Как и зачем ускорять развитие онлайн-торговли в России

Как и зачем ускорять развитие онлайн-торговли в России

После выхода майских указов в правительстве оживилось обсуждение способов поддержки малого и среднего бизнеса. Минэкономразвития выдвинуло предложения о том, как обеспечить предпринимателей доступными кредитами, бизнес-инкубаторами и инвестициями.
Потребительский рынок / Анна Вовк 01 Июл 2018, 22:33
Как и зачем ускорять развитие онлайн-торговли в России

Активно обсуждается улучшение делового климата. Эти начинания способны помочь создавать предприятия, начинать что-то производить. Но мы живем в условиях рынка: произвести товар недостаточно, его нужно еще продать. А в России есть проблемы и с этим. О возможных путях их решения «Финансовой газете» рассказывает Анна Вовк, Председатель Комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса.

Так сложилось, что к сфере торговли еще с советских времен у нас отношение не самое позитивное. Да и период дорогой нефти в современной России, когда все только продавали, ничего не создавая у себя, не улучшил имидж торговли. Но без нее никуда. Без эффективных каналов сбыта любое производство теряет смысл. А будет возможность реализовывать свою продукцию – будет и производство с рабочими местами и налогами.

И как раз с реализацией товаров сегодня у нас есть определенные проблемы. Традиционные каналы сбыта в виде отдельных магазинов и помещений в торговых центрах сейчас оказываются банально слишком дорогими. В итоге в 2017 году 26% площадей торговых центров оказались не занятыми. И все это при самых низких за последние 10 лет, по оценке KnightFrank, темпах сдачи новых торговых центров. Опустошение же последних ведет к снижению их посещаемости и падению спроса. Замкнутый круг.

Мировой опыт

Но выход из него есть. Это современные цифровые технологии. Зачем ходить в магазин и тратить на это время, если можно все необходимое заказать со своего компьютера или телефона и получить товар у себя дома? В США, например, в прошлом году объем интернет-продаж, по оценке InternetRetailer, вырос на 16,2% и почти достиг $453 млрд. Для сравнения: «офлайн» продажи в США выросли только на 4,4% и составили $970,16 млрд. Иначе говоря, уже почти треть (32%) розничных продаж осуществляется через интернет.

Германия в этом вопросе более консервативна. В прошлом году объем интернет-продаж по данным Федерального союза электронной торговли впервые превысил отметку в 70 млрд евро. Это порядка 13% от всего рынка розничных продаж. В Европе сказывается еще и территориальная компактность: чтобы зайти за товаром в традиционный магазин, не требуется далеко ехать.

А вот Китай по абсолютным показателям впереди всех. Этому способствует переориентация экономики на внутренний спрос и стабильный поток инвестиций в самые разнообразные проекты. Объем онлайн-продаж в прошлом году, по данным Государственного статистического управления КНР, вырос на 32% (!) и достиг $1 трлн. При этом объем розничной торговли вырос на 3% и доля электронной коммерции составила уже 26,8%.

Традиционно прогрессивная Япония такими объемами похвастаться не может. В 2016 году объем онлайн-продаж составил $136 млрд. Зато она демонстрирует очень стабильный рост объемов без резких взлетов и падений. В 2010–2016 годах средние темпы роста, по данным Министерства экономики и промышленности Японии, составили 11,8%.

В Канаде, напоминающей Россию большим количеством малонаселенных удаленных регионов, онлайн-торговля развита слабее. Объем в прошлом году составил $20,1 млрд, а доля от всех розничных продаж – 7,3%.

Российский подход

Однако в России с этим еще сложнее. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок онлайн-покупок в прошлом году у нас вырос на 13% до 1,04 трлн руб. Вроде бы неплохо. Но ранее ожидался рост на 25%, да и вообще 1,04 трлн руб. – это капля в море. По данным Росстата, объем розничной торговли в прошлом году составил 29,8 трлн руб. Выходит, что интернет-продажи дают только 3,5% от всего объема. Стоит ли удивляться, что в России одни из самых низких темпов роста объемов торговли даже среди стран СНГ?

Развитие интернет-торговли в нашей стране тормозит многое. Например, такие объективные препятствия, как проблема доставки в удаленные населенные пункты, недостаточное распространение интернета, все еще недостаточная популярность банковских карт. Но есть и другие барьеры, с которыми можно и нужно бороться.

Это, прежде всего, почти полное отсутствие крупных популярных площадок. Все знают AliExpress, Amazon, eBay, но это все зарубежные структуры, и здесь представлены товары из иностранных магазинов. Особого интереса для отечественных производителей они не представляют в силу своей специфики. А без таких площадок искать товары бывает очень непросто среди тысяч разномастных интернет-магазинов. Они не могут гарантировать и безопасность сделок: покупатель заплатил, а что на самом деле отправит продавец – на его совести.

При этом потенциал у локальных участников рынка имеется. Например, в Германии такие гиганты интернет-торговли как Amazon, eBay и AliExpress постепенно уступают позиции локальным интернет-магазинам. Они могут охватить весь спектр необходимых товаров и работать с производителями напрямую, предоставляя качественный товар по доступной цене.

К тому же у нас пока все еще приходится долго ждать товары. Быстрая доставка курьером возможна только в том случае, если продавец находится в том же городе, что и покупатель. А вот пересылка в другой город – это время. Почта России, конечно, прогрессирует, но все потребности людей закрыть не может, требуются инновационные логистические центры. Amazon вообще обещает доставку некоторых товаров в течение пары часов, и никаких «курьер Вам завтра позвонит».

И наконец, покупки в интернете из-за непопулярности кредитных карт у нас связаны с приобретениями исключительно за свои собственные средства. Хочешь что-то купить в кредит – отправляйся в банк или в магазин.

Все это серьезные проблемы, но они решаемы. На рынке появляются различные технологические компании, которые готовы обеспечить обслуживание как крупного, так и самого малого бизнеса. Технологии, обеспечивающие нетривиальную логистику грузов, дистанционную выдачу займов, escrow-счетов (система, при которой деньги сначала поступают на специальный счет, а продавец их получает только после того, как покупатель подтвердит, что с товаром все хорошо), существуют. Создаются масштабные торговые площадки с продвижением товаров. Но пока что в России таких проектов мало, и они все разрозненны.

Цифровой интегратор

Собрать весь пазл целиком непросто, но без него система, обеспечивающая рост объемов торговли, не заработает. Рынок остро нуждается в посреднике, возможно от государства (чтобы снять коммерческую заинтересованность), который сведет всех участников рынка вместе и задаст им нужный вектор развития. Каждый предприниматель мыслит по-своему и обладает уникальным взглядом на то, как должна выглядеть новая универсальная торговая онлайн-платформа, а какие-то передовые технологические стартапы с уникальными разработками не обладают достаточной известностью, и им сложно заявить о себе.

Без внедрения передовых цифровых технологий мы так и будем смотреть, как в США Amazon развивает автоматические склады, доставляет товары за два часа после заказа, и отправляет дронов к крыльцу покупателя. Amazon, Ebay и прочие лидеры развивались и эволюционировали долгие годы, но у нас такой возможности нет. У нас есть право только на совершение качественного скачка. Вот для этого и нужен единый интегратор.

Московская торгово-промышленная палата уже делает шаги в этом направлении, но это только начало. Так, например, в Комитете МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса запущен проект «Инвестсреда», в рамках которого идет создание специальной инвестиционной платформы на базе Комитета. Платформа позволит представителям бизнеса находить партнеров и инвесторов для проектов.

В целом же должна быть создана информационная платформа, на которой собрана вся информация по имеющимся на рынке возможностям – что-то вроде справочника полезных сервисов. Также интегратор должен привлекать специалистов для разработки концепций будущих торговых площадок для придания единого вектора движения и выпускать инструкции для предпринимателей – новичков, готовых продавать свои товары.

Интегратор также должен быть площадкой для сведения вместе предпринимателей с идеями и инвесторов. При этом надо быть не просто площадкой, а обладать пулом экспертов, способных объективно оценить ту или иную идею.

С оценкой уже реализованных в других местах предложений нет проблем, но какой смысл досконально повторять чужие наработки? Необходимо создавать собственное уникальное конкурентное преимущество. И вот тут понадобятся специалисты. Ведь интегратор должен стать не очередной бюрократической структурой, а фабрикой инновационных продуктов.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться