Оптический рынок в России восстанавливается и будет стабильно расти

Оптический рынок в России восстанавливается и будет стабильно расти

Как известно, очки используют не только по своему прямому назначению: для корректировки зрения или для защиты от солнца. Наряду с автомобилем, часами, костюмом этот аксессуар демонстрирует статус своего обладателя, его стиль и положение в обществе. Так что в наше время встречают не только по одежке, но и по очкам.
Оптический рынок в России восстанавливается и будет стабильно расти

Специфика рынка

Отечественный оптический рынок имеет ряд существенных особенностей, которые отличают его от западного. Прежде всего, следует отметить, что россияне не столь внимательно как европейцы относятся к своему зрению и, соответственно, не спешат его своевременно корректировать. Причем, чем дальше от мегаполисов и ближе к глубинке, тем ситуация хуже.

По подсчетам экспертов, 30 миллионов россиян нуждаются в коррекции зрения, но не занимаются ею. Отсюда и серьезное отставание от европейцев. Так, оборот российского рынка оптики составляет 800 млн. евро, что в два раза меньше, скажем, испанского.

Наших соотечественников в большей степени интересует красота оправы, а не качество очковой линзы. Если на первую они готовы потратить почти весь свой оптический бюджет, то на второй предпочитают сэкономить. Такая модель поведения характерна почти для всех социальных слоев. Отсюда – практически игнорирование россиянами прогрессивных линз для коррекции возрастной дальнозоркости. Верхняя половина такого стекла позволяет видеть удаленные предметы, а нижняя – более мелкие, приближенные  к глазам. Если в Европе более трети рынка очков приходится именно на этот тип линз, то в России аналогичный показатель составляет не более 1%.

Свою лепту вносит и устаревшее законодательство, не соответствующее текущему моменту. Производители до сих пор обязаны регистрировать оправы как медицинские изделия. А это – дополнительные расходы, которые, разумеется, перекладываются на кошелек конечного потребителя. В Европе же оправа не имеет отношения к медицине, а является просто аксессуаром.

А еще на рынке сложился сильный перекос в сторону импортной продукции. На долю отечественной приходится менее 10%. Соответственно, ценообразование в оптической отрасли тесно связано с курсом рубля. И даже незначительное его падение приводит к  росту цен, что сказывается на потребительской активности.

Перспектива есть

Несмотря на перечисленные негативные факторы, оптический рынок России в прошлом году показал положительную динамику, товарооборот составил около 50 млрд. рублей. Основным драйвером роста выступила категория средств контактной коррекции зрения, на которую сейчас приходится чуть более 20% рынка. Почти 70% традиционно занимают оправы и очковые линзы. И, несмотря на холодное лето 2017 года, доля солнцезащитных очков занимает внушительные для северной страны 10%.

И хотя темпы роста оптического рынка пока скромные. Прошлый год показал, что спрос после кризиса стал постепенно восстанавливаться, прежде всего, в средней ценовой категории. Так, рост оборота по оправам на 4% был обеспечен не бюджетным сегментом (с ценой до 4 тысячи), а повышенным интересом к более дорогим: от 4 до 8 тысяч. Эксперты прогнозируют дальнейшую стабилизацию на рынке и даже его рост до 5%. Так что для бизнеса складывается в целом неплохая ситуация. 

Мало того, крупные отечественные игроки уже сейчас делают ставку на дорогостоящие проекты, окупаемость которых составляет до 10 лет. Речь идет об организации полноценного производства очковых линз в России, аналогов которому у нас пока нет. Половину инвестиций в крупную фабрику (в Санкт-Петербурге) по части оборудования и технологий возьмет на себя Япония. Заметим, что затраты только на оборудование для подобного производства стартуют от 10 млн. евро. Плюс необходимы средства на строительство или покупку здания площадью 4 тысяч кв. метров. Цель предприятия – не дешевый ширпотреб, а высококачественная продукция и сокращение сроков получения заказов.

Есть перспективы и у торговли оптикой. Как прогнозируют эксперты, россияне будут постепенно уходить из нецивилизованного дешевого сегмента ларьков и киосков в более качественные по товару и сервису салоны.

Деревянные очки

И в заключение поговорим о модных веяниях осени-зимы 2018-2019 в сегменте солнцезащитных очков. Тема актуальна еще и потому, что некоторые россияне на новогодние праздники отправятся к южным морям.

В тренде самые разнообразные формы: круглые, квадратные, многогранные, «кошачий глаз» и ставшие уже классикой «авиаторы». Линзы – всех цветов радуги: красные, синие, розовые. В моде мраморная оправа и под цвет одежды.

Эко-стиль также заметен. Оправы бренда iWood изготовлены из дорогой экзотики, для которой используют специально выращенные деревья. Каждая такая модель делается вручную.

Да и производитель авто люкс-класса Maybach побаловал своих поклонников лимитированной серией солнцезащитных очков The Diplomat I. Оправа выполнена из желтого золота и инкрустирована 174 бриллиантами. А дужки черепахового цвета с логотипом сделаны из воловьего рога. И цена на высоте - 60 тысяч долларов.

Очки не только корректируют зрение и защищают от солнца. Они демонстрируют стиль и статус своего «носителя».

Солнцезащитные «топы»

$ 408 тысяч стоит совместное творение компаний Chopard и De Rigo Vision. Концы дужек этих очков сделаны из 60 грамм 24-каратного золота. А логотип - буква «С» - инкрустирована 51 бриллиантом весом 4 карата.

$ 383 609 придется выложить поклонникам модного дома Dolce and Gabbana за модель DG2027B. Очки с коричневыми линзами представлены в золотой оправе.

$ 65 тысяч – стоимость очков Style 23 из коллекции Luxuriator с оправой из 18-каратного золота, платины и с бриллиантами. А их дужки выполнены из воловьего рога.

$75 тысяч стоят золотые очки CliC Gold Sport. Н изготовление только одной пары уходит 40-50 часов. А всего было выпущено 100 таких экземпляров.

$59 тысяч  - стоят очки Flora от Bulgari из белого золота с голубыми сапфирами, бриллиантами и аквамаринами. Вариант с меньшим числом драгоценных камнем обойдется дешевле - $25 тысяч.

Глаза в изумрудах

С древних времен человек стремился защитить свои глаза от солнечных лучей. И каждый народ решал эту задачу по-своему. Например, жители Крайнего Севера, страдающие снежной слепотой от отраженного солнца, мастерили свои «очки» с узкими прорезями для глаз из дерева, кожи и костей животных. А у китайских судей вместо линз были закопченные куски кварца.

Прообразы современных солнцезащитных очков существовали и в Древнем Египте. Они представляли собой конструкцию из двух изумрудных пластин, соединенных бронзовой проволокой. И в Древнем Риме была подобная практика. По легенде, император Нерон наблюдал за схватками гладиаторов через отшлифованные изумруды.

По всей вероятности, именно древний опыт и вдохновил австралийских ювелиров компании Shiels Jewellers на создание солнцезащитного шедевра в единственном экземпляре стоимостью 200 тысяч долларов. Изготовление изумрудных линз заняло пять лет. Для них использовали крупные самородки идеальной чистоты. И оправа таких очков под стать – золото с бриллиантами.

Однако вряд ли этот ювелирный изыск можно считать практичным. Его место в музее или в частной коллекции. Компания Oakley же сделала ставку на тех, кто активно занимается спортом. Ее солнечные очки-плеер с аккумулятором, встроенным в дужку, способны развлекать во время пробежки или велопрогулки в течение почти 7 часов.

А очки модели ProCam XR2 со встроенной HD камерой позволяют снять хронику событий, оставляя обе руки свободными. Причем, по доступной цене - чуть более 5 тысяч рублей.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться