Из-за ГОСТа на российском рынке более трети подделок коньяка

Из-за ГОСТа на российском рынке более трети подделок коньяка

Созвучие слов cognac и «коньяк» подчас вводит в заблуждение. Так в чем же их разница? Cognac – это географическое название спиртного напитка из винограда «бренди». Производители только шести регионов во Франции, расположенных к западу от своей almа mater – провинции Cognac, – могут называть свой продукт таковым. Это Grande Champagne, Petite Champagne, Borderies, Fins Bois, Bons Bois и Bois Оrdinaires.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 16 Сен 2018, 18:00
Из-за ГОСТа на российском рынке более трети подделок коньяка

В России же коньяк – это вид винодельческой продукции. Технологии с cognac схожи, но есть и различия. Почва у нас другая, иные сорта винограда, да и дубы от французских отличаются. Мало того, использование слова «коньяк» внутри России не противоречит Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, заключенному в Марракеше в 1994 году, как и европейскому законодательству Совета ЕС от 2008-го. Так что все в рамках закона. А вот какого?

Фальсификаты в законе

Коньяк в России имеет право называться таковым лишь при обязательном соблюдении следующих условий. Спирт для него изготавливается путем перегонки виноматериала только из винограда, а выдерживаться напиток должен в контакте с древесиной не менее трех лет. В случае когда он производится из зернового, картофельного или спирта иного происхождения, это все что угодно, но только не коньяк.

Кроме дубовых бочек и дубовых бутов трех-пятилетний коньяк может выдерживаться еще и в эмалированных резервуарах или же из нержавеющей стали с дубовой клепкой. Для созревания напитков постарше – только дубовое окружение и никакого контакта с металлом.

Таковы требования ГОСТа. Но, с другой стороны, в коньячные стандарты России до сих пор не внесен метод определения происхождения виноматериала, как это принято во всем мире. Таким образом, прикрываясь вывеской «коньяк», производитель совершенно легально может использовать любое невиноградное сырье. А потребитель, соответственно, вводится в заблуждение, покупая по коньячной цене непонятный спиртной напиток.

Сами эксперты по крепкому алкоголю признают, что на легальном коньячном рынке порядка 30–40% фальсификатов, не соответствующих заявленному ГОСТу. Чего уж тут говорить о «теневиках», поставляющих своим клиентам напиток с наклейкой «коньяк» еще более сомнительного толка? Ведь там используют спирты и посерьезнее – непищевые, а именно технический или синтетический.

Методикой для определения происхождения этилового спирта является анализ, где выявляется соотношение изотопного состава углерода, кислорода и водорода. Характеристики тестируемого образца сравнивают с показателями спирта из виноградного сырья. Допустимы некоторые колебания в рамках так называемого изотопного коридора. Если же они выходят за пределы эталона, то сырье относят к разряду невиноградного.

Именно так за рубежом контролируется качество коньячной продукции. России же только предстоит официально взять эту методику на вооружение. Любопытны в данной связи результаты тестирования, проведенные Роскачеством. По 25 параметрам качества и безопасности было исследовано 47 торговых марок от российских производителей (более 30), а также из ближнего зарубежья (Армении, Молдовы, Грузии) и Франции. В ценовом диапазоне: от 371 до 1659 руб. за 0,5 л.

Товарами повышенного качества признаны, естественно, «французы» – Hennessy, Courvoisier, Martell, Remy Martin – и, что радует, один наш – «крымчанин» Бахчисарай. У остальных же выявлены те или иные отклонения от нормы. Так, в 15 образцах обнаружен спирт невиноградного происхождения. А в пяти были использованы синтетические ароматизаторы, что в коньячном деле недопустимо.

Не обошлось и без казуса. Один из тестируемых образцов оказался с зеленоватым оттенком, который известный французский дегустатор Мишель Гарнеро, принимающий участие в проверке, нарек «бренди-петрушкой». Это какая-то аномалия, я не знаю, что произошло во время выдержки и привело к появлению зеленого цвета. Если вы видите такую жидкость в бутылке, не покупайте ее, – советует авторитетный эксперт.

Тем не менее энолог отметил, что около четверти тестируемых образцов отличались очень высоким качеством. И это в стране, где нет таких старых коньячных традиций, как во Франции.

«Зачистка» в Армении

Пока в России вопрос о включении изотопной методики в коньячный ГОСТ только обсуждается, присмотримся к опыту нашей кавказской «соседки» – Армении. В республике в этом году фактически распалась цепочка по импорту коньячного спирта и подделке коньяка. Заводам уже запрещено его ввозить, так что работать теперь придется только на местном винограде.

Насколько производство станет чистым, можно будет судить года через три-четыре, подчеркивает глава Национального центра вина Армении Аваг Арутюнян. Год надо добавить на распродажу старых запасов. Плюс параллельно нынешний урожай винограда нужно будет заложить под коньяк трехлетней выдержки, столь популярный среди россиян.

Раз спрос на местное виноградное сырье повысится, значит, оно подорожает. Соответственно, прибавит в цене и конечный продукт. Порядка 80% экспорта армянского коньяка приходится сейчас на Россию. Тогда возникает вопрос, а будет ли готов отечественный потребитель покупать его по повышенной цене? Время покажет.

Однако Россия не Армения. Своего винограда у нас мало. По статистике, лишь 15% отечественных коньяков выпускается из российского сырья, так что без импортных спиртов никак не обойтись. Вместе с тем нам по силам разделить напитки по происхождению их сырья и дать им более точные определения: «коньяк», «коньячный напиток» или «бренди на зерне». Ведь навели же порядок с игристым вином (шампанским) и газированным винным напитком. Хотя внешне их бутылки трудно различить.

 Коньячное дело

И все-таки коньячный бизнес в России перспективен. Рост рынка составляет скромные, но стабильные 3–4% ежегодно. Из-за кризиса многие любители этого напитка ушли из ниши дорогостоящей импортной продукции в сторону отечественной и активно ее тестируют. Раскрученность бренда сейчас уже не столь актуальна, а на первое место выдвигается соответствие цены качеству. Растет популярность небольших литражей: 200 мл и 375 мл. Эти моменты следует учитывать бизнесу при формировании своей целевой аудитории.

Эксперты считают, что положительного результата можно добиться уже через год после выпуска первой бутылки. А рентабельность завода по выпуску коньяка может составлять более 60%.

Происходит хотя и медленный, но все-таки отход от сберегательной модели потребления. Интерес к коньяку у россиян постепенно восстанавливается. Об этом говорит и существенный рост импортных поставок, которые в прошлом году прибавили более 70%.

Предприниматели южных регионов России находятся в более привилегированном положении, чем остальные. У них на руках главный козырь – климатические условия, которые позволяют вкладывать деньги в полный цикл коньячного производства. Развитие собственной сырьевой базы с виноградниками и налаженным выпуском качественных коньячных спиртов – дело, безусловно, затратное, но оно со временем обязательно окупится.

Коньяк в цифрах

- 2 000 000 долл. стоит самый дорогой коньяк в мире Henri IV, Cognac Grande Champagne. Его выдержка – не менее 100 лет. Его разливают в сосуды весом 400 кг в форме раковины из сплава платины и золота, украшенные 6500 бриллиантами.


- 150 стран ввозят коньяк из Франции. Главные потребители напитка США, Сингапур и Китай.

- 371 руб. – минимальная розничная цена за 0,5 л коньяка в России. Однако участники рынка считают, что она должна быть повышена до 500 руб.

- 233 года составляет выдержка самого старого коньяка в мире от Courvoisier & Curlier.

- 43% производства коньяка в России приходится на Северо-Кавказский федеральный округ, по 16% – на Центральный и Северо-Западный и 18% – на Крым.

Три коньячные волны

Французские эксперты выделяют 54 основных аромата, которые присутствуют в винах и коньяках. Они даже были определены в так называемый «Винный нос». Но на деле разнообразных оттенков в ароматах в разы больше.

Чтобы разложить букет коньяка на все составляющие его нотки, дегустаторы используют два вида бокалов: снифтер и тюльпан. И это не случайно. Первый – шарообразный объемом 420–840 мл – предназначен для дегустации молодых коньяков. Округлая форма способна смягчить их некоторую агрессивность. Ну а второй – вытянутый тюльпан объемом 180 мл – используют для выдержанных коньяков. Такой бокал помогает раскрыться всему сложному и благородному букету напитка.

Существует стереотип, что коньяк следует закусывать непременно лимоном. Однако это в корне не верно. Кислота и эфиры цитруса нейтрализуют все запахи, убивая послевкусие благородного напитка. Или же некоторые перед употреблением нагревают коньяк. Это также ошибка: из-за быстрого испарения в нем может появиться привкус спирта.

В букете коньяка улавливают три основные волны. Первая – на расстоянии 5 см от края бокала. Как правило, это легкие цветочно-ванильные тона. Вторая – при большем приближении к бокалу. Эта волна более насыщенна тонами цветов, сухофруктов или орехов. И, наконец, третья, которая зависит от выдержки напитка в бочках. Здесь различают самые разнообразные оттенки: дерева, кожи, чернослива, смолы, пряностей. Причем ароматы третьей волны остаются даже в пустом бокале из-под коньяка в течение двух недель.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться