Время = деньги: крупный бизнес присматривается к сервисным офисам

19% крупнейших российских компаний из разных областей экономики и промышленности рассматривают формат сервисных офисов для переезда, а ещё треть арендаторов планирует сократить расходы на офисную недвижимость более чем на 10%.
Недвижимость / 27 мая 2021, 20:29

Согласно результатам опроса Knight Frank, 400 международных компаний намерены сэкономить за счет реструктуризации офисных пространств. Треть из них намерена сократить расходы более чем на 10%. 48% арендаторов считают, что пандемия повлияет на их стратегию в среднесрочной перспективе, 27% склоняются к долгосрочной. Эти данные согласуются с опросом, проведенным Cushman & Wakefield среди участников рынка из списка РБК-500 (рейтинг крупнейших по выручке компаний России в 2020 году). 19% компаний из 199 опрошенных сообщили о своей заинтересованности в формате сервисных офисов.

Сервисный офис vs коворкинг

Сервисный офис — это готовое к въезду арендатора помещение с полным внутренним сервисом, включенным в ставку аренды (клининг, интернет, кофе, принтеры и т. п.). Так же, как и коворкинги, сервисные (или гибкие) офисы сдаются на более короткий период по сравнению с обычной арендой. Но, в отличие от коворкинга, сервисный офис — это полностью изолированное, приватное пространство, где нет инфраструктуры общего пользования. В сервисных офисах нельзя арендовать отдельные рабочие места и маленькие кабинеты, а сотрудники разных арендаторов пересекаются только в лобби здания и лифтах.

Плотность рассадки в сервисном офисе соответствует классическим стандартам — 6-8 кв. м на человека (в коворкинге это 4–5 кв. м на человека). В период пандемии этот фактор приобретает особенно большое значение. По желанию арендатора плотность рассадки сотрудников можно увеличить, но на ставку аренды это не влияет: единица расчета для сервисного офиса — цена за блок со всеми включенными сервисами, а не за рабочее место.

В сервисном офисе IT-инфраструктура каждого арендатора полностью изолирована, а при необходимости оператор поможет установить любое оборудование по запросу. В сервисных офисах есть возможность кастомизации и брендирования с учетом потребностей арендатора, то есть, компания получает не обезличенное пространство, а офис с возможностью трансляции корпоративной культуры компании.

Кто выбирает сервисные офисы

В I квартале 2021 года объем рынка гибких рабочих пространств составлял 1,36% от общего предложения офисных площадей в Москве. Но сегмент динамично растет. По словам руководителя департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Натальи Никитиной, при условии ввода всех заявленных площадок эта цифра может достичь 2,1% в конце текущего года. «Всё больше крупных компаний выбирает именно flex-формат. 19% заинтересованных в сервисных офисах — это очень серьезная цифра», — сообщила Никитина.

Сервисный офис интересен компаниям, которые не готовы инвестировать время и средства в дизайн, ремонт и обстановку помещений. Арендодателей привлекает также возможность выбрать интересную локацию за вменяемые деньги: стоимость аренды сервисных офисов в Москве сегодня составляет от 3500 руб./день в бизнес-переговорной до 3500 руб./час за аренду отдельного кабинета.

Исследование Cushman & Wakefield и оператора сервисных пространств Space 1 показало, что компании во время локдауна отправляли на изоляцию в среднем 79% сотрудников. Сейчас на удаленной работе находится  44% сотрудников компаний-респондентов. Самая большая доля удалёнщиков приходится на IT (76%), наименьшая — у промышленных предприятий и общепита (менее 40%). В среднем компании в ближайший год планируют оставить на удаленной работе 29% сотрудников. «Очевидно, что выбор сервисных офисов с гибкими условиями и сроками является для многих компаний оптимальной арендной стратегией», — считает Никитина.

По данным Cushman & Wakefield, 44% опрошенных проявили ярко выраженную позитивную реакцию в отношении сервисных офисов: «звучит заманчиво», «за ними будущее», «позитивно». Смешанную и нейтральную реакцию продемонстрировали 14% респондентов. Не до конца понимают суть нового формата 21% участников опроса.

Крупные международные компании заинтересованы в оптимизации расходов на офисную недвижимость. По данным Knight Frank, 65% компаний уже снижают затраты, 34% респондентов не планируют менять выбранную стратегию, треть опрошенных намерена снизить расходы более чем на 10%, а ещё 2% — увеличат свои затраты на офисную недвижимость. 54% компаний сокращают расходы в связи с событиями 2020 года.

По мнению замдиректора представительства компании PKMR Consulting Андрея Коблова, долгосрочные контракты на аренду становятся неудобными, если компания динамично растёт. Вариант офиса, в который можно быстро заехать и быстро поменять его на другой, особенно интересен расширяющимся стартапам. «Пандемия показала, что надо быть мобильным, В бизнесе самый ценный ресурс — это время, а в сервисных офисах вы его очень серьезно экономите, получая хорошее финансовое решение, даже учитывая небольшую переплату за услуги сервисных операторов», — считает Коблов.

С ним согласна директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина. По её мнению, предыдущий год позволил переосмыслить идею офиса: если ранее он воспринимался просто как рабочее место, то сейчас компании рассматривают его, скорее, в качестве места для генерирования идей, встреч коллег, брейн-штормов и обсуждения задач.