Как диджитализация влияет на рынок коммерческой недвижимости

За последние полтора года наша жизнь претерпела существенные изменения. Пандемия стала причиной формирования нового мира, где практически любой бытовой вопрос можно решить в один клик. Рынок коммерческой недвижимости не стал исключением.
Недвижимость / 29 октября 2021, 18:34

Тренд на диджитализацию всего и вся, вызванный пандемией, подразумевает переход работы большинства компаний из физических офисов в online-среду. На удалёнке многим организациям удаётся проводить совещания, встречи и собрания за пределами офисов. Компании успешно адаптируются к виртуальной жизни, однако на разные сегменты бизнеса жизнь в "новой нормальности" влияет по-разному.

Так, серьезно изменился спрос на офисную недвижимость. Крупные компании отказываются от расходов на эксплуатацию и продают здания, но остаются в аренде. Компании среднего сегмента отдают предпочтение готовым офисам в формате гибкого коворкинга «всё включено». Говоря о малом бизнесе, следует отметить, что рост числа фрилансеров увеличил потребность в классических коворкингах, куда может прийти поработать каждый человек. Людям важно чувствовать себя комфортно, поскольку работа из дома, места, где большинство из нас чувствует максимальное удобство и защищённость, выработала у нас потребность в регулярном пребывании в комфортной среде. Поэтому сейчас наиболее ценна среда, где находится человек, а не само помещение.

Интерес потребителей коммерческой недвижимости сместился с самих помещений на среду, в которой находится человек, на то, какие полезности предоставляет эта среда. От этих «плюшек» будет зависеть выбор нахождения какой-либо компании в многофункциональном пространстве.

Людям важно находиться в информационной среде, формирующейся за счёт комьюнити, где есть лояльность и нетворкинг. Доля таких компаний на рынке очевидно будет расти. Стоит только посмотреть на такие компании, как Яндекс и Сбербанк. Для подобных комьюнити будут строиться коворкинги нового формата: более функциональные, современные и позволяющие удовлетворить как можно больше потребностей людей сразу и в одном месте.

Кроме того, за счёт изменения культуры потребления горизонт планирования таких проектов заметно сместился: если раньше на создание и ввод в эксплуатацию пространства можно было заложить семь лет, то сейчас горизонт планирования не должен превышать четыре года. 

Растет стоимость строительных материалов. Соответственно увеличиваются капитальные вложения и сроки окупаемости любого коммерческого проекта недвижимости.

Когда мы говорим об арендной ставке, то, можно предположить, что в привычных офисах она либо останется прежней, либо будет снижаться, поскольку классические офисы становятся всё менее востребованными. Но в концептуально новых пространствах ставки, вероятнее всего, будут, напротив, возрастать.

Подводя итог, необходимо отметить, что диджитализация, вызванная пандемией, способствует перераспределению рынка коммерческой недвижимости. В итоге компании, которые предлагают новые концепции и новые форматы пространств, вероятно, выйдут на лидирующие позиции или встанут на одну ступень с теми, кто был первым и уже много лет находится в данном сегменте.


Также по теме


24 ноября в Москве в Деловом центре «Москва» состоится дискуссия на тему «COWORKING STYLE: правила успешного проекта от планирования до управления». Главные эксперты области соберутся, чтобы обсудить перспективные пути развития коворкингов, рассмотреть их инвестиционный потенциал, поделиться личным опытом и «лайфхаками» и многое другое.
Теги:
Поделиться в соц.сетях: