Сколько алкоголя потребляют в России?

Сколько алкоголя потребляют в России?

Недавно Минздрав бодро отрапортовал, дескать, количество потребляемого алкоголя на душу населения с 2006 года сократилось почти на 40%. Впечатляющая цифра – результат «систематической работы по реализации государственной концепции (на период до 2020 года) и профилактике алкоголизма среди населения». Так поясняют в ведомстве. Иными словами, нация трезвеет год от года, но так ли это? Попробуем объективно разобраться в происходящем.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 19 Май 2018, 15:00
Сколько алкоголя потребляют в России?

Статистика наоборот

Тем более что есть и другое мнение. Так, Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), считает, что сокращение потребления произошло в лучшем случае на 10%, да и оно обманчиво. Просто дело в демографии: численность потребителей алкоголя в возрасте от 18 до 55 лет упала за это время на 10 млн человек. В России с 1990 по 2002 год рождалось детей в 2 раза меньше, чем ранее.

Кардинального улучшения ситуации не наблюдают и в Московском НИИ психиатрии Минздрава РФ: за последние три года показатели алкогольной смертности остаются неизменными. «Переход» населения на вино и пиво, включая безалкогольное, позволит их снизить. Однако диаграмма структуры потребления демонстрирует, что лидером в среднем по стране по-прежнему является крепкий алкоголь – почти 50%.

Растут и объемы розничных продаж. Так, по подсчетам Национального союза защиты потребителя, за первый квартал текущего года только водки было продано   на 8,5% по сравнению с тем же периодом 2017 года. Вина показали рост на 7,7%, коньяк – на 13,8%.

По данным Росалкогольрегулирования (РАР), в 2017 году ликероводочной продукции (крепостью более 25%) было реализовано на 9,5% больше, чем в 2016 году. Продажи коньяка и вина так же показали плюс: 6,7% и 2,3% соответственно. Причем в винном сегменте рекордный рост более чем на 80% продемонстрировал плодово-фруктовый ассортимент, который по цене дешевле виноградного.

Однако корректно оценивать объем продаж год к году станет возможным лишь с 2019 года, когда и сельская местность (а это 15% потребителей) после подключения к Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС) со второй половины 2018 года будет подавать свои декларации.

Да и ЕГАИС не может отразить полной картины потребления алкоголя, а только его легального сектора: от производителя до продавца. Население с низкими доходами покупает контрафактную продукцию в соответствующих торговых точках, которая в 2–4 раза дешевле. «Нелегалов» РАР регулярно выявляет ежедневно по всей стране и наказывает, но нарушители, похоже, неистребимы, спрос же есть.  

Интернет тормозит 

Еще в конце прошлого года казалось, что легализация онлайн торговли разноградусного алкоголя – вопрос почти решенный. Более того, назывались даже конкретные сроки: для пива, сидра и медовухи – 2018 год, для вина – 2019 год и чуть позже – для ликероводочной продукции. Но на деле получается не все так быстро. На текущий момент вносятся заключительные поправки в разрешительный документ в Минфине, который будет передан правительству. А оно, в свою очередь, представит законопроект в Госдуму на одобрение. Но, скорее всего, до ухода депутатов на летние каникулы этого не произойдет, так что придется подождать как минимум до осенней сессии.

И все-таки эксперты называют 2019 год вполне реальным для старта «программы» постепенной легализации онлайн торговли алкоголя. Однако поначалу разрешат продавать пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху, а также вина (тихие и игристые) с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения. В 2022 году легализация коснется и более крепких напитков. Разумеется, что вся онлайн торговля алкоголем будет обязана подключиться к ЕГАИС через специальную доменную зону.

Легализация онлайн торговли алкоголем не только выведет порядка 90% продавцов из «тени», но и станет мощным драйвером роста для дистанционных продаж продуктов питания. По словам первого вице-президента Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) Артема Соколова, сейчас средний продовольственный чек составляет порядка 4 тыс. рублей плюс 10% доставка. За счет легализации сетевой торговли алкоголем он может увеличиться на 12–20% и в 2020 году достигнуть уже 34 млрд рублей. Для сравнения: в 2016 году этот показатель не превышал 4 млрд.

Ну, а пока суд да дело, незаконная торговля алкоголем в интернете бьет ключом. Отследить нарушителей очень непросто, ведь ими являются не только юридические лица, но и физические, активно использующие соцсети. И хотя штрафы в этом году повысили как для первых, так и для вторых, продавцов это не отпугивает, ведь «крутятся» там деньги немалые. Эксперты используют разные методики в своих подсчетах, отсюда –   внушительный разброс в цифрах. Так, в этом году объемы продаж составят от 1,7 млрд рублей (или же 139,2 млн рублей в месяц) до 10 млрд. Причем на крепкие напитки приходится 70%, а на вино и пиво – оставшиеся 30%. В подавляющем большинстве (70–75%) – это контрафактная продукция, с которой продавцы налоги в казну не платят. Потребитель, покупающий алкоголь в сети, безусловно, рискует получить   свой «боярышник» к праздничному столу, но уж больно привлекательна цена по сравнению с предложениями легального ритейла. Вот и делает он в конечном итоге выбор в пользу контрафакта онлайн.

«Полусухой» Мундиаль 

Летняя пора, особенно при жаркой погоде, – время накопления «запаса прочности» для производителей-продавцов пива и легких вин, а также участников барно-ресторанного рынка, которые уже установили повсюду открытые веранды с тентами. Дождливое прошлогоднее лето их ожиданий не оправдало. Похоже, что и нынешний сезон некоторым суперприбыли не принесет, а скорее наоборот. Причина одна – футбольная.

Во время проведения ЧМ по футболу в городах-участниках (с 14 июня по 15 июля): Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Самаре, Екатеринбурге, Саранске и Ростове-на-Дону будут введены ограничения на продажу алкоголя. Причем, региональные власти сами определяют зоны действия и степень строгости принимаемых мер.

Например, в Москве таких территорий в радиусе около 2 км будет три: стадионы «Лужники» и «Спартак», а также фан-зона на Воробьевых горах. Замглавы департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы Кирилл Малышкин уточняет, что в пределах этих границ «будут введены запреты на продажу и потребление алкогольной продукции, напитков (прохладительных – «ФГ») в стеклянной таре, в том числе при оказании услуг общественного питания, накануне проведения матча ЧМ по футболу и в день его проведения».

Производители пива просят властей не ограничивать продажи алкоголя на ЧМ-2018 

На стекло – табу, понятно. Но все равно нет полной ясности. Будет ли разрешена продажа, скажем, пива в пластиковых бутылках или вина в тетрапаках? Допустим, что в барах запретят разливать посетителям в стеклянные кружки, значит, в пластиковые стаканы – можно? О возможных перегибах на местах предупреждает уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов: «У предпринимателей – баров и магазинов сегодня есть серьезные опасения, что ограничения продажи алкоголя во время Чемпионата мира по футболу могут значительно повредить их бизнесу». На практике бизнесмены знают, как обычно реагируют местные власти и контрольные органы на подобные ограничения. Они запрещают всё!» – подчеркивает бизнес-омбудсмен.

Эксперты уже подсчитали, что из-за алкогольных ограничений только в Москве бюджет недополучит порядка 2 млрд рублей акцизных поступлений. Напомним, что в рамках Мундиаля-2018 в столице запланировано 12 матчей, то есть 12 дней ограничений плюс столько же – накануне перед игрой. Получается 24 «сухих» или «полусухих» дня в радиусе 2 км. Вряд ли такие меры можно считать эффективными, ведь футбольные болельщики – парни крепкие – и такое расстояние для них не преграда. После матча можно пройтись пешком до зоны разрешенного алкоголя, чтобы отпраздновать победу или погоревать над проигрышем своей команды. А начать можно еще на стадионе, где напитки спонсоров ЧМ будут литься рекой в пластиковые стаканы.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться