Розничная торговля достигнет докризисных уровней очень нескоро

Розничная торговля достигнет докризисных уровней очень нескоро

Прошлый год показал некоторое оживление розничной торговли, оборот которой вырос по сравнению с показателем 2016 года на 1,3%. Впрочем, такую прибавку можно назвать и чисто символической, на уровне погрешности, и она скорее говорит о том, что рынок стабилизировался после обвала.
Потребительский рынок / Борис Соловьев 17 Июн 2018, 18:00
Розничная торговля достигнет докризисных уровней очень нескоро

Дальнейшие прогнозы неутешительны: в обозримой перспективе доходы ритейлеров не достигнут докризисного уровня. Не верят в акции крупнейших торговых сетей и инвесторы.

Торговый упадок

Розничная торговля стала, пожалуй, самой пострадавшей от российского экономического кризиса 2014 года отраслью. Причем пик падения оборота розничной торговли пришелся на 2015 год – второй год кризиса. Это можно объяснить рядом факторов. Прежде всего, пережившие не один финансовый обвал, граждане по привычке решили, что и наступивший финансово-экономический катаклизм не продлится долго. И продолжали тратить. Тем более что двукратная девальвация национальной валюты сделала очень привлекательными рублевые цены на импортные товары у тех продавцов, кто не успел их поднять.

Однако кризис оказался самым сильным и продолжительным со времен распада СССР. Кроме обесценивания рубля пошли массовые сокращения зарплат и увольнения, чего не наблюдалось в прошлом. Снижение уровня жизни населения натолкнулось на повышение практически всех цен, поскольку даже столь лелеемый государством «отечественный товаропроизводитель» использует западную технику и комплектующие, которые стали почти вдвое дороже.

В результате оборот розничной торговли в 2015 году рухнул на 10%.

Но самое печальное, что перспективы восстановления рынка не слишком радужные. По оценкам PricewaterhouseCoopers, в текущем году рынок прирастет на 3%, а последующие два года рост составит 2,6%.

Пока прогнозы крупнейшей мировой консалтинговой компании оправдываются: в первом квартале рост составил 2,2%.


Негативно на ритейл смотрят и инвесторы: с 2014 года рынок акций по Индексу Московской биржи вырос более чем на 50%, а акции таких крупнейших ритейлеров как «Магнит» и «Дикси» упали, соответственно, на 45 и 20%. Причем признаков восстановления капитализации данных эмитентов не прослеживается. Финансовые аналитики не видят у крупнейших ритейлеров перспектив не то что достижения их бизнесом новых вершин, но и даже выхода на докризисные уровни.

«За трехлетний период некоторого спада население стало по-другому относиться к своим тратам. Сначала россияне в принципе отказывались от покупок, приобретали только товары первой необходимости, эта фаза закончилась, но у большинства населения России нет никаких накоплений. А те, у кого они есть, потребляют в очень сдержанном режиме, продолжают реализовывать технологию экономии», – отметил на прошедшей в начале июня Недели российского ритейла генеральный директор компании InfoLine Иван Федяков. По его оценкам, выйти на докризисные темпы до 2020 года рынок не сможет.

Правда, как видно из диаграммы, средний чек покупателей начал расти и постепенно приближается к показателю 2015 года. Но это скорее стало следствием роста потребительских цен, а также более редкими походами граждан в магазины.

Впрочем, некоторые компании нашли пути развития и в столь суровых условиях. По итогам последнего квартала прошлого года такие сети как «Лента» и Х5 увеличили выручку на 23,4% каждый. «Достичь высоких показателей «Ленте» помогли 14 бывших гипермаркетов «Наш», открытых в ноябре под брендом «Лента», а также купленные в декабре 22 магазина «Холидей» в Сибири. Основной вклад в рост розничной выручки Х5 внесла торговая сеть «Пятерочка», выручка которой прибавила 26%. Выручка торговой сети «Перекресток» внесла меньший вклад в общий результат в абсолютном выражении, но также показала относительно неплохой результат +22,4%», – поясняет аналитик инвестиционной компании БКС Игорь Глактионов.

Кризисное потребление

Значительное снижение объемов свободных денег и неуверенность в завтрашнем дне заставила россиян экономить. Они перешли на кризисную модель потребления, которая наблюдается и сейчас. «Покупатели перешли на экономную модель потребления товаров, которая стала основой нового потребительского поведения. Кризисные привычки стали для населения нормой: меньше импульсивных покупок, приобретение товаров под собственной торговой маркой ритейлера, сокращение сбережений, редкие посещения кафе и ресторанов», – отмечают эксперты PwC.

В связи с этим наибольшие потери понесли гипермаркеты, предлагающие товары среднего и высшего классов по более высокой цене по сравнению с магазинами формата шаговой доступности. В первом сегменте средний рост сопоставимых продаж, скорректированный на величину инфляции, снизился на 6,1%, в то время как в более дешевых торговых точках падение оценивалось в 2,2 %.

Естественно, что в условиях, когда потребитель считает каждую копейку, конкурировать монобрендовым магазинам, да и просто продуктовым лавкам в подворотнях с крупными сетями становится сложнее, прежде всего из-за огромной разницы в цене закупаемого товара. Сейчас более четверти объема розничной торговли продовольственными товарами в России приходится именно на сетевые компании, причем их доля в последнее время растет на несколько процентных пунктов ежегодно.

Сети растут не только за счет открытия собственных торговых точек, но и путем франчайзинговых схем. Правда, окупаемость последних оценивается не менее чем в 5 лет, что для российского бизнеса является большим сроком. Однако открытие собственных торговых точек связано с еще большим риском.

Назад в рынок

В ближайшее время можно ожидать развития старых, многими уже подзабытых форматов торговли. Как заявил на пленарном заседании «Цифровая трансформация ритейла» Недели российского ритейла глава Минпромторга России Денис Мантуров, министерство планирует развивать розничные рынки. «Так, мы предложили убрать ограничения по розничным рынкам… Это будет отдельный раздел «Закона о торговле»… Это создаст условия для появления в ближайшие 3 года 2 тысяч рынков», – отметил министр.

Инициатива, мягко говоря, сомнительная. Одним из первых идею накормить москвичей за счет открытия множества мини-рынков, в том числе и так называемых «рынков выходного дня», пытался еще мэр Москвы Юрий Лужков. Идея заключалась в том, что фермеры приведут свою продукцию в столицу и смогут самостоятельно продать ее без торговых наценок. Но проект умер очень быстро: за прилавками оказались все те же перекупщики, в основном выходцы из кавказских регионов и Средней Азии, а качество товаров часто оказывалось хуже магазинного при более высоких ценах. Естественно, что взыскивать налоги с рыночных торговцев намного сложнее, чем с официальных торговых точек.

Сейчас проблема заключается не в нехватке товаров – выбор огромен на любой вкус и кошелек. Вот только кошельки у большинства покупателей стали намного тоньше, и открывают они их перед низкими ценниками. При этом себестоимость продукции фермеров намного выше, чем у крупных агрохолдингов. Так что остается непонятным, какую пользу принесет воссоздание формата рыночной торговли.

Перспективы российского ритейла печальны. Рост потребления будет сдерживаться откровенно слабой экономикой, низкими доходами населения и угрозами девальвации рубля. В связи с этим открытие собственного торгового бизнеса или вложения в уже готовые компании, скорее всего, не оправдают ожидания.

Оборот розничной торговли, %, изменение в годовом сопоставлении. Данные PwC

Год

Изменение

2013

+3,9

2014

+2,7

2015

-10

2016

-4,6

2017

1,3

2018П

3

2019П

2,6

2020П

2,6

 

Средний чек, руб. Данные PwC

Год

Чек, руб

2013

519,6

2014

552,7

2015

575,3

2016

523

2017

529,3

    

Динамика Индекса Московской биржи (синий), котировок акций «Магнита» (красный) и «ДИКСИ» (зеленый)

Безымянный.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться