюансах формирования пенсии, а также о стратегии накопления пенсии для самозанятых рассказала Светлана Касина, генеральный директор НПФ «Будущее».