Сколько и на чем сегодня зарабатывают государственные музеи в России

Сколько и на чем сегодня зарабатывают государственные музеи в России

Раньше, на заре рыночных отношений, госмузеи, которые не смогли перестроиться на новые, «коммерческие» рельсы и не имели опыта привлекать средства со стороны, оправдывали себя тем, что зарабатывать на искусстве неприлично. Однако время расставило все по местам. Сейчас можно с уверенностью сказать, что нынешнее поколение музейных работников в нашей стране не довольствуется только субсидиями от государства, а находит много возможностей иметь собственный доход у учреждения. «Финансовая газета» решила разобраться, как именно.
Потребительский рынок / Александр Кузнецов 30 Июл 2018, 18:00
Сколько и на чем сегодня зарабатывают государственные музеи в России

В прошлом и начале нынешнего года федеральные музеи стали зарабатывать больше театров, которые прежде были лидерами. Так, в 2017 году музеи выручили более 10,5 млрд руб. (для сравнения: в 2016 году – 9,5 млрд руб., а в 2015 году – 7,5 млрд руб.). При этом значительная часть этой суммы получена от продажи билетов. Кто же больше всего внес в это свою лепту?

Нам удалось узнать. Нужно отметить, что этот рейтинг составлен исходя из открытых данных и тех, что предоставили сами музеи. Мы ориентировались на лидеров по количеству посетителей. Поскольку не все данные есть в открытых источниках и не все учреждения согласились их нам предоставить (как, например, ГМИИ им. Пушкина), мы решили остановиться на трех – лидерах по количеству посетителей в прошлом году.

Безусловно, здесь большую роль играет масштаб самого музея и его общий бюджет. Как показывают данные, самый значительный бюджет в 2017 году среди государственных федеральных музеев – у «Эрмитажа». Он составил 5 млрд руб. При этом 55% от этой суммы, то есть 2,75 млрд. руб. – бюджетные субсидии, а оставшиеся 45% – 2,25 млрд руб. – средства, заработанные и привлеченные, в том числе от спонсоров и жертвователей, музеем. Число посетителей впечатляет: за прошлый год в музей пришли более 4,2 млн человек.

Кстати, Эрмитаж стал одним из самых транспарентных учреждений культуры, потому что не только первым среди других музеев 4 года назад провел оценку своей деятельности (совместно с учеными Европейского университета в Петербурге), но и открыл их для свободного доступа в Интернете.

Второе место заняла Третьяковская галерея: при бюджете в 2,2 млрд руб. она заработала в процентном отношении еще больше, чем Эрмитаж – 58,9%, но, поскольку общий бюджет ее меньше почти в 2 раза (госсубсидии можно поделить на 3 от тех, что дали первому музею), сама сумма дохода получилась меньше – 1,29 млрд руб. Впрочем, и посетителей у галереи было почти в 2 раза меньше, чем у лидера нашего рейтинга – более 2 млн человек.

И, наконец, третье место занимает Государственный Русский музей, находящийся в Санкт-Петербурге. Он заработал 31,3% , то есть 460 млн руб., от общего бюджета в 1,5 млрд руб. Остальные 68,7% – чуть более 1 млрд руб. – субсидировало государство. При этом его посетило почти на полмиллиона больше людей, чем Третьяковку.

Топ-3 крупнейших госмузеев по сумме самостоятельно заработанных средств в 2017 году

Место

Название музея

Самостоятельно заработанные средства, руб.

Госсубсидии, руб.

Общий бюджет в 2017 году, руб.

Количество посетителей, чел.

1

Эрмитаж

2 250 000 000 (45%)

2 750 000 000 (55%)

5 000 000 000

4 220 133

2

Третьяковская галерея

1 295 800 000

(58,9%)

904 200 000

(41,1%)

2 200 000 000

2 024 000

3

Государственный Русский музей

480 129 630

(31,3%)

1 053 910 300

(68,7%)

1 534 039 930

2 509 192


Источник: «Финансовая газета»

Теперь перейдем к вопросу, на чем сегодня зарабатывают музеи.

Продажа билетов на основные экспозиции

Как уже было отмечено, главной доходной статьей российских музеев остается продажа билетов. Поэтому музейщики настаивают на том, что сделать посещение основных экспозиций бесплатным, как это заведено в ряде стран, в России пока невозможно. Так, для Эрмитажа продажа билетов составляет 87% его дохода.

Соответственно, чем больше людей посетит культурное учреждение, тем больше он и заработает, причем даже если оно не такое большое, как, скажем, Эрмитаж. К примеру, сейчас в выигрышном положении стали находиться музеи Крыма, куда после присоединения его к России хлынул поток туристов. Так, в прошлом году Алупкинский дворец выручили от продаж билетов 111 млн руб., дворцовая часть Бахчисарайского музея-заповедника – 63,3 млн руб., Генуэзская крепость – 49 млн руб., а Ливадийский дворец заработал 48,8 млн руб.

Договорно-заказные отношения (выставки и аукционы)

Другим источником доходом могут стать договорно-заказные отношения между различными субъектами социально-культурной деятельности, например организация выставки работ какого-либо знаменитого художника.

Сейчас в этом преуспел Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. «Раньше мы делали 10–12 выставок в год: 14 – это был уже рекорд, и мы изнемогали, – рассказывал некоторое время назад директор Русского музея Владимир Гусев. – А сегодня у нас 70 выставок. Из них примерно полсотни в самом музее, остальные – в России и за рубежом. Эти 50 выставок в Русском музее дают зрителям большой выбор».

Так, в 2017 году выставка художника Ивана Айвазовского принесла Русскому музею 60 млн руб. При этом затраты на ее организацию и проведение составили 10 млн руб.

Безусловно, организовать выставку можно и с современными «живыми» и не столько знаменитыми, как тот же Айвазовский, творцами. Для этого музейное учреждение по договору с конкретным художником, мастером декоративно-прикладного искусства и т. д. берется обеспечить организацию выставки-продажи его работ. За предоставление помещения для выставки, проведение подготовительных работ для ее открытия, рекламную кампанию музей взимает определенную плату. Как правило, она составляет определенный процент от выручки от продажи картин, предметов декоративно-прикладного искусства и т. д.

Сюда же можно отнести и практику аукционных продаж. Так, тот же Русский музей с первой же попытки заработал 160 тыс. долл., продав при поддержке британского аукционного дома Cristi’s 16 произведений современных российских художников.

При этом договорно-заказные отношения практически не требуют вложения первоначального капитала. Между тем любое такое мероприятие становится особенно выгодным, если траты на ее организацию музей делит с государством или спонсорами.

Добровольные пожертвования

Мы плавно перешли к еще одному виду привлечения денег для музеев – это различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающие от частных лиц, предприятий и компаний целевым назначением на нужды музейных учреждений.

Этот вид источников финансирования социально-культурной сферы принято подразделять на пожертвования, спонсорство и меценатство. У таких понятий существуют отличительные особенности.

Пожертвование – это добровольная, как правило, разовая, не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях.

Меценатство – альтруистическая, безвозмездная, обычно продолжительная деятельность, связанная с систематической финансовой поддержкой определенной творческой личности, творческого коллектива.

Спонсорство – вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного имиджа компании получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т. п.).

В качестве спонсоров обычно выступают коммерческие организации, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

Например, в 2017 году в Фонд Третьяковской галереи поступило 555,3 млн руб. пожертвований и спонсорских средств.

А Государственный исторический музей в конце 2016 – начале 2017 годов заработал 5,4 млн руб. на выставке с привлечением спонсорских денег – 1,37 млн руб., которая называлась «Праздничная одежда народов России XIX–XX веков». Кстати, он любезно предоставил и другие данные об источниках своих средств в прошлом и позапрошлом годах.

Выставки Государственного исторического музея в 2016–2017 годах в разрезе источников средств, количества посетителей и доходов

1.jpg

Источник: Государственный исторический музей

 

Платные услуги и проведение мероприятий

Еще один способ заработать на посетителях музеев – это организация платных услуг. Под коммерческими услугами в данном случае подразумевается работа кафе и буфетов внутри или на основе музея, работа музейных магазинов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведение различных – приемов, встреч, концертов, спектаклей. Предоставление данных услуг также приносит музею некоторый доход, в основном заключающийся в получении ренты.

Так, в последние годы Эрмитаж стал зарабатывать на организации культурно-просветительских и театральных программ и на повышении публикационной активности. Кроме того, дополнительные деньги проносит предоставление права на воспроизведение изображений произведений из собрания музея, реализация каталогов и сувенирной продукции, а также сдача в аренду имущества. Сейчас обсуждается возможность приобретения копии любимого произведения из эрмитажного собрания, распечатанной на 3D-принтере.

Комплексные доходы

Безусловно, самый эффективный способ заработать деньги музею – в сочетании описанных выше и других способов.

К примеру, Азовский музей-заповедник в 2016 году заработал на реставрационных работах, сувенирной продукции и даже покосах травы. Тогда его посетили 203 тыс. человек, благодаря которым музей получил 32 млн руб.

Специалисты говорят, что постепенно эта тенденция – инициатива и реализация музеев не только довольствоваться субсидиями от государства, но и зарабатывать самим, будет развиваться.


Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться