Какую компенсацию получат владельцы сносимых гаражей в ГСК при реновации и можно ли оспорить ее размер

Очередной массовый снос гаражей – на этот раз в Северном Измайлове (три ГСК) − в числе других проблем ставит вопрос о размере компенсации за них. В частности, имеют ли право владельцы гаражей, несмотря на установленные в приказе № 164-ФЗ суммы, оспорить их, исходя из рыночной стоимости?
Недвижимость / 11 апреля 2019, 09:00
Какую компенсацию получат владельцы сносимых гаражей в ГСК при реновации и можно ли оспорить ее размер

В рамках реновации Правительство Москвы постановило снести законно существующие с 1968 года гаражные комплексы на 11-й Парковой, вл. 43, 45, 47 (ГСК «АСО», «Опыт-2», «Авто-51») на 1080 машино-мест. На их месте планируют построить три 31-этажных жилых дома, при этом не предлагая владельцам альтернативных мест. Сейчас собственники пытаются воспрепятствовать этому решению: проводят митинги, пишут сообщения и размещают видео в соцсетях, подписывают петиции и т.д. Но если это не даст результатов, то компромиссом в данной ситуации может стать приемлемый размер компенсации.

Начнем с того, что гаражи в таких, как в Северном Измайлове, комплексах, были соотносимы с ценами на автомобили. Стать пайщиком в новом ГСК, по словам участников гаражных кооперативов 60−70-х годов, стоило 3−4 тыс. советских руб. Неофициальные цены при продаже гаражного бокса были на уровне стоимости нового автомобиля по госцене: металлического бокса 4−6 тыс. руб., кирпичного – 8−9 тыс. (при том, что средняя зарплата в СССР составляла 150−170 руб.).

Когда несколько лет назад такие боксы начали убирать, то согласно постановлению правительства Москвы № 63-ПП от 09.03.2011 стоимость сносимого гаража определяли независимые оценщики. Разброс цен получился достаточно большим − от 100 тыс. до 1 млн руб. − в зависимости от места расположения, наличия инженерных коммуникаций, технического состояния.

Тогда, в августе 2017 года, департамент экономической политики города Москвы выпустил приказ от 11.08.2017 № 164-ПР о методике подобных выплат. В нем установлено, что денежная компенсация выплачивается владельцам сносимых индивидуальных гаражей префектурой административного округа в отношении индивидуального гаража однократно. Она составляет, в частности, 150 тыс. руб., в случае если в качестве материала его выступают металлические листы, сэндвич-панели, дерево и пр., и 300 тыс. руб. – если это кирпич, камень, железобетон, пеноблок, шлакоблок, керамзитоблок, газоблок. Таким образом, в большинстве случаев владельцы гаражей в ГСК получат по 150 тыс. руб.​

Однако, исходя из объявлений (например, на «Авито.ру») о продаже машино-мест, средняя рыночная цена на подобные гаражи составляет 300–500 тыс. руб. Так можно ли получить эти деньги? Эксперты говорят, что шансы на это минимальны.

По словам Гульнары Ручкиной, руководителя Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, чтобы увеличить компенсацию, владельцы изымаемых гаражей нередко обращаются за защитой своих прав в суд. «Но если ранее обжаловать размер компенсации было вполне реально, так как она была равна рыночной стоимости объекта, то сейчас, в связи с введением новой методики, представления только лишь отчета о рыночной стоимости объекта будет недостаточно, − рассказывает она. − В подтверждение требований о повышении размера компенсации владельцу гаража также потребуется предъявить документы, подтверждающие его право на пользование земельным участком под гаражом. В противном случае суд откажет в удовлетворении иска».

Например, в Мещанском районном суде г. Москвы было рассмотрено гражданское дело № 02-7654/2018 по иску об изменении суммы компенсации в связи со сносом гаража. В удовлетворении требований было отказано. Апелляционный суд также поддержал суд первой инстанции, указав, что размер компенсации устанавливается именно в соответствии с методикой определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, утвержденной приказом № 164-ПР.

«Однако необходимо учитывать, что право на компенсацию возникает только у владельцев гаражей, которые сносятся именно в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.03.2011 № 63-ПП, − напоминает Гульнара Ручкина. − Все самовольные объекты, не зарегистрированные в установленном законом порядке, сносятся по приказу № 614-ПП без выплаты каких-либо компенсаций».


Также в рубрике

  • В России, по данным оперштаба по борьбе с коронавирусом, на 6 июня зафиксировано 458 689 случаев заболевания с начала пандемии. Прирост за сутки – 8855 заболевших.
  • Официальная китайская статистика свидетельствует о том, что самое худшее уже позади, однако пока нет и речи о том, чтобы гражданам разрешили перестать пользоваться мобильными приложениями, контролирующими распространение коронавируса.
    Мировая экономика6 июня 2020, 11:30
  • По данным Университета Джонса Хопкинса на 6 июня, число официально зарегистрированных случаев заболевания коронавирусом в мире достигло 6 741 812 человек. Умерло с начала пандемии 395 030 человек. Выздоровело – 2 749 980 человек.
    Мировая экономика6 июня 2020, 11:20
  • Капитальные затраты для создания основного покрытия 5G в крупных городах, скорее всего, превысят 100 млрд рублей в первые несколько лет, но окончательная сумма инвестиций будет существенно зависеть от создания новых бизнес-моделей.
    Технологии6 июня 2020, 11:00
  • Рутинная обработка больших объемов текстовых, цифровых и визуальных данных с помощью искусственного интеллекта – задача, которая не только обеспечит резкий рост качества бизнес-процессов, существенное повышение качества жизни, но и откроет большие возможности для вывода с рынка низкопроизводительных рабочих мест, вплоть до их полной замены «роботами».
    Технологии6 июня 2020, 10:00